Современный танец
Совреме́нный та́нец, совокупность направлений и форм танца, зародившихся на рубеже 19–20 вв. и функционирующих в рамках неклассической и постнеклассической (модернистской, постмодернистской и т. д.) культуры.
Современный танец, провозглашающий себя искусством концептуальным, нонконформистским, нацеленным на постоянный поиск и воплощение новых и актуальных смыслов, признаёт «танцем» любой вид пластически-динамического самовыражения, открывает движущееся в пространстве тело в качестве источника танца, а не только его инструмента (как в классическом танце). Человеческая телесность с её сложной психофизической структурой, конкретными анатомическими особенностями, личным опытом становится важным источником смыслов.
В английском языке существуют два ключевых понятия, точно определяющих различные дефиниции современного танца: modern dance (танец модерн) и contemporary dance (контемпорари). Первое относится к явлениям конца 19 – середины 20 вв. и, означая «новейший», акцентирует тенденцию на инновационность, постоянное обновление и усложнение языка. С этим понятием ассоциируются субъективность художественного мира, эзотеричность. Понятие contemporary dance относится к явлениям последней четверти 20 – начала 21 вв. Одна из основных его черт – погружённость в исследование телесных состояний здесь и сейчас. Исследование, обретение нового телесного опыта в contemporary dance может являться как целью (отсюда приоритет импровизации, перформанса над завершённой хореографической композицией и спектаклем), так и средством для создания нового, индивидуального языка того или иного автора, выработки некоего «коллективного» языка в танцкомпании. Концептуально contemporary dance восходит к бергсоновскому пониманию тела как «среза настоящего» и к феноменологическому восприятию движущегося тела как посредника между Я-чувством и пространством, Я-чувством и Другим (телом).
Переходным этапом от танца модерн к contemporary dance можно считать более демократичный американский постмодерн-танец (postmodern dance) конца 1950-х – 1-й половины 1970-х гг., решительно размежевавшийся с художественными установками танца модерн. Постмодерн-танец возник в эпоху, отмеченную особым вниманием к повседневности. Обращением к этому феномену как источнику обновления танца, превращения его в «не-танец» отмечены творческие практики радикально настроенных исполнителей и хореографов, объединившихся на площадке бывшей церкви Джадсона в Нью-Йорке («Джадсон дэнс театр»). Новые язык и философию танца они создавали на основе исследований простейших физических действий и взаимоотношений тела с пространством, другими телами; обращения к принципиально внехудожественным, несимволическим, часто – случайным движениям и жестам; работы в различных несценических средовых контекстах (улица, крыша, парк, индустриальный ландшафт и т. п.). Новое понимание танца наиболее полно воплощено в т. н. НЕТ-манифесте американского хореографа и перформера И. Райнер (1965). В качестве формы высказывания на смену строгой завершённой композиции пришли исследовательские практики, в которых процесс создания ценится выше конечного результата, спонтанность и эксперимент важнее, чем чёткий композиционный план и безусловное мастерство. Открытие новых возможностей человеческого тела, развитие сложной комбинаторики движений, использование в качестве композиционных приёмов метода случайности (вслед за М. Каннингемом), методов структурной и контактной импровизации (одним из главных идеологов и практиков которой стал С. Пакстон), полный уход от повествовательности, расширение привычных представлений о том, что есть танец, оказали существенное влияние на становление и развитие contemporary dance. Он представляет собой открытую и развивающуюся систему, объединяющую широкий спектр явлений: разнообразные телесные и перформативные практики, различные виды «театра тела» (пластический театр, танцтеатр, физический театр, новый цирк и т. п.). Большой интерес деятелей сontemporary dance вызывает работа с рутинизированными повседневными действиями, с несценическим, «фоновым» средовым контекстом. Значительный вклад деятели contemporary dance внесли в освоение внесценических пространств, в развитие site-specific театра. Так, например, танцы начали ставить на вертикальной поверхности (первой была Т. Браун в 1970, за ней последовали С. Жак, А. Рудолф и др.). Танцспектакли стали предлагать передвижение зрителя вместе с исполнителями по определённому маршруту (М. Монк в Нью-Йорке, С. Копловиц в Лондоне, и т. д.). В американском современном танце громко зазвучали темы наследия афроамериканцев, истории борьбы рабов за свободу, а также борьбы низкооплачиваемого рабочего класса за свои права (Джоанна Хейгуд, Амара Табор-Смит и др.).
