Государственный академический Большой театр России
Госуда́рственный академи́ческий Большо́й теа́тр Росси́и (ГАБТ), театр оперы и балета (Москва). Один из старейших театров страны.
История
История Большого театра восходит к 1776 г., когда князь П. В. Урусов получил правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений» (Чаянова О. Э. Театр Маддокса в Москве, 1776–1805. Москва, 1927. С. 25) с обязательством построить каменный театр, «чтобы он городу мог служить украшением, и сверх того, дом для публичных маскарадов, комедий и опер комических» (Чаянова О. Э. Театр Маддокса в Москве, 1776–1805. Москва, 1927. С. 25). В том же году Урусов привлёк к участию в расходах выходца из Англии М. Медокса (Маддокса). Спектакли шли в Оперном доме на Знаменке, находившемся во владении графа Р. И. Воронцова (в летнее время – в «воксале» во владении графа А. С. Строганова рядом с Андрониковым монастырём). Оперные, балетные и драматические спектакли осуществлялись силами актёров и музыкантов, вышедших из театральной труппы Московского университета, крепостных трупп Н. С. Титова и Урусова.
В 1780–1805 гг. театр назывался Петровским (находился на улице Петровка). С 1806 г. Императорский. В 1825–1853 гг. Большой Петровский театр. С 1917 г. Государственный Большой театр. С 1919 г. академический. Современное название с 1992 г.
Значительную роль в истории Большого театра сыграла деятельность управляющего Московской конторой Императорских театров А. Н. Верстовского (с 1848), директоров Императорских театров – И. А. Всеволожского (1881–1899), князя С. М. Волконского (1899–1901), В. А. Теляковского (1901–1917). В 1882 г. проведена реорганизация Императорских театров, в Большом театре появились должности главного дирижёра (капельмейстера; им стал И. К. Альтани, 1882–1906), главного режиссёра (А. И. Барцал, 1882–1903) и главного хормейстера (У. И. Авранек, 1882–1937). Оформление спектаклей усложнялось и постепенно выходило за рамки простого украшения сцены; в качестве главного машиниста и декоратора прославился К. Ф. Вальц (1869–1900).
В 1922–1959 гг. работал филиал Большого театра (с 1925 в здании, где ныне располагается Московский театр оперетты). В 1920 г. в бывшем императорском фойе открыт концертный зал (т. н. старый Бетховенский, до 2005). В 1932 г. по предложению В. Л. Кубацкого собрана звонница Большого театра. Во время Великой отечественной войны в 1941–1943 гг. часть коллектива работала в эвакуации в Куйбышеве (ныне Самара), оставшиеся артисты давали спектакли в помещении филиала. Оркестр Большого театра провёл в Куйбышеве премьеру Симфонии № 7 Д. Д. Шостаковича (1942). В 1961–1989 гг. около половины спектаклей Большого театра шли на сцене Колонного зала Дома Союзов.
С 2002 г. действует Новая сцена Большого театра. Во время реконструкции основного здания театра (2005–2011) спектакли (оперы и балеты) шли на Новой сцене. Основная (т. н. Историческая) сцена открыта в 2011 г., с этого времени спектакли идут на двух сценах. В 2012 г. открыт новый Бетховенский зал.
В разные годы музыкальными руководителями были: главные дирижёры – В. И. Сук (1906–1933), А. Ф. Арендс (главный дирижёр балета, 1900–1924), С. А. Самосуд (1936–1943), А. М. Пазовский (1943–1948), Н. С. Голованов (1948–1953), А. Ш. Мелик-Пашаев (1955–1963), Е. Ф. Светланов (1963–1965), Г. Н. Рождественский (1965–1970, в 2000–2001 художественный руководитель), Ю. И. Симонов (1970–1985), А. Н. Лазарев (1987–1995); художественный руководитель оркестра П. Феранец (1995–1998); музыкальный руководитель Большого театра, художественный руководитель оркестра М. Ф. Эрмлер (1998–2000); музыкальный руководитель и главный дирижёр А. А. Ведерников (2001–2009); музыкальный руководитель Л. А. Десятников (2009–2010); музыкальные руководители и главные дирижёры – В. С. Синайский (2010–2013), Т. Т. Сохиев (2014–2022).
Главные хормейстеры: В. П. Степанов (1926–1936), М. А. Купер (1936–1944), М. Г. Шорин (1944–1958), А. В. Рыбнов (1958–1988), С. М. Лыков (1990–1995; в 1995–2003 художественный руководитель хора), В. В. Борисов (с 2003).
Балетной труппой Большого театра в разные годы руководили: А. А. Горский (1902–1924), В. Д. Тихомиров (1925–1930), Р. В. Захаров (1936–1939), Л. М. Лавровский (1944–1964, с небольшими перерывами), Ю. Н. Григорович (1964–1995), А. Н. Фадеечев (1998–2000), Б. Б. Акимов (2000–2003), А. О. Ратманский (2004–2009), С. Ю. Филин (2011–2016), М. Х. Вазиев (с 2016) и др.
Художественный руководитель – директор театра в 1995–2000 гг. – В. В. Васильев. Генеральный директор в 2000–2013 гг. А. Г. Иксанов. С 2013 г. генеральный директор В. Г. Урин. Художественные руководители оперной труппы: Б. А. Руденко (1995–1999), В. П. Андропов (2000–2002), М. Ф. Касрашвили (в 2002–2014 возглавляла творческие коллективы оперной труппы, ныне помощник главного дирижёра – музыкального руководителя), Л. В. Таликова (с 2014, заведующая творческими коллективами оперной труппы).
Концертмейстер оркестра – А. П. Калашков (с 2017).
Архитектура
Первое здание Петровского театра (или театра Медокса) было построено в 1780 г. из кирпича в стиле екатерининского классицизма (архитектор Х. Розберг) с ориентацией главного фасада на улицу Петровка. Высота здания достигала 17 м; имелись партер, четыре яруса лож, немного выдвинутая вперёд верхняя галерея на кронштейнах для простого народа («раёк»), три каменные и две деревянные лестницы. Театр вмещал до 800 зрителей (не считая галерей).
В 1787–1788 гг. к зданию пристроен квадратный в плане корпус с большим ротондальным маскарадным залом, украшенным 24 колоннами коринфского ордера и 42 хрустальными люстрами (диаметр зала с галереями составлял 35,6 м, общая площадь – 995 м2). Старый Петровский театр сгорел в октябре 1805 г. В 1806 г. выкуплены и снесены дома вокруг бывшего театра; образована обширная площадь.
В мае 1816 г. император Александр I утвердил проект перестройки Театральной площади архитектора О. И. Бове, предоставившего также московскому главнокомандующему генералу А. П. Тормасову планы и проекты нового театра с главным фасадом, переориентированным на площадь. В 1817 г. император утвердил план и проект фасада театра с 12-колонным портиком архитектора Д. Ф. Ламони. Однако проекты и сметы «вскоре же исчезли и, несмотря на тщательные поиски, предпринятые в 1819 году, не были найдены» (Хрипунов. 1955. С. 30). Конфигурация плана и очертания будущего театра, разработанные Бове, зафиксированы на «Прожектированном плане столичного города Москвы» (составлен с учётом проекта Бове в 1818 Е. Г. Челиевым, награвирован и издан в 1819). В июле 1820 г. обгоревшее старое здание было расчищено от завалов. В ноябре вырыты рвы и забито 2147 свай длиной 6,5 м под внешние стены. 21 февраля (5 марта) 1821 г. президент Императорской Академии художеств А. Н. Оленин послал московскому военному генерал-губернатору Д. В. Голицыну на выбор планы и проекты фасадов архитекторов А. А. Михайлова, В. И. Беретти и А. И. Мельникова. 30 марта (11 апреля) Голицын сообщил Комиссии для строений Москвы о выборе проекта Михайлова, составленного с учётом проектов Бове и Ламони. 17(29) мая комиссия возложила производство работ на архитектора «по фасадической части» Бове; 4(16) июля он представил эскизный проект, удешевлявший строительство (по смете расходы составляли 1 200 666 руб.; Бове отказался от торговых подвалов, уменьшил на 4 м общую высоту здания и ширину зрительного зала, увеличил на 6 м глубину сцены, усилил конструктивную мощь стен, заменил итальянский тип конструкций лож на облегчённый французский с чугунными кронштейнами, вместо четвёртого яруса лож предложил пояс парных кариатид, поддерживающих плафон). Летом были разобраны стены и столбы старого театра, окончено забучивание рвов, заготовлен кирпич, а также белый мячковский камень и дикий камень, оставшийся от разборки Кузнецкого моста и облицовки берегов реки Неглинная. 10(22) ноября император утвердил новый проект в стиле ампир. При строительстве использованы части фундаментов Петровского театра (технической частью руководил инженер-подпоручик Девис). Осенью 1822 г. завершено возведение стен. В сентябре 1823 г. изменён проект подковообразного зрительного зала, после чего вместо кариатид был прибавлен четвёртый ярус лож (высота зала достигла 22,3 м), а все стены здания повышены на 2,8 м, достигнув высоты 36,9 м. Сценическая коробка по площади почти равнялась залу и имела большие кулуары. Главное фойе и боковые маскарадные и другие залы соединялись системой анфилад общей длиной 136 м. В октябре завершено изготовление модели здания.
