Мельников Авраам Иванович
Ме́льников Авраа́м Ива́нович (Абрам Иванович Мельников) [30.7(10.8).1784, Ораниенбаум, ныне Ломоносов – 1(13).1.1854, Санкт-Петербург], российский архитектор; академик (1812), профессор (1818) и ректор (1843) Императорской Академии художеств.
В 1795–1806 гг. учился в Императорской Академии художеств, с 1799 г. – в архитектурном классе у А. Д. Захарова; в 1808–1811 гг. пенсионер Академии художеств в Италии. Для творчества Мельникова, развивавшегося в русле ампира, но связанного также с традицией 18 в., характерно функциональное разнообразие проектов (образовательные учреждения, торговые постройки, культовые сооружения, многоквартирные дома). Выразительная композиция Никольской единоверческой церкви в Санкт-Петербурге (проект 1818, строилась в 1820–1838) принесла архитектору известность и признание. Свидетельство этому – её гравированные чертежи, опубликованные в 1826 г. в альбоме «Собрание планов, фасадов и разрезов примечательных зданий Санкт-Петербурга».
Мельников возвёл в столице и её окрестностях ряд доходных домов, новый тип которых был востребован в укрупнявшейся в тот период застройке Санкт-Петербурга (дом Яковлевых на Васильевском острове, 1823–1826; дом Кукановой на набережной Фонтанки, 1831–1832). Их строгие фасады демонстрируют добротную классицистическую выучку мастера в построении композиции и деталей. Реализовал много проектов в провинциальных городах Российской империи, в их числе Демидовское училище высших наук (юридический лицей) в Ярославле (проект 1812, осуществлён в 1813–1816 и 1825–1827, не сохранился), гимназия в Уфе (1823–1828), торговые ряды – Мытный двор в Ростове Великом (1830-е гг.), Гостиный двор в Симбирске (ныне Ульяновск; 1832–1836).
Самая крупная градостроительная работа Мельникова – полукруглая площадь на Приморском бульваре в Одессе, образованная представительными фасадами здания Присутственных мест (1827–1830) и дома Завадовского (1829–1830), которые во многом определили масштаб и облик застройки города. Ансамбль площади дополняет памятник А. Э. Ришельё работы И. П. Мартоса (установлен в 1828), для которого Мельников выполнил проект пьедестала. Мельников активно сотрудничал с Мартосом, выполняя постаменты его памятников, в том числе К. Минину и князю Д. Пожарскому в Москве (открыт в 1818); М. В. Ломоносову в Архангельске (1828) и др.
Ключевое место в творчестве Мельникова занимало культовое зодчество: монументальные храмы в Кишинёве (собор Рождества Христова, 1830–1836), Болграде (Бессарабия, ныне Одесская область, Украина; Преображенский собор, 1833–1838), Липецке (Троицкий собор, 1832–1848) и др. Однако многие храмовые постройки архитектора ныне утрачены, среди них Успенская церковь в Нижнем Новгороде (1825–1827), Благовещенская церковь в Псковском кремле (1832–1836), колокольни в Ярославле (1833–1836) и Кашине (1835). Особый интерес представляет редкий для 1-й трети 19 в. пример проекта по воссозданию «в древнем виде» Преображенского кафедрального собора (1830–1834, не сохранился) в Нижегородском кремле.
К наиболее значительным работам Мельникова относятся конкурсные проекты храма Христа Спасителя в Москве (варианты 1813 и 1829), Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (1822–1824) и Большого Петровского театра в Москве (1821; все не реализованы). Входил в комиссию по постройке Исаакиевского собора (вместе с В. П. Стасовым, К. И. Росси и др.).
Занимал административные должности: члена Санкт-Петербургского строительного комитета (с 1818) и строительного комитета Министерства внутренних дел [с 1824; разрабатывал типовые проекты различных зданий, например армейских лазаретов, возведённых в Луцке (ныне Волынская область, Украина), Остроге (ныне Ровенская область, Украина), Каинске (ныне Куйбышев, Новосибирская область) и других городах в конце 1820-х – начале 1830-х гг.].