В Европе сontemporary dance бурно развивался в 1950-х – 1970-х гг. под влиянием позднего американского модерна (М. Каннингем, П. Тейлор, Э. Николай и др.) и постмодерна, немецкого танцтеатра (П. Бауш и др.). В 1980-х гг. оформился т. н. физический театр как синтез актуальных европейских театрально-сценических практик 20 в.: французской школы пантомимы и театральной клоунады, contemporary dance, авангардного театра 20 в., открывшего свойства телесности как одного из важнейших выразительных средств. Большой вклад в развитие физического театра внёс японский современный танец буто, соединяющий глубокую психофизическую проработку тела, гротеск, традиционную японскую церемониальность и созерцательность с маргинальной проблематикой, табуированными темами (Хидзиката Тацуми, Оно Кадзуо, Амагацу Усио, Карлотта Икэда и др.). В физическом театре личный опыт перформера приобретает телесные формы, воздействуя на зрителя. Поэтому создание спектакля часто превращается в длительный процесс изучения особенностей поведения других людей (очень часто материалом для спектаклей становятся социологические исследования, интервью и т. п.) и самоисследования исполнителей. Цель – достичь не столько интеллектуально-эмоционального, сколько интуитивного, чувственного взаимодействия с публикой. Среди заметных представителей физического театра: Ж. Надж, компании DV8 Ллойда Ньюсона (Великобритания), Ultima Vez В. Вандекейбуса (Бельгия), CoisCéim Дэвида Болджера (Ирландия), труппы «До-Театр», DEREVO («Дерево») А. А. Адасинского и др. Синтез разных направлений театра тела представляет творчество немецкого хореографа С. Вальц.
Пионерами современного танца во Франции в середине 1950-х гг. стали Франсуаза и Доминик Дюпюи. Специфика французского современного танца заключена в опоре на национальную традицию пантомимы, на творчество Э. Декру и М. Марсо. Существенное значение для его развития имел переезд во Францию К. Карлсон. В 1975 г. она возглавила Центр исследований в Парижской опере, и это стало вехой на пути современного танца на академические сцены. С 1969 г. проводится международный данс-фестиваль в Баньоле, ставший трамплином для многих хореографов новой волны. В 1980-х гг. в регионах Франции создана система национальных хореографических центров, ориентированных на развитие современного танца (в 2023 их насчитывается 19). Среди крупнейших представителей французского современного танца: Д. Багуэ, М. Марен, К. Сапорта, Одиль Дюбок, К. Брюмашон, А. Прельжокаж, Т. Маланден, Ж. Монтальво, Ж. Бель, Д. Эрвьё, Ф. Декуфле, Дж. Качуляну, П. Френак, Д. Буавен, Р. Шопино, Ж.-К. Галлотта, Д. Ларрьё, М. Мерзуки, Р. Урамдан, П. Ригаль. Мультимедийность, мультижанровость, постоянный поиск новых средств выразительности (в первую очередь телесной) объединяют всё бесконечное многообразие французского современного танца. В 21 в. заметное влияние на его развитие оказали уличные танцы (хип-хоп) и наследие арабских переселенцев. Всё более влиятельной становится художественная идеология «не-танца» (Б. Шармац, Б. Лашамбр и др.). К 2020-м гг. в лидеры французского контемпорари выдвинулись А. Алегре, О. Гранвилль, М. Керкуш, Ю. Пик, М. Ле Пладек, К. Риццо, Э. Фаттуми.