Главный фасад акцентирован монументальным восьмиколонным ионическим портиком (высота колонн – 15 м) с треугольным фронтоном, над которым из арки аттика выступала скульптурная гипсовая группа «Квадрига Аполлона». В крайних интерколумниях предполагалось разместить статуи муз (не были осуществлены). Боковые части фасада украшены квадровым рустом. Сооружение стало главным композиционным акцентом ансамбля Театральной площади. Открытие театра состоялось 6(18) января 1825 г. (под названием Большой Петровский театр). Общая сумма, израсходованная на строительство, составила 1 957 065 руб.
В конце 1830-х – начале 1850-х гг. в театре произведены переделки. В 1837 г. по проекту Н. И. Козловского перестроены верхняя и нижняя части сцены, переписаны плафон и декор парапетов лож, в 1838 г. устроены отдельные входы в боковую царскую и министерскую ложи. По проекту Е. Е. Еремеева начала 1840-х гг. устроена арьерсцена. В 1843 г. в боковых маскарадных залах разобраны колоннады-проходы, над ними надстроен этаж артистических уборных; партер увеличен за счёт оркестровой ямы, вдвинутой в портал сцены (архитектор А. С. Никитин). В 1851 г. переделана царская ложа (архитектор К. А. Тон).
После пожара 11–12(23–24) марта 1853 г. здание восстановлено по проекту архитектора А. К. Кавоса [утверждён 17(29) мая 1855] с участием архитекторов А. С. Никитина и Стельна. Сумма расходов составила 900 тыс. руб. При реконструкции сохранена планировка, но был значительно изменён внешний облик. Высота здания достигла 40,7 м. Передний скат крыши заменён треугольным фронтоном. Отлита новая медная скульптурная группа «Аполлон с квадригой» высотой 6,5 м (по модели скульптора П. К. Клодта). Построен новый, более высокий фронтон портика с барельефом с изображением летящих гениев с лирой (не сохранился). Использованы новые колонны с ордером, близким по рисунку композитному. В стенах против крайних интерколумниев устроены ниши со скульптурами муз Эрато и Терпсихоры. На боковых стенах добавлены пилястры. К заднему фасаду пристроен каменный сарай для декораций (в 1886 над ним добавлено два этажа; в 1923–1924 пристройка связана в одно целое с основным зданием).
Интерьеры были заново отделаны и приобрели черты эклектики, создано 116 лож с позолоченным лепным орнаментальным декором и пунцовыми бархатными драпировками. Ширина портала увеличена с 18 до 22 м. Плоский плафон украшен орнаментами и изображениями Аполлона и девяти муз (по эскизу М. М. Титова; реставрирован в 1958 бригадой С. С. Чуракова под руководством П. Д. Корина). Зрительный зал вмещал 2300 человек. Торжественное открытие театра состоялось 20 августа (1 сентября) 1856 г.
В 1863 г. заменена люстра зрительного зала (диаметр 6,5 м, высота 8,5 м, 15 тыс. хрустальных подвесок; в 1893 газовые рожки заменены на электролампы). В 1894–1895 гг. подведены новые каменные фундаменты под внешние стены; в 1898–1899 гг. – под внутренние стены; в 1921–1923 гг. – под стены зрительного зала (архитектор И. И. Рерберг).
В 1926 г. сооружена железобетонная стена, изолировавшая сцену при пожаре, установлен пожарный занавес, на верхнем фронтоне фасада размещён барельеф с гербом СССР (заменён на исторический герб России в 2006). По проекту реконструкции (1926, архитектор И. И. Рерберг) укреплены деревянные фермы системы Гау, переустроены некоторые лестницы (1927–1928), увеличены артистические уборные третьего этажа, отделано подпартерное помещение (1931–1932). В 1920-х – 1930-х гг. на сцене создана звонница из около 40 колоколов (звонарь А. В. Кусакин). В 1934–1938 гг. реконструирована сцена. В июне 1940 г. проведён конкурс на проект нового живописного плафона «Апофеоз искусств народов СССР» в зрительном зале (выбран эскиз Е. Е. Лансере; не осуществлён, т. к. в апреле 1941 Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР решил сохранить старые росписи плафона). В начале 1941 г. под руководством И. В. Жолтовского разработан проект реконструкции сценической части с увеличением задней части театра почти на 30 м в длину (не осуществлён). В апреле – мае вместо ферм Гау установлены стальные фермы перекрытий. Попаданием бомбы от авианалёта 28 октября 1941 г. разрушена часть стены главного фасада, часть свода фойе, перекрытия, капители колонн, фигуры муз и др. (восстановлены в 1942–1943, архитектор А. П. Великанов; скульптуры муз работы М. С. Рукавишникова и С. В. Кольцова). В 1948–1949 гг. произведено озеленение площади перед театром, установлен фонтан (архитектор В. И. Долганов). В начале 1950-х гг. создан новый арлекин (навершие портала сцены), в 1955 г. установлен т. н. Золотой занавес (оба – по эскизам художника Ф. Ф. Федоровского). В 1964–1965 гг. в помещении бывшего декорационного зала под крышей театра сооружён верхний репетиционный зал (архитектор В. В. Турчинович). В 1970-х гг. проводилась реконструкция многих интерьеров (в 1975–1976 обновлено убранство зрительного зала, отреставрирован Бетховенский зал).
В 1993 г. театр получил несколько соседних зданий; мастерской № 14 Моспроекта-2 создан проект их реконструкции. Бывшая гостиница «Русь» (1895, архитектор В. П. Загорский) перестроена под административно-вспомогательный корпус. В 1997–2002 гг. возведено здание Новой сцены (архитекторы Ю. Н. Шевердяев, П. Ю. Андреев, А. В. Маслов и В. Н. Ковшель; плафон создан по эскизам Л. С. Бакста, переработанным З. К. Церетели).
В 2005–2011 гг. реконструировано основное здание с Исторической сценой (ЗАО «Курортпроект», архитектор Н. Г. Шангин и др.). Вместимость зрительного зала уменьшилась с 2185 до 1740 мест. В 2010–2011 гг. создан подземный концертно-репетиционный Бетховенский зал (архитекторы М. М. Посохин, П. Ю. Андреев, А. Н. Бутырин, Е. П. Андреев-Платонов, А. Л. Никифорова, С. В. Воробьев, И. Р. Халитова; инженеры В. Н. Фурман, А. И. Адаменко). Стоимость работ превысила 35 млрд руб. Театр вновь открыт гала-концертом 28 октября 2011 г.
