Лемешев Сергей Яковлевич
Ле́мешев Серге́й Я́ковлевич [27.6(10.7).1902, деревня Старое Князево, Тверская губерния, ныне деревня Князево, Калининский район, Тверская область – 26.6.1977, Москва], российский певец (тенор), народный артист СССР (1950).
Биография и творчество
Родился в бедной крестьянской семье. По окончании церковно-приходской школы работал в сапожной мастерской в Петрограде (ныне Санкт-Петербург, 1914–1917). В связи с начавшейся Февральской революцией 1917 г. вернулся в родную деревню, где занимался в художественно-ремесленной школе под руководством Н. А. и Е. Н. Квашниных (1918–1919); здесь же получил начальные уроки музыкальной грамоты и пения, выступал в самодеятельных спектаклях в местном драмкружке. Певческий дебют состоялся в декабре 1919 г. в тверском клубе. В 1920 г. поступил в Тверскую кавалерийскую школу, принимал участие в музыкальном кружке при школьном клубе, выступал в концертах, посещал оперные спектакли, поставленные в клубе при текстильной фабрике в Твери. Одновременно учился на вечернем отделении Тверской 1-й Государственной музыкальной школы.
В 1921 г. командованием кавалерийской школы направлен в Московскую консерваторию, где учился до 1925 г. (классы Н. Г. Райского, Л. Ю. Звягиной). Сильнейшими художественными впечатлениями для Лемешева стали концерты Ф. И. Шаляпина в Большом зале Московской консерватории и опера «Русалка» А. С. Даргомыжского в Большом театре с его участием в роли Мельника (1922). В 1925 г. Лемешев поступил в Оперную студию К. С. Станиславского, где впервые исполнил партию Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Дебютировал на профессиональной сцене в партии Берендея («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова) в Свердловском театре оперы и балета (1926). В 1927–1929 гг. солист Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине, в 1929–1931 гг. выступал в Тифлисском театре оперы и балета.
В 1931–1956 гг. солист московского Большого театра (периодически выступал здесь до 1965). Обладал лирическим тенором уникального, хорошо узнаваемого тембра, задушевной исполнительской манерой. Партия Ленского, в которой Лемешев впервые вышел на сцену Большого театра в качестве солиста (сентябрь 1931), стала главной в его репертуаре (в 1965 в Большом театре отмечалось 500-е выступление Лемешева в этой роли, последний раз в образе Ленского певец выступил в 1972 на своем юбилейном вечере на той же сцене). Продолжая традицию Л. В. Собинова, создавшего, по словам Лемешева, гармоничный и классически законченный образ Ленского, «символ вечной юности, верности и целомудрия, воплощавший в себе лучшие стороны человеческой натуры» (Лемешев. 1968. С. 246), артист раскрывал многогранность этого образа: сочетание нежной мечтательности, восторженного лиризма наивной, доверчивой и чистой души со вспыльчивостью, юношеской капризностью и обидчивостью. Это проявлялось «очень естественно», поэтому казалось, будто «Ленский именно такой и есть, что он и не может быть иным» (Грошева. 1968. С. 294). Другим образом, сопровождавшим Лемешева всю жизнь, был Берендей. В этой роли артисту удалось передать гармоничное сочетание мудрой простоты с наивностью и сердечной чистотой. «Это был настоящий добрый царь из русской сказки» (Грошева. 1968. С. 292). В последний раз в (драматической) роли Берендея Лемешев выступил в 1976 г. в пьесе А. Н. Островского «Снегурочка», поставленной в Колонном зале Дома Союзов (режиссёр А. Д. Липовецкий, постановка записана на Всесоюзном радио).
Значительным художественным событием стало создание Лемешевым образа Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), который артист стремился наделить «лирическим драматизмом» (Лемешев. 1968. С. 203). День премьеры (22 июня 1941) совпал с началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В возобновлённом спектакле (1945) сильное впечатление производил дуэт Лемешева и И. И. Масленниковой в партии Джульетты.
К лучшим образам Лемешева относятся также Владимир Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника), Баян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина), Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Герцог и Альфред («Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди), Фауст (одноимённая опера Гуно), Фра-Дьяволо (одноимённая опера Д.-Ф.-Э. Обера), Джеральд («Лакме» Л. Делиба). Комедийный дар Лемешева проявился в характерной партии Афанасия Ивановича («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского). Последняя работа Лемешева в Большом театре – опера «Вертер» Ж. Массне (1957), в которой он выступил как режиссёр и исполнитель заглавной партии. В 1951 г. поставил оперу «Травиата» Верди в ленинградском Малом оперном театре.