В Великобритании сдвиг к contemporary dance относится к середине 1960-х гг. (М. Рамбер, М. Моррис). В 1980-х гг. свою систему образов и танцевальной техники разрабатывали К. Брюс, И. Спинк, Р. Олстон. Значимой институцией британского современного танца является художественный центр The Place, основанный в 1969 г. в Лондоне. В 1990-х гг. старинный лондонский театр Sadler's Wells перестроен и переориентирован на танцевальные спектакли. С начала 21 в. здесь ввели практику резиденций для танцевальных компаний, превратив театр в один из важнейших центров танцевального искусства. Если The Place тяготеет к экспериментальным и радикальным работам, Sadler's Wells предпочитает те компании, что обращают пристальное внимание на зрелищность постановок. Наиболее значительные фигуры британского современного танца начала 21 в. – Р. Малифант (синтез классического балета, контактной импровизации, йоги, капоэйры и гимнастики цигун с экспериментальным освещением), У. Макгрегор (сочетание изощрённой авторской лексики с компьютерными и другими новыми театральными технологиями), Х. Шехтер (тотальное насилие и агрессия, царствующие, по мнению хореографа, в мире, отражаются в полных насилия и агрессии танцпьесах), А. Хан (сочетающий в своих постановках приёмы сontemporary dance, индийского танца катхак и классического танца). Ширится движение за вовлечение в танцевальные спектакли людей с ограниченными возможностями. Первой из таких компаний, завоевавших европейскую известность, стала базирующаяся в Лондоне Candoco. Важнейшей тенденцией 21 в., всё более ярко проявляющейся в 2020-х гг., стал интерес к творчеству чернокожих хореографов. Новыми звёздами британского танца становятся О. Уде, С. Пратт, А. Вашингтон и др.
В Нидерландах современный танец активно развивается с 1970-х гг. Импульс к его становлению дал Нидерландский театр танца (NDT). Его главные характеристики – разнообразие стилей и интернационализм. Помимо представителей национальной хореографии (А. Лейне и Х. Рубана, А. Уи, Ф. и Д. Йонге, А. ван Дейк, К. Янссен, Й. Гребен) в стране работают П. С. Нортон (Великобритания), М. Эвелин (Бразилия), Э. Греко (Италия), У. Ивги (Израиль), К. де Шатель (Венгрия) и др. При всём разнообразии творческих индивидуальностей голландский современный танец отличают тяга к лаконизму и экономии средств, граничащей с минимализмом, удачное сочетание абстракции и эмоциональной наполненности. Событием 2020-х гг. стало появление хореографического дуэта Имре и Марны ван Опстал – начав в NDT, брат и сестра уже получают успешные европейские ангажементы как постановщики.
В Германии лицо современного танца 21 в. определяют С. Вальц, К. Макрас, К. Ле Рой, Г. Зайферт, У. Гайгес, Я. Годани, Ф. Руккерт. Всё более значимой становится социальная тематика. Один из ведущих идеологов и практиков современного танца – К. Роман, бывший танцовщик труппы У. Форсайта. В Европе и Америке (более всего – в Германии) растёт протест против принятых в обществе ограничений по возрасту для танцующих артистов. Роман принципиально работает с артистами, перешагнувшими сорокалетний рубеж.
Бельгийский contemporary dance, наряду с Вандекейбусом, представляют А. Т. Де Керсмакер, С. Л. Шеркауи, Я. Фабр. К. Аугустейнен, А. Платель. В 21 в. одной из ведущих компаний страны стала компания Peeping Tom, основанная Г. Карризо и Ф. Шартье.