Опера в Большом театре
В 1779 г. на сцене Оперного дома на Знаменке появилась одна из первых русских опер «Мельник – колдун, обманщик и сват» (текст А. О. Аблесимова, музыка М. М. Соколовского). В Петровском театре поставлены аллегорический пролог «Странники» (текст Аблесимова, музыка Е. И. Фомина), исполненный в день открытия 30 декабря 1780 г. (10 января 1781), оперные спектакли «Несчастье от кареты» (1780), «Скупой» (1782), «Санктпетербургский гостиный двор» (1783) В. А. Пашкевича. Влияние на развитие оперного театра оказали гастроли итальянской (1780–1782) и французской (1784–1785) трупп. В труппе Петровского театра состояли актёры и певцы Е. С. Сандунова, М. С. Синявская, А. Г. Ожогин, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. Большой Петровский театр открылся 6(18) января 1825 г. прологом «Торжество муз». В оперном репертуаре с этого времени всё большее место занимали произведения отечественных авторов, главным образом оперы-водевили.
Свыше 30 лет работа оперной труппы была связана с деятельностью А. Н. Верстовского – инспектора Дирекции Императорских театров и композитора, автора опер «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение 12 спящих дев» (1832), «Аскольдова могила» (1835), «Тоска по родине» (1839). В 1840-х гг. поставлены русские классические оперы «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1846) М. И. Глинки. В 1856 г. вновь отстроенный Большой театр открылся оперой В. Беллини «Пуритане» в исполнении итальянской труппы. 1860-е гг. отмечены усилением западноевропейского влияния (новая Дирекция Императорских театров благоволила к итальянской опере и музыкантам-иностранцам). Из отечественных опер поставлены «Юдифь» (1865) и «Рогнеда» (1868) А. Н. Серова, «Русалка» А. С. Даргомыжского (1859, 1865), с 1869 г. шли оперы П. И. Чайковского.
Подъём русской музыкальной культуры в Большом театре связан с первой постановкой на большой сцене оперы «Евгений Онегин» (1881), а также других произведений П. И. Чайковского, опер петербургских композиторов: Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. Одновременно ставились лучшие произведения зарубежных композиторов – В. А. Моцарта, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера. Среди певцов конца 19 – начала 20 вв.: М. Г. Гукова, Е. П. Кадмина, Н. В. Салина, А. И. Барцал, И. В. Грызунов, В. Р. Петров, П. А. Хохлов. Этапной для театра стала дирижёрская деятельность С. В. Рахманинова (1904–1906). Расцвет Большого театра в 1901–1917 гг. во многом связан с именами Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова и А. В. Неждановой, К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, К. А. Коровина и А. Я. Головина.
В 1906–1933 гг. фактическим главой Большого театра был В. И. Сук, продолживший работу над русской и зарубежной оперной классикой совместно с режиссёрами В. А. Лосским («Аида» Дж. Верди, 1922; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1927) и Л. В. Баратовым, художником Ф. Ф. Федоровским. В 1918–1920 гг. в Большом театре действовала Оперная студия под руководством К. С. Станиславского. В 1920–1930-х гг. спектаклями дирижировали Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Б. Э. Хайкин; на сцене пели В. В. Барсова, К. Г. Держинская, Е. Д. Кругликова, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, Е. А. Степанова, А. И. Батурин, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. Д. Михайлов, П. М. Норцов, А. С. Пирогов. Состоялись премьеры советских опер: «Декабристы» В. А. Золотарёва (1925), «Сын Солнца» С. Н. Василенко и «Тупейный художник» И. П. Шишова (обе – 1929), «Алмаст» А. А. Спендиарова (1930); в 1935 г. поставлена опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича. В конце 1940 г. поставлена «Валькирия» Вагнера (режиссёр С. М. Эйзенштейн). Последняя предвоенная постановка – «Хованщина» Мусоргского (13 февраля 1941).
В сентябре 1943 г. Большой театр открыл сезон в Москве оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») М. И. Глинки. В 1940–1950-х гг. ставился русский и европейский классический репертуар, а также оперы композиторов стран Восточной Европы – Б. Сметаны, С. Монюшко, Л. Яначека, Ф. Эркеля. С 1943 г. с театром связано имя режиссёра Б. А. Покровского, более 50 лет определявшего художественный уровень оперных спектаклей; эталонными считаются его постановки опер «Война и мир» (1959), «Семён Котко» (1970) и «Игрок» (1974) С. С. Прокофьева, «Руслан и Людмила» Глинки (1972), «Отелло» Дж. Верди (1978). В 1964 г. состоялись первые полноценные зарубежные гастроли оперной труппы на сцене театра «Ла Скала», были показаны оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина (обе – режиссёр Л. В. Баратов), «Война и мир» Прокофьева, «Садко» Римского-Корсакова (обе – режиссёр Б. А. Покровский), «Пиковая дама» Чайковского (режиссёр Баратов, редакция Покровского).
Для оперного репертуара 1970-х – начала 1980-х гг. характерно стилевое многообразие: от опер 18 в. («Юлий Цезарь в Египте» Г. Ф. Генделя, 1979; «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка, 1983) и оперной классики 19 в. («Золото Рейна» Р. Вагнера, 1979) до советской оперы («Мёртвые души» Р. К. Щедрина, 1977; «Обручение в монастыре» Прокофьева, 1982). В лучших спектаклях 1950–1970-х гг. пели И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, М. Ф. Касрашвили, Т. А. Милашкина, Е. В. Образцова, Б. А. Руденко, Т. И. Синявская, В. А. Атлантов, А. Ф. Ведерников, А. Ф. Кривченя, С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан, Ю. А. Мазурок, Е. Е. Нестеренко, А. П. Огнивцев, И. И. Петров, М. О. Рейзен, З. Л. Соткилава, А. А. Эйзен, дирижировали Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, К. А. Симеонов и др.
С исключением должности главного режиссёра (1982) и уходом из театра Ю. И. Симонова начался период нестабильности; до 1988 г. осуществлено всего несколько оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (режиссёр Р. И. Тихомиров) и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (режиссёр Г. П. Ансимов), «Вертер» Ж. Массне (режиссёр Образцова), «Мазепа» П. И. Чайковского (режиссёр С. Ф. Бондарчук).
С конца 1980-х гг. оперную репертуарную политику определяла ориентация на редко исполняемые произведения: «Прекрасная мельничиха, или Сcоры из-за любви» Дж. Паизиелло (1986, дирижёр В. Е. Вайс, режиссёр Г. М. Геловани), оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1988, дирижёр Е. Ф. Светланов, режиссёр Г. П. Ансимов), «Млада» (1988, впервые на этой сцене; дирижёр А. Н. Лазарев, режиссёр Б. А. Покровский), «Ночь перед Рождеством» (1990, дирижёр Лазарев, режиссёр А. Б. Титель), «Орлеанская дева» Чайковского (1990, впервые на этой сцене; дирижёр Лазарев, режиссёр Покровский), «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова (обе – 1994, дирижёр Лазарев, режиссёр Н. И. Кузнецов). Также среди постановок – опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (редакция Е. М. Левашёва; 1992, совместная постановка с Театром имени Карло Феличе в Генуе; дирижёр Лазарев, режиссёр Покровский). В эти годы начался массовый отъезд певцов за рубеж, что (при отсутствии должности главного режиссёра) привело к снижению качества спектаклей.
В 1995–2000 гг. основу репертуара составляли русские оперы 19 в., среди постановок: «Иван Сусанин» М. И. Глинки (возобновление постановки Л. В. Баратова 1945, режиссёр В. Г. Милков), «Иоланта» П. И. Чайковского (режиссёр Г. П. Ансимов; обе – 1997), «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (1998, дирижёр А. Н. Чистяков, режиссёр Б. А. Покровский). С 1995 г. зарубежные оперы в Большом театре исполняются на языке оригинала. По инициативе Б. А. Руденко состоялось концертное исполнение опер «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (дирижёр П. Феранец) и «Норма» В. Беллини (дирижёр Чистяков; обе – 1998). Среди других опер: «Хованщина» М. П. Мусоргского (1995, дирижёр М. Л. Ростропович, режиссёр Б. А. Покровский), «Игроки» Д. Д. Шостаковича (1996, концертное исполнение, впервые на этой сцене, дирижёр Чистяков), наиболее удачная постановка этих лет – «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1997, дирижёр Феранец, режиссёр П. Устинов).
