Мендельсон Феликс
Ме́ндельсо́н Фе́ликс, Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди (Jakob Ludwig Felix Mendelssohn-Bartholdy) (3.2.1809, Гамбург – 4.11.1847, Лейпциг), немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр, общественный деятель.
Из богатой просвещённой еврейской семьи. Внук М. Мендельсона. Получил разностороннее домашнее образование, занимался у Л. Бергера (фортепиано), К. Ф. Цельтера (гармония). Обнаружив редкую музыкальную одарённость, с 9 лет выступал как пианист. На формирование Ф. Мендельсона-композитора повлияло общение с видными представителями научных и художественных кругов, посещавших салон его родителей в Берлине (А. фон Гумбольдт, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман, К. М. фон Вебер, Н. Паганини). Большую роль сыграли также многолетний контакт с И. В. Гёте, привившим Мендельсону симпатии к классическому искусству, и лекции Г. В. Ф. Гегеля по эстетике в Берлинском университете (1828–1829). Создание увертюры к комедии «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира (1826) – свидетельство ранней творческой зрелости Мендельсона.
Период службы в Берлинской певческой капелле ознаменовался исполнением по его инициативе и под его управлением ранее практически неизвестных немецкому слушателю «Страстей по Матфею» И. С. Баха (1829). Одновременно Ф. Мендельсон приобретал славу пианиста. В 1829–1832 гг. путешествовал по Европе (Англия, Шотландия, Италия, Швейцария, Франция), с блеском выступал как дирижёр и пианист в Лондоне. В 1832 г. руководил Нижнерейнскими музыкальными фестивалями, в 1833–1834 гг. руководитель музыкального общества и дирижёр Городского театра в Дюссельдорфе. В 1835–1847 гг. дирижёр и руководитель оркестра лейпцигского «Гевандхауза», снискавшего благодаря Мендельсону мировую известность. Под управлением Мендельсона исполнены многие произведения Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. В 1841–1843 гг. Мендельсон состоял на службе у Фридриха Вильгельма IV в Берлине. С 1843 г. преподавал в открытой по его инициативе Лейпцигской консерватории (первой в Германии), на основе которой сформировалась лейпцигская школа. Умер в пору творческого расцвета и официального признания.
Творчество Ф. Мендельсона, развивавшееся в русле немецкого романтизма, отличается верностью немецкой культурной традиции. На фоне более радикальных новаторских исканий его современников позиция Мендельсона выделялась стойкой ориентацией на классические образцы – от непосредственного воздействия на стилистику ранних сочинений до сознательного использования традиционных форм и жанров в большинстве сочинений зрелого периода. Классичность в широком смысле слова определила сам строй музыки Мендельсона, присущие ему ясность и гармоничную цельность. По мере эволюции творчества выступали и романтические черты: новый тип лирико-фантастической скерцозности, красочные оркестровые эффекты, индивидуализированный тематизм, гибкие тематические преобразования. Романтическое начало проявляется и в тяготении к лирическому типу высказывания. Для музыкального языка большинства его сочинений, вплоть до монументально-классицистических ораторий, характерна элегичность тона, опора на бытовые формы музицирования (романс, камерный ансамбль), интонации немецкой народной песни. Особенно показательны в этом плане «Песни без слов» – 48 фортепианных пьес, созданных в разные годы и отличающихся богатством оттенков лирического содержания; близкие по характеру «музыкальным моментам» и экспромтам Ф. Шуберта, они в ещё большей степени утверждают новизну и своеобразие облика романтической инструментальной миниатюры.
Творческое наследие Ф. Мендельсона обширно и разнообразно по охвату жанров. Основа творчества – инструментальная, главным образом симфоническая, музыка. Один из создателей романтического симфонизма, Мендельсон сочинял в новом жанре программной концертной увертюры (в том числе «Морская тишь и счастливое плавание», «Гебриды, или Фингалова пещера», обе 1832; «Сказка о прекрасной Мелузине», 1833). В «Итальянской» (1833), «Шотландской» (1842) симфониях продолжал вслед за Шубертом линию развития романтической симфонии, сохраняющей классический облик цикла, но наполненной новым мелодическим и образным содержанием. Значительны достижения Мендельсона в жанре инструментального концерта. Одно из самых популярных его сочинений, Концерт для скрипки с оркестром (1844), отличается драматической экспрессией выражения и оригинальной трактовкой формы (тенденция к слиянию частей цикла, отсутствие оркестровой экспозиции, помещение каденции солиста перед репризой сонатного аллегро). Среди других сочинений: комическая опера «Свадьба Камачо» (на сюжет из романа «Дон Кихот» М. де Сервантеса; 1827, Берлин), «Лорелея» (не окончена); оратории – «Павел» (1836), «Илия» (1846), «Христос» (не окончена); концерты для фортепиано с оркестром (1831, 1837); камерные ансамбли, сочинения для фортепиано, органа; песни; музыка к театральным пьесам.