С 1960-х гг. искусство современного танца активно развивается в Израиле. В 1964 г. основана танцевальная компания «Бат-Шева»; два года ею руководила М. Грэхем. В 1990 г. труппу возглавил О. Нахарин, один из лидеров мирового современного танца рубежа 20–21 вв., автор техники гага. В 1970 г. основана Kibbutz Contemporary Dance Company. В 1989 г. в Тель-Авиве построен танцевальный центр имени Сюзан Делаль. В 1992 г. создана много гастролирующая по миру компания Vertigo (хореографы Н. Вертхаим и А. Шааль). В 2002 г. появилась Fresco dance company (хореограф Й. Карми), балансирующая на грани танца и экстремальной клоунады. Множество высококачественных израильских школ современного танца поставляют артистов и хореографов в европейские и американские компании. Среди хореографов: И. Галили, Ш. Эяль, Э. Гат, Я. Годдер, И. Пинто, А. Поллак, Н. Перлов. В конце 2010-х – начале 2020-х гг. сенсацией стала труппа хореографа О. Порталь, соединяющая в своём творчестве танец модерн и арабскую музыкальную традицию. Также большое внимание публики привлекают труппы А. Колбена и Т. Гинца.
В 1967 г. в Стокгольме танцовщица и хореограф Б. Кульберг основала компанию современного танца «Кульбергбалеттен» (ныне «Кульберг»). Репертуар строится на собрании произведений выдающихся хореографов мирового современного танца. В 2020-х гг. ярко проявляют себя хореографы Й. Бандхольц, Л. Маркуссон, А. Несстрем, П. Свенсон, Л. Стефансдоттир, М. Танг и др.
Среди итальянских хореографов, специализирующихся на современном танце: М. Астольфи, Дж. Веларди, М. Джованнини, Р. Джордано, А. Сенаторе, В. Сиени, А. Шаррони.
В Дании деятели современного танца, как правило, пристально интересуются социальными проблемами. Наибольшую известность получила М. Ингвертсен. В 2023 г. главную датскую труппу Dansk Danseteater возглавила М. Маскарелл.
В Норвегии и за её пределами большое внимание публики привлекают работы хореографов П. Лидберга и И. К. Йоханссен.
Ведущим болгарским современным хореографом является И. Димчев.
Современное танцевальное искусство Греции в мире представляет режиссёр и хореограф Д. Папаиоанну.
Несмотря на то что при зарождении современный танец был непримирим к классическому танцу (и наоборот), со временем их сближение становится очевидным. Современный танец оказывает влияние на классическую технику, систему художественных образов и принципы композиционного мышления современного балета. В конце 20 – начале 21 вв. взаимодействие между contemporary dance и виртуозным пуантным танцем становится настолько тесным, что о некоторых крупнейших хореографах (М. Эк, И. Килиан, У. Форсайт и др.) трудно сказать, к какому направлению танца они относятся. Для современного танца нет маргинальных и табуированных тем. Принципиальное неприятие любых границ позволяет ему распространяться по многим странам и континентам. В 21 в. можно говорить о феномене современного танца не только в странах Западной Европы и США, но и в Африке, Азии, странах Балтии и Восточной Европы.
Среди крупнейших фестивалей современного танца: в США – ежегодный American Dance Festival (ADF; с 1934, с 1978 в Дареме, штат Северная Каролина); в Великобритании – Dance Umbrella (Лондон, ежегодно с 1978); в Австрии – ImPulsTanz (Вена, ежегодно с 1984, с 1988 современное название); в Германии – биеннале Internationale Tanzmesse (с 1994 в Эссене, с 2002 в Дюссельдорфе); в Нидерландах – Julidans (Амстердам, ежегодно с 1991), фестиваль перформативного искусства Spring (Утрехт; до 2013 Spring dance); во Франции – Montpellier Danse (ежегодно с 1981), Международные хореографические встречи в Сен-Сен-Дени (с 1995; с 2003 ежегодно).
Современный танец в России развивался в два этапа: с начала 20 в. до начала 1930-х гг. и с конца 1970-х гг.