В 2001 г. впервые в Большом театре поставлена опера «Набукко» Дж. Верди (дирижёр М. Ф. Эрмлер, режиссёр М. С. Кисляров), под руководством Г. Н. Рождественского состоялась премьера 1-й редакции оперы «Игрок» С. С. Прокофьева (режиссёр А. Б. Титель). Основы репертуарной и кадровой политики (с 2001): антрепризный принцип работы над спектаклем, приглашение исполнителей на контрактной основе (при постепенном сокращении основной труппы), прокат зарубежных спектаклей («Сила судьбы» Дж. Верди, 2001, аренда постановки театра «Сан-Карло», Неаполь, дирижёр А. А. Вилюманис, режиссёр К. Маэстрини); «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа (2002, впервые на этой сцене, в сценической версии театра «Ла Скала», дирижёр А. А. Ведерников, режиссёр Л. Пуджелли), «Фальстаф» Верди (2005, аренда спектакля театра «Ла Скала», дирижёр Ведерников, режиссёр Дж. Стрелер). Из отечественных опер поставлены «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (2003, с участием «исторических» инструментов в оркестре; дирижёр Ведерников, режиссёр В. М. Крамер), «Огненный ангел» С. С. Прокофьева (2004, впервые в Большом театре; дирижёр Ведерников, режиссёр Ф. Замбелло).
В 2002 г. открыта Новая сцена, первый спектакль – «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр Н. Г. Алексеев, режиссёр Д. В. Белов). Среди постановок: «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского [2003, впервые в Большом театре; дирижёр А. В. Титов, режиссёр Д. Ф. Черняков; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» (2004) в номинациях «Лучшая работа режиссёра в опере», «Лучшая женская роль в опере», специальный приз жюри за световое оформление], «Летучий голландец» Р. Вагнера в 1-й редакции (2004, совместно с Баварской государственной оперой; дирижёр А. А. Ведерников, режиссёр П. Конвичный). Тонкое минималистское сценическое решение отличало постановку оперы «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (2005, дирижёр Р. Рицци-Бриньоли, режиссёр и художник Р. Уилсон). Огромный опыт дирижёрской работы М. В. Плетнёва над музыкой П. И. Чайковского обусловил успех постановки «Пиковой дамы» (2007, режиссёр В. В. Фокин). К постановке оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в редакции Д. Д. Шостаковича (2007) был приглашён режиссёр А. Н. Сокуров, для которого это был первый опыт работы в оперном театре. Среди других постановок этих лет: оперы «Макбет» Дж. Верди (2003, дирижёр М. Панни, режиссёр Э. Някрошюс), «Дети Розенталя» Л. А. Десятникова (2005, мировая премьера; дирижёр Ведерников, режиссёр Някрошюс), «Евгений Онегин» Чайковского (2006, дирижёр Ведерников, режиссёр Черняков; постановка получила множество наград, во время гастролей Большого театра показана на зарубежных сценах, в том числе в 2008 на сцене Парижской оперы, в 2010 в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне и «Театро Реаль» в Мадриде), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (2008, совместно с «Театро Лирико» в Кальяри, Италия; дирижёр Ведерников, режиссёр Някрошюс), «Воццек» А. Берга (2009, впервые в Москве; дирижёр Т. Курентзис, режиссёр и художник Черняков; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинациях «Лучшая работа дирижёра в опере», «Лучшая работа режиссёра в опере», «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре», 2011).
С 2009 г. в Большом театре начала работать Молодёжная оперная программа, участники которой стажируются в течение 2 лет и принимают участие в спектаклях театра. С 2010 г. в большинстве постановок заняты зарубежные постановщики и исполнители. В 2010 г. поставлены оперетта «Летучая мышь» И. Штрауса (впервые на этой сцене, дирижёр К.-М. Мюллер, режиссёр В. А. Бархатов), опера «Дон Жуан» В. А. Моцарта (совместно с Экс-ан-Прованским фестивалем, «Театро Реаль» в Мадриде и Канадским оперным театром в Торонто; дирижёр Курентзис, режиссёр и художник Черняков), в 2011 г. – опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр В. С. Синайский, режиссёр К. С. Серебренников).
Первая оперная постановка на основной (Исторической) сцене, открытой после реконструкции в 2011 г., «Руслан и Людмила» М. И. Глинки [дирижёр В. М. Юровский, режиссёр и художник Д. Ф. Черняков; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» (2013) в номинациях «Лучшая работа режиссёра в опере» и «Лучшая работа художника в музыкальном театре»], из-за шокирующего сценического решения сопровождалась скандалом. В противовес ей в том же году возобновлена классическая постановка оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в редакции Н. А. Римского-Корсакова (1948, режиссёр Л. В. Баратов; дирижёр В. С. Синайский). В 2012 г. осуществлены первая в Москве постановка оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса (дирижёр Синайский, режиссёр С. Лоулесс), первое в Большом театре сценическое исполнение оперы «Дитя и волшебство» М. Равеля (дирижёр А. А. Соловьёв, режиссёр и художник Э. Макдоналд), вновь поставлены «Князь Игорь» А. П. Бородина (в новой редакции П. В. Карманова, консультант В. И. Мартынов, дирижёр Синайский, режиссёр Ю. П. Любимов), «Чародейка» П. И. Чайковского (дирижёр А. Н. Лазарев, режиссёр А. Б. Титель) и др. В 2013 г. поставлены оперы «Сомнамбула» В. Беллини (дирижёр Э. Маццола, режиссёр П. Л. Пицци, предыдущая постановка оперы в Большом театре состоялась в 1891) и «Дон Карлос» Дж. Верди (к 200-летию со дня рождения Верди; дирижёр Р. Тревиньо, режиссёр Э. Ноубл), в 2014 г. – «Царская невеста» Римского-Корсакова (дирижёр Г. Н. Рождественский, режиссёр Ю. Певзнер, поставлена по мотивам сценографии Ф. Ф. Федоровского, 1955), «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (концертное исполнение, дирижёр Т. Т. Сохиев), впервые в Большом театре – «История Кая и Герды» С. П. Баневича (дирижёр А. Е. Гришанин, режиссёр Д. С. Белянушкин).
В числе постановок последних лет: «Риголетто» Дж. Верди (2014, дирижёр Э. Пидо, режиссёр Р. Карсен, совместная постановка Большого театра и Экс-ан-Прованского фестиваля, Национальной Рейнской оперы, театра «Ла Монне», Большого театра Женевы), оперы Г. Ф. Генделя – «Роделинда» (2015, впервые в Москве, совместно с Английской национальной оперой; дирижёр К. Моулдс, режиссёр Р. Джонс; премия «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль в опере» и «Лучшая работа режиссёра в опере», 2017), «Альцина» (2017, впервые в Большом театре, дирижёр А. Маркон, режиссёр К. Митчелл, постановка Экс-ан-Прованского фестиваля; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссёра в опере», 2019), «Ариодант» (2021, впервые в Большом театре, спектакль Английской национальной оперы, совместная постановка Английской национальной оперы и Валлийской национальной оперы, дирижёр Дж. Капуано, режиссёр Д. Олден), «Дон Паскуале» Г. Доницетти (первая постановка силами труппы Большого театра, дирижёр М. Клауза, режиссёр Т. А. Кулябин), «Манон Леско» Дж. Пуччини (впервые в Большом театре, первое участие А. Ю. Нетребко в спектакле Большого театра; дирижёр Я. Биньямини, режиссёр А. Я. Шапиро), «Билли Бадд» Б. Бриттена (впервые в Большом театре, совместно с Английской национальной оперой и Немецкой оперой в Берлине; дирижёр У. Лейси, режиссёр Д. Олден, Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль в опере» и «Лучшая работа художника в музыкальном театре», 2018; все – 2016), «Путешествие в Реймс» Дж. Россини [2017, концертное исполнение, дирижёр Т. Т. Сохиев; 2018, сценическая версия, впервые в Большом театре, дирижёр Сохиев, режиссёр Д. Микьелетто, совместная постановка с Нидерландской национальной оперой (Амстердам), Королевским театром Дании (Копенгаген) и Сиднейской оперой], «Идиот» М. С. Вайнберга (2017, впервые в Большом театре, дирижёр Клауза, режиссёр Е. М. Арье), оперетта «Кандид» Л. Бернстайна (2018, впервые в Большом театре, дирижёр Сохиев, режиссёр А. Б. Франдетти), оперы «Русалка» А. Дворжака (2019, впервые в Большом театре, дирижёр А. Рубикис, режиссёр Кулябин), «Дидона и Эней» Г. Пёрселла (2019, впервые в Большом театре, дирижёр К. Моулдс, режиссёр В. Уге, совместная постановка с Экс-ан-Прованским фестивалем). В 2016 г. впервые в Большом театре исполнен Реквием Г. Берлиоза (с участием оркестра тулузского театра «Капитолий», Франция, дирижёр Сохиев).
