Барсова Валерия Владимировна
Ба́рсова Вале́рия Влади́мировна (настоящие имя и фамилия Калерия Владимирова) [1(13).6.1892, Астрахань – 13.12.1967, Сочи], российская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1937).
Биография и творчество
Дочь типографского служащего. Обучалась в частной женской гимназии Н. С. Шавердовой (окончила в 1909 с аттестатом домашней учительницы), одновременно занималась в Астраханском музыкальном училище (ныне Астраханский музыкальный колледж имени М. П. Мусоргского) по классу фортепиано; принимала участие в ученических концертах и спектаклях (водевилях, одноактных пьесах). Первоначально училась пению у сестры – певицы и педагога М. В. Владимировой. Окончила Московскую консерваторию как пианистка (класс А. А. Ярошевского, затем А. П. Островской, 1918) и певица (класс У. А. Мазетти, 1919). Во время учёбы в консерватории давала частные уроки, преподавала хоровое пение в 7-м Миусском мужском начальном училище.
С 1915 г. играла в миниатюрах театра-кабаре «Летучая мышь» (под сценическим псевдонимом Валерия Барсова), среди них: «Свадьба при фонарях» Ж. Оффенбаха (Вдовушка-совушка), «Заря-Заряница» на стихи Ф. Сологуба и музыку Н. П. Суворовского (Странница), «Серенада Фавна» на музыку В. А. Моцарта (Девушка), «Катенька» («Забытая полька 80-х годов», Купчиха), «Магазин мадам Бурдье» («Сцены уходящей Москвы», Мадам Бурдье) и др.
Дебютировала на оперной сцене весной 1917 г. в Опере С. И. Зимина в партии Джильды («Риголетто» Дж. Верди). В 1918–1919 гг. выступала в Театре художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО) под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского в партиях Констанцы («Похищение из сераля» В. А. Моцарта), Недды («Паяцы» Р. Леонкавалло), Миссис Форд («Виндзорские проказницы» О. Николаи), Олимпии, Джульетты, Антонии («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Гретель («Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка). Летом 1919 г. впервые исполнила партию Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини) в ансамбле с Ф. И. Шаляпиным (на сцене «Зеркального театра» сада «Эрмитаж» в Москве).
В 1920–1948 гг. солистка московского Большого театра. Одновременно в 1920–1924 гг. пела в Оперной студии Большого театра под руководством К. С. Станиславского и в Музыкальной студии МХТ под руководством Вл. И. Немировича-Данченко (выступала здесь в партии Клеретты в спектакле «Дочь Анго» по оперетте Ш. Лекока «Дочь мадам Анго», 1921).
Продолжая традиции А. В. Неждановой, В. В. Барсова, наряду с Е. К. Катульской и Е. А. Степановой, стала ведущей исполнительницей лирико-колоратурных партий в Большом театре в 1920–1930-е гг. Пение Барсовой отличалось филигранной техникой, лёгкостью и колоратурным блеском в сочетании с проникновенностью. Крепкий средний регистр позволял ей выступать в партиях лирико-драматического амплуа (например, Леонора в «Трубадуре» Дж. Верди, Чио-Чио-сан в одноимённой опере Дж. Пуччини). Среди лучших партий, спетых в Большом театре: Людмила, Антонида («Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» М. И. Глинки), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Джильда, Виолетта («Риголетто», «Травиата» Верди), Лакме (одноимённая опера Л. Делиба), Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Мими и Мюзетта («Богема» Пуччини), партии в операх Н. А. Римского-Корсакова – Шемаханская царица («Золотой петушок»), Марфа («Царская невеста»), Снегурочка (в одноимённой опере), Волхова («Садко»), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане»). Участвовала в премьере оперы К. А. Корчмарёва «Иван-солдат» (Неописанная Краса, 1927, Большой театр). Всего исполнила в Большом театре 24 партии, в последний раз вышла на его сцену в 1947 г. в роли Марфы.
