Лавровский Леонид Михайлович
Лавро́вский Леони́д Миха́йлович (настоящая фамилия Иванов) [5(18).6.1905, Санкт-Петербург – 27.11.1967, Париж; похоронен в Москве], российский артист балета, хореограф, народный артист СССР (1965).
По окончании Петроградского балетного техникума в 1922–1935 гг. артист Ленинградского театра оперы и балета, где исполнял сольные и ведущие партии, участвовал в единственном показе танцсимфонии Ф. В. Лопухова «Величие мироздания» на музыку Л. ван Бетховена.
В середине 1920-х гг. в труппе «Молодой балет», где дебютировал как хореограф, начав с постановки концертных номеров. Сотрудничал с Ленинградским хореографическим училищем (ЛХУ) («Времена года» на музыку П. И. Чайковского, 1928).
В первых же постановках, преимущественно на симфоническую музыку (Чайковского, Р. Шумана, Н. А. Римского-Корсакова и др.), стремился выявить её программный, сюжетный характер.
Успех «Фадетты» на музыку Л. Делиба (1934, ленинградский Малый оперный театр) и «Катерины» на музыку А. Г. Рубинштейна и А. Адана в обработке Е. А. Дубровского (1935, ЛХУ) – разноплановых многоактных сюжетных балетов, в которых действие развивалось в формах модернизированной классики, выдвинул Лавровского в число ведущих мастеров отечественной хореографии.
В 1935–1938 гг. художественный руководитель балетной труппы ленинградского Малого оперного театра («Кавказский пленник» Б. В. Асафьева, 1938), в 1938–1944 гг. – балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, где поставил спектакль «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1940), ставший вершиной творчества Лавровского и эмблемой драмбалета, т. н. советской хореодрамы. Спектакль Лавровского определил основные особенности этого жанра: обращение к значительным литературным или историческим сюжетам, их тщательная режиссёрская разработка (Лавровский одним из первых привлёк в балетный театр профессиональных режиссёров, его соавтором в постановке «Ромео и Джульетты» был С. Э. Радлов), ярко очерченные характеры как главных, так и второстепенных персонажей, роскошная живописность оформления (сотрудничал с такими художниками, как П. В. Вильямс, В. М. Ходасевич, В. Ф. Рындин). В то же время Лавровский обладал самобытным хореографическим даром, воплотившимся главным образом в создании выразительного пластического языка героев. Принёсшая Лавровскому мировую известность, постановка «Ромео и Джульетта» признана эталоном балетного спектакля крупной формы.
В 1944–1964 гг. главный балетмейстер ГАБТа. Среди постановок: «Ромео и Джульетта» (1946; Сталинская премия 1-й степени, 1947; экранизирована в 1954), «Красный мак» Р. М. Глиэра (1949; Сталинская премия 2-й степени, 1950), хореографическая картина «Вальпургиева ночь» в опере Ш. Гуно «Фауст» (1949; экранизирована в 1971), «Сказ о каменном цветке» Прокофьева (1954), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1960; экранизирована в 1974).
Знаток классического репертуара, Лавровский создал редакции балетов «Жизель» Адана (1944; экранизирована на телевидении в 1975), «Раймонда» А. К. Глазунова (1945; экранизирована в 1973), пересмотрев их с точки зрения режиссуры своего времени, а также «Шопенианы» на музыку Ф. Шопена (1946); как руководитель Большого театра способствовал модернизации традиции исполнения балетов М. И. Петипа.
В 1959 г. организовал первый в СССР «Балет на льду», для которого создал несколько программ.
В 1960–1967 гг. художественный руководитель Московского хореографического училища, где, стремясь соответствовать тенденциям времени, в стиле симфонического танца поставил «Классическую симфонию» на музыку С. С. Прокофьева (1967).
В 1948–1967 гг. вёл курс «Искусство балетмейстера» на балетмейстерском факультете ГИТИСа, профессор (с 1952).
Сталинская премия 2-й степени (1946). Награждён орденом Ленина. (1967).
Сын – М. Л. Лавровский.