Вновь поставлена оперная классика: «Кармен» Ж. Бизе (2015, дирижёр Т. Т. Сохиев, режиссёр А. В. Бородин), «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (дирижёр Сохиев, режиссёр Р. В. Туминас), «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (дирижёр Сохиев, режиссёр П. Штайн; обе – 2016), «Бал-маскарад» Дж. Верди (2018, дирижёр Дж. Сагрипанти, режиссёр и художник Д. Ливерморе), «Пиковая дама» (2018, дирижёр Сохиев, режиссёр Туминас), «Евгений Онегин» (2019, дирижёр Сохиев, режиссёр Арье) и «Мазепа» (2021, дирижёр Сохиев, режиссёр Е. А. Писарев) П. И. Чайковского, «Снегурочка» (2017, дирижёр Сохиев, режиссёр А. Б. Титель), «Сказка о царе Салтане» (2019, дирижёр Сохиев, режиссёр Франдетти) и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (2020, дирижёр Т. К. Зангиев, режиссёр и художник Д. Ф. Черняков; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссёра в опере», «Лучшая мужская роль в опере», «Лучшая женская роль в опере»; 2021).
Среди последних премьер – совместные постановки Большого театра и театра «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк): после почти столетнего перерыва в Большом театре показаны оперы «Саломея» Р. Штрауса (2021, предыдущая постановка была осуществлена в 1925; дирижёр Т. Т. Сохиев, режиссёр К. Гут; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в опере», 2022) и «Лоэнгрин» Р. Вагнера (2022, предыдущая постановка была осуществлена в 1923; дирижёр Э. Роджистер, режиссёр Ф. Жирар).
Хор театра отмечен специальной премией жюри национального фестиваля «Золотая маска» (2005) «за высокопрофессиональную работу» в спектаклях «Макбет» Дж. Верди (постановка 2003) и «Летучий голландец» Р. Вагнера (постановка 2004), премией International Opera Awards за спектакль «Летучий голландец» (2019, Лондон).
С 2000 г. на телеканале «Россия-Культура» выходит программа «Билет в Большой».
1 и 2 июля 2016 г. состоялась первая в истории Большого театра прямая трансляция спектакля со сцены на экран на Театральной площади Москвы (опера «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, постановка 2014, дирижёр Д. С. Крюков, режиссёр Ю. Певзнер).
На 10 февраля 2023 г. на сайте Большого театра (Репертуар // Большой театр) в репертуаре оперы указаны 17 спектаклей на Исторической сцене, 19 – на Новой сцене, 27 – на Камерной сцене имени Б. А. Покровского (бывший Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского; работает в составе Большого театра с сентября 2018).
Балет в Большом театре
В 1784 г. в труппу Петровского театра вошли ученики балетного класса, открытого в 1773 г. в Воспитательном доме. Первыми хореографами были итальянцы и французы (Л. Парадиз, Ф. и К. Морелли, П. Пинуччи, Дж. Соломони). Репертуар включал их собственные постановки и перенесённые спектакли Ж.-Ж. Новерра, жанровые комедийные балеты.
В развитии балетного искусства Большого театра 1-й трети 19 в. наибольшее значение имела деятельность А. П. Глушковского, возглавлявшего балетную труппу в 1812–1839 гг. Он ставил спектакли различных жанров, в том числе на сюжеты А. С. Пушкина («Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца, 1821; «Чёрная шаль, или Наказанная неверность» на сборную музыку, 1831), а также перенёс на московскую сцену многие петербургские работы Ш.-Л. Дидло. Романтизм утвердился на сцене Большого театра благодаря хореографу Ф. Гюллень-Сор, работавшей здесь в 1823–1839 гг. и перенёсшей из Парижа ряд балетов («Сильфида» Ж.-М. Шнейцхоффера, хореография Ф. Тальони, 1837, и др.). Среди её учеников и наиболее известных исполнителей: Е. А. Санковская, Т. И. Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова, И. Н. Никитин. Особое значение имели выступления в 1850 г. австрийской танцовщицы Ф. Эльслер, благодаря которой в репертуар вошли балеты Ж. Перро («Эсмеральда» Ч. Пуньи, и др.).
С середины 19 в. романтические балеты стали терять былое значение, несмотря на то что в труппе сохранялись тяготевшие к ним артисты: П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, в 1870-х гг. – А. И. Собещанская. На протяжении 1860–1890-х гг. в Большом театре сменилось несколько балетмейстеров, руководивших труппой или ставивших отдельные спектакли. В 1861–1863 гг. здесь работал К. Блазис, получивший известность лишь как педагог. Наиболее репертуарными в 1860-х гг. были балеты А. Сен-Леона, перенёсшего из Санкт-Петербурга спектакль «Конёк-Горбунок» Пуньи (1866). Значительное достижение театра – балет «Дон Кихот» Л. Минкуса, поставленный М. И. Петипа в 1869 г. В 1867–1869 гг. несколько постановок осуществил С. П. Соколов («Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу» Ю. Г. Гербера и др.). В 1877 г. приехавший из Германии балетмейстер В. Рейзингер стал постановщиком первой (малоудачной) редакции «Лебединого озера» П. И. Чайковского. В 1880–1890-х гг. хореографами в Большом театре были Й. Хансен, Х. Мендес, А. Н. Богданов, И. Н. Хлюстин.
К концу 19 в., несмотря на наличие в труппе сильных танцовщиков (Л. Н. Гейтен, Л. А. Рославлева, Н. Ф. Манохин, Н. П. Домашёв), балет Большого театра переживал кризис: москвичи не видели балетов Чайковского (только в 1899 «Спящую красавицу» перенёс в Большой театр А. А. Горский), лучших постановок Петипа и Л. И. Иванова. Ставился даже вопрос о ликвидации труппы, в 1882 г. сокращённой вдвое. Причиной этого были отчасти малое внимание Дирекции Императорских театров к труппе (считавшейся тогда провинциальной), неталантливые руководители, игнорировавшие традиции московского балета, обновление которого стало возможным в эпоху реформ в русском искусстве начала 20 в.
В 1902 г. балетную труппу возглавил А. А. Горский, деятельность которого способствовала её возрождению и расцвету. Хореограф стремился наполнить балет драматическим содержанием, добивался логики и стройности действия, точности национального колорита, исторической достоверности. Свою балетмейстерскую работу в Москве Горский начал с переработок чужих балетов [«Дон Кихот» Л. Минкуса (по мотивам петербургской постановки М. И. Петипа), 1900; «Лебединое озеро» (по петербургскому спектаклю Петипа и Иванова), 1901]. В этих постановках во многом сохранялись структурные формы академического балета (вариации, малые ансамбли, кордебалетные номера), а в «Лебедином озере» – и петербургская хореография. Наиболее полное воплощение идеи Горского получили в мимодраме «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902). Лучшими оригинальными постановками Горского стали «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910), «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (1913). Большое значение имели также переделки классических балетов. Однако находки в области режиссуры и характерного танца, новаторские рисунки массовых номеров, нарушавшие традиционную симметрию, порой сопровождались в них неоправданным умалением прав классического танца, немотивированными изменениями хореографии предшественников, эклектическим сочетанием приёмов, идущих от различных художественных течений первых десятилетий 20 в. Единомышленниками Горского были ведущие танцовщики театра М. М. Мордкин, В. А. Каралли, А. М. Балашова, С. В. Фёдорова, мастера пантомимы В. А. Рябцев, И. Е. Сидоров. С ним работали также Е. В. Гельцер и В. Д. Тихомиров, танцовщики А. Е. Волинин, Л. Л. Новиков, но в целом Горский не стремился к тесному сотрудничеству с артистами академического направления. К концу его творческой деятельности труппа Большого театра, последовательно перестраивавшаяся под его влиянием, во многом утратила навыки исполнения больших спектаклей старого репертуара.
