«Кармен» (Бизе)
«Карме́н» (франц. «Carmen»), опера Ж. Бизе в 4 актах. Либретто А. Мельяка и Л. Галеви по одноимённой новелле П. Мериме. Одна из самых популярных и репертуарных опер в истории музыкального театра.
История создания
Бизе получил заказ на новое произведение от дирекции «Опера-Комик» в 1872 г.: «Комическая опера только что заказала мне трёхактную оперу. – Мельяк и Галеви напишут либретто. Оно будет весёлым, но той весёлостью, которая не мешает стилю» (из письма Э. Галаберу от 17 июня 1872; Бизе. 1963. С. 321). Опера создавалась в 1873–1875 гг. Весной 1873 г. Бизе закончил 1-й акт, затем прервал работу в связи с сочинением оперы «Дон Родриго» и увертюры «Родина». В начале 1874 г. Бизе вернулся к сочинению «Кармен» и к лету завершил оперу в виде клавира, осенью того же года сделал оркестровку.
Премьера, первоначально запланированная на осень 1873 г., постоянно откладывалась из-за финансовых трудностей дирекции театра и поиска подходящей на роль Кармен певицы. Входящая в театральную труппу М. Роз отказалась от роли из-за «скабрёзных черт характера» героини (Бизе. 1963. С. 337) и по инициативе Бизе была заменена приглашённой певицей С. Галли-Марье. После начала репетиций вплоть до премьеры произведение неоднократно подвергалось редактированию: Прелюдию и антракты Бизе дописывал на репетициях, вокальные и хоровые партии изменял по требованию дирекции и исполнителей (одна из предполагаемых арий Кармен была заменена Хабанерой на собственный текст Бизе, которую композитор создал более чем в десяти вариантах по требованию Галли-Марье), трёхактную структуру расширил до четырёхактной.
Партитура оперы посвящена дирижёру Ж. Падлу.
Премьера и сценическая судьба
Первая постановка «Кармен» состоялась 3 марта 1875 г. на сцене «Опера-комик». Партии исполнили: С. Галли-Марье (Кармен), П. Лери (Хозе), М. Шапюи (Микаэла), Ж. Буи (Эскамильо), Э. Дюфриш (Цунига), А. Дюкасс (Фраскита), Э. Шевалье (Мерседес); дирижёр – А. Делофр.
Опера получила неоднозначную оценку. Публику возмутил перенос кровавого сюжета Мериме на сцену «Опера-Комик», а критики высказывали замечания по поводу адаптации новеллы либреттистами: «Двух героев романа Мериме, падшую девушку и солдата-дезертира, нельзя безнаказанно перенести в театр. Это подводный камень, который, несмотря на всё своё мастерство, г-да Мельяк и Галеви не смогли полностью обойти. Они, правда, почувствовали опасность выбранного ими сюжета, поскольку ввели в действие Микаэлу, сочинённого ими персонажа, чей трогательный образ появляется, должно быть, слишком редко, чтобы контрастировать с антипатичными персонажами Кармен и дона Хозе» (Joncières V. Revue musicale // La Liberté. 1875. 8 mars. P. 2).
Музыка Бизе и её исполнение, напротив, были восприняты благосклонно: «…в этой партитуре заложен огромный талант. Музыка следует за различными сюжетными перипетиями с редкой сценичностью, изобретательными деталями гармонии и красочной инструментовкой» (Joncières V. Revue musicale // La Liberté. 1875. 8 mars. P. 2). Из всех произведений Бизе «Кармен» стала самой успешной с точки зрения откликов критики; резко отрицательных отзывов не было. Оценили по достоинству «Кармен» и современники-композиторы (Ж. Массне, К. Сен-Санс). П. И. Чайковский в письме к брату М. И. Чайковскому писал: «["Кармен"] едва ли не самое выдающееся лирико-драматическое произведение нашей эпохи. <…> "Carmen", по-моему, в полном смысле chef d'oeuvrе, т. е. такая вещь, которой суждено быть в сильнейшей степени отразительницей музыкальных вкусов и стремлений целой эпохи» (Чайковский П. И. Письма к близким. Москва, 1955. С. 252–253).
Опера выдержала 48 представлений в течение 2 театральных сезонов (более 30 из них состоялись при жизни Бизе). Незадолго до кончины Бизе подписал контракт на первую зарубежную постановку. В конце 1875 г. «Кармен» успешно поставлена в Венской опере. Для этой постановки Э. Гиро внёс изменения в партитуру: заменил разговорные диалоги речитативами, значительно сократив их текст, вставил балетные сцены на основе музыки к драме А. Доде «Арлезианка» в 4-й акт, переработал оркестровку. Редакция Гиро приобрела большую популярность и на время (приблизительно с конца 19 до 2-й трети 20 в.) практически вытеснила авторскую версию. Распространённой практикой стало совмещение двух редакций (с речитативами и разговорными диалогами).
После венской премьеры начался стремительный рост популярности «Кармен» на театральной сцене. Уже в 1876 г. опера поставлена в Брюсселе, Антверпене и Будапеште, в 1878 г. – в Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме и Санкт-Петербурге, а в следующие пять лет обошла все крупные европейские и американские театры.
Поныне «Кармен» – одна из самых исполняемых опер. Она регулярно ставится на сценах ведущих театров мира. Популярность получили отдельные номера, часто исполняемые в концертных программах. В 1880-е гг. нотоиздатель А. Шудан составил 2 оркестровые концертные сюиты из «Кармен» (возможно, при участии Гиро). Существует большое количество переложений отдельных номеров для различных составов, а также фантазий на темы из оперы (в том числе П. де Сарасате, Ф. Бузони, Ф. Ваксмана) и попурри. Р. К. Щедрин переработал материал оперы в «Кармен-сюиту» (музыка к одноимённому балету А. Алонсо, 1967).