Выступала как концертная певица. Первый сольный камерный концерт состоялся в 1925 г. в Харькове. Много ездила с гастролями по СССР, в годы Великой Отечественной войны давала концерты в госпиталях. Неоднократно выступала за рубежом: в городах Прибалтики и Берлине (1929, 1930), Риге и Лондоне (1931), в Турции (1935), Литве, Латвии и Эстонии (1936), Польше (1936, 1944), Югославии, Болгарии, Румынии (1945), Венгрии и Австрии (1947), ГДР, Албании, Финляндии (1949).
Обширный концертный репертуар Барсовой, наряду с традиционными колоратурными ариями и романсами, включал произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ж.-Ф. Рамо, К. В. Глюка, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Р. Вагнера, И. Брамса, К. Дебюсси, М. Регера, М. Равеля, Х. Вольфа, Э. Грига, Ф. Листа, К. Сен-Санса, Э. Шоссона, П. И. Чайковского (более 50 романсов), Н. А. Римского-Корсакова (более 20 романсов), С. И. Танеева, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова (более 20 романсов), А. К. Глазунова, Н. К. Метнера, А. Т. Гречанинова и др. Исполняла романсы и песни советских композиторов: М. М. Ипполитова-Иванова, Ю. С. Сахновского, С. Н. Василенко, Н. С. Голованова, А. Н. Корещенко, Г. Э. Конюса, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, З. А. Левиной, С. И. Потоцкого, А. Г. Новикова и др., а также народные песни (русские, украинские, белорусские, чешские, английские, шотландские, ирландские, норвежские, испанские, греческие). (Подробный перечень концертного репертуара Барсовой см. в книге: Поляновский. 1975. С. 151–159). Стремилась к созданию цельных тематических программ («Танец в вокальной музыке», «Песни народов СССР», «Песни советских композиторов», «Песни для детей» и др.), а также монографических программ, посвящённых одному композитору или национальной школе.
В 1950–1953 гг. преподавала в Московской консерватории (с 1952 профессор). Среди её учениц – В. В. Мальцева.
В. В. Барсова – депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва (1938–1946), с 1947 г. депутат Моссовета. Председатель правления Центрального дома работников искусств (1941–1964, с 1964 – почётный председатель); работала в Оперной студии Большого театра, в президиуме Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС), в оргкомитете Всероссийского смотра художественной самодеятельности, в Конгрессе германо-советской дружбы, входила в состав жюри вокальных конкурсов.
Аудиозаписи. Фильмография
Первые записи голоса В. В. Барсовой сделаны в Берлине в 1930 г. (с оркестром Государственной оперы на Унтер-ден-Линден под управлением Ф. Вайсмана). Среди других её аудиозаписей: оперы «Руслан и Людмила» Глинки (1938), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1940, Прилепа), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1946–1947), фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, дуэты из опер «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини (с Г. М. Нэлеппом), «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (с Г. П. Виноградовым); Дуэт Ромео и Джульетты Чайковского (с Виноградовым), оперные арии, романсы и песни, записанные на грампластинки, тонфильм и магнитную ленту.
Снялась в фильмах «Славная годовщина» (1935, режиссёр М. Д. Романов), «Великий счёт» (1938, режиссёры К. Б. Минц, И. И. Мутанов), «Большой концерт» (1951, режиссёр В. П. Строева).
Награды
Сталинская премия 1-й степени за достижения в области театрально-вокального искусства (вручена в 1941). Награждена орденом Ленина (1937), орденом Трудового Красного Знамени (1951), орденом «Братство и единство» (Югославия, 1945).
Память
С 1987 г. в Астрахани проводится Фестиваль вокального искусства имени В. В. Барсовой и М. П. Максаковой. В Сочи в 2003–2013 гг. проходили конкурсы вокалистов имени Барсовой. Имя певицы присвоено кратеру на Венере (1985) и улице в Астрахани (1989). Мемориальные доски установлены в Москве (Воротниковский переулок, дом 7) и в Сочи (улица Черноморская, дом 8). В 1988 г. в Сочи открыт музей «Дача певицы В. В. Барсовой» (отдел Музея истории города-курорта Сочи).