В 1920–1930-х гг. наметилась тенденция возвращения к классике. Руководство балетом в это время фактически (а с 1925 по должности) осуществлял В. Д. Тихомиров. Он вернул хореографию М. И. Петипа в 3-й акт «Баядерки» Л. Минкуса (1923), возобновил в собственных редакциях, приближенных к классическим петербургским, балеты «Спящая красавица» Чайковского (1924), «Эсмеральда» (1926, новая музыкальная редакция Р. М. Глиэра).
1920-е гг. в России – время поисков новых форм во всех видах искусства, в том числе и в танцевальном. Однако хореографы-новаторы редко допускались в Большой театр. В 1925 г. К. Я. Голейзовский поставил на сцене филиала театра балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, содержавший немало новшеств в отборе и сочетании танцевальных движений и построении групп, с конструктивистским оформлением Б. Р. Эрдмана. Официально признанным достижением считалась постановка Тихомирова и Л. А. Лащилина «Красный мак» Глиэра (1927), где злободневное содержание было облечено в традиционную форму (балетный «сон», каноническое па-де-де, элементы феерии). Традиции творчества Горского продолжил в это время И. А. Моисеев, поставивший балеты В. А. Оранского «Футболист» (1930, совместно с Лащилиным) и «Три толстяка» (1935), а также новую версию «Саламбо» Арендса (1932).
С конца 1920-х гг. роль Большого театра – теперь столичного, главного театра страны – возрастает. В 1930-х гг. сюда перевели из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) балетмейстеров, педагогов и артистов, перенесли лучшие спектакли. М. Т. Семёнова и А. Н. Ермолаев стали ведущими исполнителями наряду с москвичами О. В. Лепешинской, А. М. Мессерером, М. М. Габовичем. В театр и школу пришли ленинградские педагоги Е. П. Гердт, А. М. Монахов, В. А. Семёнов, балетмейстер А. И. Чекрыгин. Это способствовало повышению технического мастерства московского балета, сценической культуры его спектаклей, но в то же время в какой-то мере вело к утрате собственного московского исполнительского стиля и постановочных традиций.
В 1930–1940-х гг. в репертуар включены балеты «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева в хореографии В. И. Вайнонена и шедевры драмбалета – «Бахчисарайский фонтан» Асафьева в хореографии Р. В. Захарова и «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в хореографии Л. М. Лавровского (перенесён в Москву в 1946, после того как в 1944 в Большой театр перешла Г. С. Уланова), а также работы балетмейстеров, продолжавших в своём творчестве традиции русского академизма: Вайнонена («Щелкунчик» П. И. Чайковского), Ф. В. Лопухова («Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича). В 1944 г. занявший пост главного балетмейстера Лавровский поставил в Большом театре «Жизель» А. Адана.
С 1930-х до середины 1950-х гг. основной тенденцией развития балета было его сближение с реалистическим драматическим театром. Ко 2-й половине 1950-х гг. жанр драмбалета изжил себя. Появилась группа молодых хореографов, стремившихся к преобразованиям, возвращению хореографическому спектаклю его специфики, раскрытию образов и конфликтов средствами танца. В 1959 г. в Большой театр перенесён один из первенцев нового направления – балет «Каменный цветок» С. С. Прокофьева в хореографии Ю. Н. Григоровича и оформлении С. Б. Вирсаладзе (премьера состоялась в 1957 в ленинградском ГАТОБ). В начале 1960-х гг. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв поставили в Большом театре одноактные балеты Н. Н. Каретникова («Ванина Ванини», 1962; «Геологи», 1964), И. Ф. Стравинского («Весна священная», 1965, первое исполнение в СССР).
С середины 1950-х гг. балетная труппа начала регулярно выступать за рубежом, где приобрела широчайшую популярность. Последующие два десятилетия – период расцвета театра, богатого яркими индивидуальностями, демонстрировавшего во всём мире свой постановочный и исполнительский стиль, который ориентировался на широкого интернационального зрителя. Показанные на гастролях постановки повлияли на зарубежные редакции классики, а также на оригинальное творчество европейских балетмейстеров К. Макмиллана, Дж. Кранко и др.
Руководивший балетной труппой в 1964–1995 гг. Григорович перенёс на сцену Большого театра «Легенду о любви» А. Меликова (1965), ранее поставленную им в Ленинграде и Новосибирске (обе постановки – 1961). В последующие 20 лет появился ряд оригинальных постановок, созданных в сотрудничестве с Вирсаладзе: «Щелкунчик» Чайковского (1966), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968), «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева (1975), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976). В 1982 г. Григорович поставил в Большом театре свой последний оригинальный балет – «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Эти масштабные спектакли с большими массовыми сценами требовали особого стиля исполнения – экспрессивного, героического. Наряду с сочинением собственных спектаклей, Григорович активно занимался редактурой классического наследия. Две его постановки балета «Спящая красавица» (1963 и 1973) опирались на оригинал Петипа. Григоровичем были существенно переосмыслены «Лебединое озеро» Чайковского (1969), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984). Постановка балета «Баядерка» Минкуса (1991, по редакции ГАТОБ) вернула в репертуар спектакль, долгие годы не шедший на московской сцене. Менее принципиальным изменениям подверглись «Жизель» (1987) и «Корсар» (1994, по осуществлённой в 1992 в Большом театре редакции К. М. Сергеева) Адана, «Дон Кихот» Минкуса (1994, по редакции ГАТОБ).
В 1960–1970-х гг. постоянными исполнителями в балетах Григоровича были ведущие артисты Большого театра: М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, Н. В. Тимофеева, С. Д. Адырхаева, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, Л. И. Семеняка, Н. В. Павлова, Н. Б. Фадеечев, М. Э. Лиепа, М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, Б. Б. Акимов, В. М. Гордеев, А. Ю. Богатырёв, А. Б. Годунов и др.
Преобладание постановок Григоровича имело и оборотную сторону – привело к однообразию репертуара. Ориентация исключительно на классический танец и в его рамках – на лексику героического плана (большие прыжки, акробатические поддержки) при почти полном исключении из постановок характерных, историко-бытовых, гротескных номеров и пантомимных сцен сузили творческие возможности труппы. В новых постановках и редакциях балетов наследия практически не задействовались характерные танцовщики и мимисты, что закономерно привело к упадку искусства характерного танца и пантомимы. Старые балеты и спектакли других хореографов исполнялись всё реже, традиционные в прошлом для Москвы комедийные балеты исчезли со сцены Большого театра. За годы руководства Григоровича из репертуара исчезли не потерявшие художественной ценности постановки Касаткиной и Василёва («Весна священная» Стравинского), Вайнонена («Пламя Парижа» Асафьева), А. И. Радунского («Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина), Л. М. Лавровского («Ромео и Джульетта» Прокофьева), а также составлявшие гордость труппы старомосковские редакции «Лебединого озера» Чайковского и «Дон Кихота» Минкуса.
До середины 1990-х гг. в Большом театре не работали крупные современные балетмейстеры. Отдельные спектакли ставили В. В. Васильев, М. М. Плисецкая, А. Б. Петров, Вера Боккадоро. Редкими образцами зарубежного репертуара в эти годы были «Сирано де Бержерак» М. Констана в хореографии Р. Пети (1988), «Блудный сын» Прокофьева в хореографии Дж. Баланчина (1991), «Сильфида» Г. Лёвеншелля (Левенскольда) в хореографии А. Бурнонвиля (в версии О. М. Виноградова по редакции Э. М. фон Розен, 1994). Но высокий исполнительский уровень труппы сохранялся. Среди ведущих солистов нового поколения: Н. Г. Ананиашвили, Н. В. Архипова, М. В. Былова, А. А. Михальченко, Н. Л. Семизорова, В. В. Анисимов, Ю. В. Васюченко, А. Н. Ветров, А. М. Лиепа, И. Д. Мухамедов, М. В. Перетокин, Ю. М. Посохов, Г. Л. Таранда, А. Н. Фадеечев, М. Л. Цивин, М. Ю. Шарков.