В 1958–1959 гг. заместитель директора Большого театра.
В 1959–1961 гг. художественный руководитель Оперной студии Московской консерватории.
Обширный камерный репертуар певца включал романсы и песни русских, советских и зарубежных композиторов. Лемешев – первый исполнитель всех романсов и песен П. И. Чайковского (1938–1939, цикл из 5 концертов в Колонном зале Дома Союзов в Москве, Большом зале Ленинградской филармонии). Значительное место в репертуаре Лемешева занимали русские народные песни.
Последний сольный концерт Лемешева состоялся в 1975 г. в Большом зале Московской консерватории.
Гастролировал по СССР, выступал в Финляндии, ГДР.
Сталинская премия 2-й степени за выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства и киноискусства (1941). Награждён орденом «Знак Почёта» (1937), орденами Ленина (1951, 1972, 1976).
Жена в 1944–1950 гг. – певица и педагог Ирина Ивановна Масленникова. Их дочь – певица Мария Сергеевна Лемешева (род. 1944), народная артистка РФ (2007). Жена с 1950 г. – Вера Николаевна Кудрявцева (1911–2009), певица (сопрано), педагог.
Аудио- и видеозаписи
Аудиозаписи Лемешева многочисленны. Впервые его голос был записан в 1928 г. в Харбине американской фирмой Victor. Среди записей: оперы «Евгений Онегин» Чайковского (1936, 1954, 1955), «Князь Игорь» Бородина (1951), «Снегурочка» (1946), «Майская ночь» (Левко, 1951), «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (Моцарт, 1947; этой фонограммой озвучен одноимённый телефильм-опера с участием И. М. Смоктуновского в роли Моцарта, режиссёр В. М. Гориккер, 1962), «Лакме» Делиба (1946–1947), «Богема» Дж. Пуччини (Рудольф, 1953), «Ромео и Джульетта» (1948), «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (Надир, 1950), «Травиата» Верди (1951, 1956, 1957, 1964), «Руслан и Людмила» Глинки (1954), «Фра-Дьяволо» Обера (1955), «Вертер» (1958, фрагменты 1960), «Манон» Массне (фрагменты 1948–1950), сцены и арии из опер, песни, романсы, концерты 1940–1970-х гг., устные воспоминания. Вёл циклы передач на радио: «Романсы П. И. Чайковского» (1974–1975), «Любимые арии и сцены из опер» (1977).
В кино сыграл роли Пети Говоркова в фильме «Музыкальная история» (режиссёры А. В. Ивановский, Г. М. Раппапорт, 1940), Герцога в «Киноконцерте 1941 года» (режиссёр И. М. Менакер и др., 1941), исполнителя песни П. П. Булахова «Тройка» в «Киноконцерте к 25-летию Красной армии» (режиссёры С. А. Герасимов, Е. Л. Дзиган, М. К. Калатозов, 1943), Германа в фильме «Концерт мастеров искусств» (режиссёры Ивановский, Раппапорт, 1952), Синодала и Дубровского в телефильмах-операх «Демон» (1960) и «Дубровский» (1961) (режиссёр В. Д. Головин). С участием Лемешева на телевидении сняты несколько сольных концертов, передачи «Встречи с мастерами театра» (1969), «Как песня жаворонка» (1972) и др. О жизни и творчестве Лемешева сняты документальные фильмы, записаны теле- и радиопередачи. На лейбле Aquarius-classic издано собрание его аудио- и видеозаписей (на CD и DVD).
Память
Памятники Лемешеву установлены на могиле певца (Новодевичье кладбище, скульптор М. В. Аникушин), в Твери (скульптор А. В. Балашов), в деревне Князево (скульптор Ю. П. Карпенко). На доме 25/9 по ул. Тверская, где жил Лемешев, установлена мемориальная доска (скульптор Аникушин). В Князево открыт музей артиста, проходят ежегодные Лемешевские фестивали. В 1992 г. состоялся 1-й Международный конкурс оперных певцов имени Лемешева. В Серебряном Бору (Москва) открыта мемориальная Лемешевская поляна (1993). Имя Лемешева носит Детская музыкальная школа в Москве.
В 1978 г. имя Лемешева было присвоено малой планете солнечной системы (№ 4561).