Либретто, композиция, музыкальная характеристика
При написании либретто Мельяк и Галеви значительно переработали новеллу Мериме. Либреттисты сократили сюжет, сосредоточив внимание на любовной линии Кармен и Хозе. Сменился тон повествования: в новелле историю Кармен ретроспективно рассказывает Хозе, ожидающий казни за её убийство, в опере действие разворачивается в настоящем времени. Введён отсутствующий у Мериме персонаж – Микаэла (невеста Хозе). Реализм новеллы Мериме сильно ослаблен, а герои романтизированы: «"Кармен" в Комической опере – это очень смягчённое, очень вычищенное издание рассказа, который читали все, кроме юных девушек» (Reyer E. Revue musicale // Journal des débats politiques et littéraires. 1875. 14 mars. P. 1).
Обращение к испанской теме стало для Бизе продолжением линии ориентальных опер («Искатели жемчуга», «Пертская красавица», «Джамиле») и отвечало интересу французской публики к экзотическим сюжетам. Испанские черты проявились в использовании национальных жанров (хабанера, сегидилья), заимствованиях из испанской музыки (хабанера испанского композитора С. Ирадьера «El arreglito», «Обручение», легла в основу Хабанеры Кармен, тема из тонадильи М. дель П. В. Гарсии «Мнимый слуга» – в основу темы Антракта к 4-му действию), применении свойственных испанской музыке ритмических, гармонических и инструментальных особенностей (доминантовый лад, гемиолика, остинатные ритмы, имитация звучания гитары, введение в оркестр кастаньет).
В «Кармен» композитор осознанно преобразовал жанр опера-комик: «Я сам этого очень хочу и буду в восторге изменить стиль комической оперы» (из письма Э. Галаберу; Жорж Бизе. 1963. С. 245). «Кармен» синтезирует черты французской комической оперы (чередование законченных номеров с разговорными диалогами, использование бытовых песенно-танцевальных жанров), лирической оперы (образы Хозе и Микаэлы), большой французской оперы (обилие массовых сцен с участием хора; жанровые особенности большой оперы ещё более заметны в редакции Гиро), оперетты (характерные жанры – куплеты с хором в партиях Кармен и Эскамильо, образы контрабандистов).
«Кармен» состоит из 4 действий, каждому из которых предшествует симфонический антракт (в случае с 1-м действием – Прелюдия). Опера имеет номерную структуру, но тяготеет к сквозному развитию из-за непрерывности разворачивающегося действия и введения ряда лейттем. Наиболее важные темы – толпы, тореадора и рока – лежат в основе 3 разделов Прелюдии и составляют арку к финалу оперы.
Драматургия оперы основана на принципе контраста, который проявляется как на уровне действий (массовые 1-е и 4-е противопоставлены более камерным 2-му и 3-му, свободное пространство городских площадей – трактиру и открытой горной местности), так и внутри них, между номерами. Квинтэссенция контраста – финал оперы, убийство на фоне народного праздника. Противоположны пары главных персонажей: Кармен – воплощение свободы и порока, Микаэла – самопожертвования и преданности, Эскамильо – успеха и уверенности, Хозе – ревности и сомнений. Бизе подчёркивает контраст музыкальными средствами. Партия Кармен предназначена для среднего женского голоса (меццо-сопрано), характеристика персонажа опирается на бытовые жанры. Для Микаэлы композитор выбирает высокую тесситуру (сопрано) и пишет единственную в произведении арию в традиции лирической оперы. Образ Эскамильо статичен, герой представлен одной броской, но несколько примитивной темой, в то время как партия Хозе насыщена разнообразным тематизмом; его образ – единственный в опере, подвергнутый интенсивному развитию.
Характерная черта оперы – наличие большого количества хоровых сцен (в их числе впервые выведенный на оперную сцену хор мальчиков, в 1-м действии) и красочных симфонических эпизодов, в которых Бизе предстаёт как мастер оркестрового письма.
Аудио- и видеозаписи. Фильмография
Самая ранняя полная версия оперы записана в 1908 г. (оркестр фирмы Berliner Gramophone, дирижёр Б. Зайдлер-Винклер, Кармен – Э. Дестинова). Впоследствии опера была неоднократно записана коллективами театров «Опера-Комик», «Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Ковент-Гарден», Парижской оперы и других под руководством Г. фон Караяна, Л. Маазеля, Л. Бернстайна, Дж. Э. Гардинера и других крупнейших дирижёров. Среди исполнительниц партии Кармен: М. Каллас, К. Людвиг, Е. В. Образцова, Т. И. Синявская, М. Соланж, Р. Стивенс. Роль Хозе исполняли В. А. Атлантов, Н. Гедда, Ф. Корелли, П. Доминго, Х. Каррерас, Г. М. Нэлепп и др. В России «Кармен» записана коллективом московского Большого театра в 1953 г. (дирижёр В. В. Небольсин, Кармен – В. И. Борисенко), 1959 и 1963 гг. (обе – дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, Кармен – И. К. Архипова).
Сделано большое количество видеозаписей оперы, в том числе с режиссурой Ф. Дзеффирелли (Венская опера, 1978), Ф. Рози (фильм-опера, 1984), Ф. Замбелло («Ковент-Гарден», 2006), Р. Эйра («Метрополитен-опера», 2010).