Со 2-й половины 1990-х гг. предпринимались первые попытки обогатить репертуар работами европейских хореографов, наладить с ними непосредственный творческий контакт, а также решить проблему утраты московского наследия. В конце 1990 – начале 2000-х гг. на сцену Большого театра перенесены балеты Дж. Кранко («Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти, 1996), Дж. Баланчина («Моцартиана» на музыку П. И. Чайковского, 1998; «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, «Агон» И. Ф. Стравинского, оба – 1999), Ф. Аштона («Тщетная предосторожность» Л.-Ж.-Ф. Герольда, 2002). Впервые за долгие годы специально для Большого театра сочинил балет один из крупнейших французских балетмейстеров П. Лакотт («Дочь фараона» Пуньи, по мотивам спектакля Петипа, 2000). Из классики 19–20 вв. в эти годы восстановлены балеты «Ромео и Джульетта» Прокофьева в хореографии Л. М. Лавровского (1995), старомосковская редакция «Дон Кихота» Минкуса (1999). Собственные редакции классических спектаклей («Лебединое озеро», 1996; «Жизель», 1997) подготовил В. В. Васильев (художественный руководитель – директор театра в 1995–2000).
С 1998 г., когда балетную труппу возглавил А. Н. Фадеечев, началась плановая работа по реформированию и модернизации репертуара. В него вошли: вечер балетов Дж. Баланчина (1999), «Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера, созданный впервые приглашённым в ГАБТ хореографом Б. Я. Эйфманом (оба – 1999).
Под руководством Б. Б. Акимова (художественный руководитель балетной труппы в 2000–2003) внимание было сфокусировано на пополнении репертуара классикой западной хореографии 20 в.: балеты Р. Пети – «Пассакалья» на музыку А. фон Веберна (2001) и «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра (2003); Ф. Аштона – «Тщетная предосторожность» Л.-Ж.-Ф. Герольда (2002). Специально по заказу Большого театра Р. Пети поставил «Пиковую даму» на музыку П. И. Чайковского (2001), за что он, а также исполнители главных партий Н. М. Цискаридзе и И. М. Лиепа удостоены Государственной премии РФ за 2002 г. (вручена в 2003); в 2003 г. спектакль и исполнители главных партий получили Российскую национальную театральную премию «Золотая маска».
Особой страницей стала премьера новой версии «Ромео и Джульетты» Прокофьева (2003), восстановившая традиционное для большого сюжетного балетного спектакля сотрудничество хореографа (Р. Поклитару) и режиссёра (Д. Доннеллан). Это была первая попытка внедрить в балетный репертуар ГАБТа актуальный театральный язык, имевшая международный резонанс (спектакль показан на гастролях в Лондоне) и вызвавшая споры.
В эти же годы к сотрудничеству с Большим театром вернулся Ю. Н. Григорович, поставивший обновлённые редакции балетов «Лебединое озеро» (2001) и «Спящая красавица» (2011) Чайковского, «Легенда о любви» Меликова (2002, 2014), «Раймонда» Глазунова (2003), «Золотой век» Шостаковича (2006, 2016), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (2003, 2017), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (2012), «Баядерка» Минкуса (2013).
На рубеже 20–21 вв. ведущее положение в труппе заняли М. А. Александрова, А. В. Горячева, Н. А. Капцова, С. А. Лунькина, Е. В. Шипулина, А. С. Яценко, А. М. Волчков, Я. В. Годовский, Р. В. Скворцов, в расцвете творческих сил находились Н. Г. Ананиашвили, М. Е. Аллаш, А. А. Антоничева, Н. А. Грачёва, Ю. Г. Малхасянц, И. А. Петрова, М. А. Рыжкина, Г. О. Степаненко, Д. В. Белоголовцев, Д. К. Гуданов, Ю. В. Клевцов, А. И. Уваров, С. Ю. Филин и др. Постоянными приглашёнными солистами в разные годы были И. А. Зеленский, Е. Н. Иванченко, Д. В. Матвиенко.
В 2003 г. для постановки балета Д. Д. Шостаковича «Светлый ручей» в театр пригласили А. О. Ратманского. Успех спектакля, отмеченного премией «Золотая маска» в 4 номинациях (2004), способствовал назначению Ратманского на должность художественного руководителя балетной труппы. Его деятельность как руководителя и активно действующего хореографа сформировала представление о том, что главным содержанием работы труппы является создание оригинального актуального репертуара. Специально для ГАБТа были поставлены балеты: «Болт» Шостаковича (4 номинации на премию «Золотая маска», премия «Золотая маска» в номинации «Работа художника в музыкальном театре», 2006), «Игра в карты» Стравинского (премия «Золотая маска» в номинации «Работа балетмейстера/хореографа», 2007; оба – 2005; все – балетмейстер Ратманский), «Палата № 6» на музыку А. Пярта (2004, балетмейстер Р. Поклитару), «Золушка» Прокофьева (2006, балетмейстер Ю. М. Посохов), «Misericordes» на музыку Пярта (2007, балетмейстер К. Уилдон; 4 номинации на премию «Золотая маска», 2008).
Труппа продолжала осваивать классику 20 в.: «Кончерто барокко» на музыку И. С. Баха (2004), «Серенада» на музыку Чайковского (2007, оба – хореография Баланчина), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети (2004, хореограф Дж. Ноймайер; премия «Золотая маска» в номинации «Балет/Спектакль» и др., 2006), «Треуголка» М. де Фальи, «Предзнаменования» на музыку Чайковского, «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (все – 2005, хореография Л. Ф. Мясина), «В комнате наверху» на музыку Ф. Гласса (2007, хореография Т. Тарп; 3 номинации на премию «Золотая маска»; «Золотая маска» за женскую роль Н. П. Осиповой, 2008) и др.
В то же время продолжалась работа над русской, советской и зарубежной классикой: Ратманский поставил балеты «Корсар» Адана (2007, совместно с Ю. П. Бурлакой; 5 номинаций на премию «Золотая маска», 2008) и «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (2008; 8 номинаций на премию «Золотая маска», 2009), пригласил к сотрудничеству крупнейшего специалиста по балетному наследию 19 в. С. Г. Вихарева («Коппелия» Л. Делиба, 2009; «Петрушка» Стравинского, 2010), знатока старого московского репертуара М. Г. Мессерера (восстановил «Класс-концерт» на сборную музыку в хореографии А. М. Мессерера, 2007; номинация на премию «Золотая маска» в категории «Балет/Спектакль», 2008), представителя датской школы Й. Кобборга, предложившего свою версию «Сильфиды» Х. Лёвеншелля (2008; 3 номинации на премию «Золотая маска», 2009, спецприз исполнителям главных партий Н. П. Осиповой и В. М. Лопатину за дуэт), а также продолжил сотрудничество с Ю. П. Бурлакой (Большое классическое па из балета «Пахита» Минкуса, 2008).
Среди других заметных постановок: балеты А. О. Ратманского («Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона, 2004; «Леа» на музыку Л. Бернстайна, 2-я редакция, 2004), Ю. М. Посохова («Магриттомания» на музыку Ю. В. Красавина и Л. ван Бетховена, 2004; номинация на премию «Золотая маска», 2005).
В этих спектаклях сложился исполнительский стиль, который отличали уважение к академической чистоте танца, стилистическая точность, мобильность.
Ратманский способствовал формированию нового поколения отечественных хореографов, образовав для этого в 2004 г. «Мастерскую молодых хореографов» (среди дебютантов – Ю. П. Бурлака и В. В. Самодуров).
Из Мариинского театра на положение примы-балерины в 2003 г. приглашена С. Ю. Захарова; из других трупп пришли И. В. Васильев, А. Н. Меркурьев, А. М. Шпилевский. Ярко заявили о себе юные Е. В. Крысанова, А. В. Меськова, А. М. Никулина, А. В. Сташкевич, В. В. Лантратов, А. В. Овчаренко, Д. А. Савин. Коллектив вернулся на ведущие сцены Западной Европы и США – резонансные гастроли проходили в театре «Ковент-Гарден» (Лондон), Парижской опере, Кеннеди-центре (Вашингтон) и др. Спектакли неоднократно номинировались и становились лауреатами Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и престижного приза Британского круга критиков, обладателями международных и российских наград стали многие солисты. После длительного перерыва труппа попала в сферу внимания компаний, занимающихся записью спектаклей на DVD.
Рубеж десятилетий отмечен первым появлением в афише российского академического балетного театра спектакля, созданного в технике contemporary dance (см. Современный танец) специально для его труппы (2010, «А дальше – тысячелетие покоя…» Л. Гарнье, хореограф А. Прельжокаж; совместно с Балетом Прельжокажа). Репертуар в этот период пополнили классическая «Эсмеральда» Пуньи (2009, редакция Бурлаки и В. М. Медведева), первые постановки в ГАБТе балетов У. Форсайта («Херман Шмерман» Т. Виллемса, 2010; 3 номинации на премию «Золотая маска», премия «Золотая маска» за лучшую мужскую роль – Д. А. Савин, 2012), И. Килиана («Симфония псалмов» на музыку Стравинского, 2011) и У. Макгрегора («Chroma» Дж. Толбота, Дж. Уайта, 2011; 3 номинации и приз критики на фестивале «Золотая маска», 2012), а также «Юноша и смерть» на музыку И. С. Баха (2010, хореография Р. Пети) и др.
На этом этапе труппа перестала формироваться преимущественно из выпускников Московской государственной академии хореографии и открыла двери воспитанникам других учебных заведений. Возглавивший труппу в 2011 г. С. Ю. Филин пригласил на ведущее положение выпускников Академии русского балета имени А. Я. Вагановой О. В. Смирнову, Е. В. Образцову, Ю. И. Степанову, А. И. Ковалёву, М. Ю. Лобухина, солистов Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко К. А. Кретову, М. А. Погосян (Семеняченко) и С. С. Чудина, положение ведущего приглашённого солиста занял премьер «Американ балле театр» Д. Холберг.
Под руководством Филина труппа вернулась на основную (Историческую) сцену после её реконструкции и рекордно быстро восстановила большой классический репертуар.
В это же время Большой театр стал обладателем эксклюзивных постановок, среди которых «Утраченные иллюзии» Л. А. Десятникова (2011, хореограф Ратманский; 9 номинаций на «Золотую маску» и 2 награды – «Лучшему композитору» и «Лучшему художнику по костюмам в музыкальном театре», 2012), «Укрощение строптивой» на музыку Шостаковича (2014, хореограф Ж.-К. Майо; премия «Золотая маска» в номинации «Балет/Спектакль», 2015) и «Герой нашего времени» И. А. Демуцкого (2015, хореограф Посохов, режиссёр К. С. Серебренников; премия «Золотая маска» в номинации «Балет/Спектакль», 2016), впервые на отечественную сцену перенесены выдающиеся балеты 20 в. «Онегин» на музыку Чайковского (2013, хореография Дж. Кранко) и «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена (2014, хореография Ноймайера; 2 номинации на премию «Золотая маска», 2015).
Филин был инициатором международного проекта wwb@llet.ru. После ухода с поста руководителя балетной труппы возглавлял Молодёжную балетную программу Большого театра, цель которой – поиск молодых хореографов.
Большой театр стал одним из инициаторов и (с 2014) участником Всемирного дня балета и регулярных международных прямых трансляций спектаклей в кинотеатрах и Интернете.
Обновление труппы в 2016 г. продолжил М. Х. Вазиев. Значительно расширен и укреплён состав молодых репетиторов. Среди них: М. Е. Аллаш, А. И. Антропова, А. Ю. Леонова, С. В. Любимова, А. Л. Болотин, П. С. Казьмирук. На положение репетиторов вернулись бывшие премьеры труппы Ю. В. Васюченко и М. В. Перетокин, а также приглашены из Санкт-Петербурга О. И. Ченчикова и К. Ю. Иоаннисян.
На ведущее положение выдвинулись М. В. Виноградова, Е. В. Кокорева, Э. К. Севенард, М. Д. Шрайнер, А. С. Беляков, Е. О. Геращенко, Д. В. Захаров, Д. А. Родькин, И. Г. Цвирко.
Постоянно действующие две сцены театра в 2010–2020-х гг. придали деятельности балетной труппы невозможную ранее интенсивность. Выросло количество премьер и спектаклей текущего репертуара. Расширился численный состав балетной труппы, а при ней возникла Молодёжная программа, позволяющая молодым танцовщикам со всей страны по конкурсу проходить стажировку, учить репертуар театра, наиболее успешным – участвовать в спектаклях и становиться членами труппы.
Из-за пандемии коронавируса работа театра в 2020 г. была прервана на несколько месяцев. Но Большой театр одним из первых в мире смог вернуться к репетициям, и в сентябре 2020 г. выпустил вечер молодых зарубежных хореографов «Четыре персонажа в поисках сюжета», объединивший постановки Б. Ариаса, С. Валастро, Д. Милева, М. Шекса и вошедший в основной репертуар.
Среди постановок конца 2000-х – начала 2020-х гг.: «Русские сезоны» на музыку Л. А. Десятникова (2008; премия «Золотая маска» в номинации «Балет/Спектакль», 2010), «Весна священная» И. Ф. Стравинского [2013, хореограф Т. В. Баганова; премия «Золотая маска» в номинациях «Современный танец/Спектакль» и «Работа художника в музыкальном театре» (А. Р. Шишкин), 2014], «Ромео и Джульетта» Прокофьева [2017; 4 номинации на премию «Золотая маска», премия «Золотая маска» в номинациях «Балет/Работа дирижёра» (П. Е. Клиничев) и «Балет – Современный танец/Женская роль» (Е. В. Крысанова), 2019], «Жизель» А. Адана (2019, все – хореограф А. О. Ратманский), «Марко Спада» Д.-Ф.-Э. Обера (2013, хореограф П. Лакотт), «Квартира» (2013, хореограф М. Эк; 2 номинации на премию «Золотая маска», 2014), «Ундина» Х. В. Хенце [2016, хореограф В. В. Самодуров; 5 номинаций на премию «Золотая маска», премия «Золотая маска» в номинации «Балет/Работа дирижёра» (Клиничев), 2017], «Клетка» на музыку Стравинского [2017, хореография Дж. Роббинса; 3 номинации на премию «Золотая маска», премия «Золотая маска» в номинации «Балет – Современный танец/Женская роль» (А. В. Сташкевич), 2018], «Нуреев» И. А. Демуцкого (2017, хореограф Ю. М. Посохов, режиссёр К. С. Серебренников; премия «Золотая маска» в номинации «Балет/Работа балетмейстера – хореографа», 2019), «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского, А. Г. Шнитке, К. Стивенса (Юсуфа Ислама) (2018, хореограф Ноймайер), «Артефакт-сюита» на музыку Э. Кроссман-Хехт и И. С. Баха (2018, хореограф У. Форсайт; премия «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в балете, 2020), «Петрушка» Стравинского (2018, хореограф Э. Клюг), «Зимняя сказка» Дж. Толбота (2019, хореограф К. Уилдон; 5 номинаций на премию «Золотая маска», 2020), «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (2019, первая юридически легитимная постановка в России балета М. Бежара; 3 номинации на премию «Золотая маска», 2020), «Чайка» Демуцкого (2021, хореограф Посохов, режиссёр А. А. Молочников; 2 премии «Золотая маска», 2022), «Мастер и Маргарита» на музыку Шнитке и М. Лазара (2021, хореограф Клюг), «Орландо» на сборную музыку (2021, хореограф К. Шпук), Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса (2022, хореография Петипа в редакции Ю. П. Бурлаки), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (2022, хореография М. М. Фокина, возобновление Н. Д. Большаковой и В. Н. Гуляева), «Made in Bolshoi» А. А. Королёва (2022, хореограф А. А. Пимонов), «Танцемания» Ю. В. Красавина (2022, хореограф Самодуров, 10 номинаций на премию «Золотая маска», 2023).