Императорские театры
Импера́торские теа́тры, российские театры, находившиеся в непосредственном подчинении и под покровительством императорского двора и на его содержании.
К императорским относились придворные и публичные театры. Первый придворный театр появился в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича (существовал до 1676). Первый публичный театр открыт при Петре I в Москве в 1702 г. (существовал до 1707). В 1720-х гг. при дворе был заведён значительный штат музыкантов, в конце 1731 г. в Москву была выписана итальянская труппа. В середине 1730-х гг. все придворные артисты – комедийные, интермедийные, оперные и балетные – объединились под названием «Итальянская компания» (не все были итальянцами, но в основном «из иноземцев»). В 1740 г. на содержании императорского двора около года находилась немецкая комедийная труппа под руководством К. Нейбер, а в 1742 г. ко двору выписали «Французскую комедию». Постепенно в «Итальянскую компанию» стали проникать и отечественные исполнители: в 1738 г. была заведена первая русская танцевальная школа и появилась русская балетная труппа.
30 августа (10 сентября)1756 г. учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало национальному профессиональному драматическому искусству (и непрерывному существованию императорского публичного театра).
Различие между придворными и публичными Императорскими театрами состояло в том, что придворные, находясь в полном подчинении императорскому двору, давали спектакли прежде всего для узкого, придворного круга зрителей. Иногда в придворный театр допускались и простые дворяне, а в особых случаях и «знатное купечество», при этом обязательно соблюдался придворный церемониальный этикет: форма одежды, размещение зрителей соответственно рангам и т. п. В публичные Императорские театры за деньги имели доступ почти все сословия.
Императорские театры находились на материальном обеспечении казны: актёрам и другим служителям выплачивали гарантированное жалованье, спектакли разыгрывались в помещении, принадлежавшем казне. Тем не менее первый русский публичный Императорский театр функционировал в очень сложных условиях с материальной и с организационной стороны. Вследствие этого первый директор театра А. П. Сумароков добился в 1759 г. перевода его в придворное ведомство (со всеми особенностями деятельности придворного театра, т. е. ограничением круга зрителей, определённой репертуарной политикой, строгой подчинённостью придворной жизни и т. п.).
В 1766 г. императрица Екатерина II учредила Дирекцию Императорских театров, объединившую все придворные труппы и оркестры под началом директора И. П. Елагина, который разработал «Стат всем к театрам, и к камер, и к бальной музыке принадлежащим людям». В этот первый «Стат» вошли: опера и камерная музыка, балет, бальная музыка, французский театр, российский театр, принадлежащие к театру люди и мастеровые. Срок обязательной службы для основных категорий артистов устанавливался 10 лет, после чего они могли выходить на пенсию (но она полагалась не всем актёрам и утверждалась императорским кабинетом). При оркестре, балетной и российской труппах существовали ученики. В 1779 г. директором Императорских театров назначен В. И. Бибиков.
В начале 1780-х гг. остро встала задача реорганизовать управление Императорскими театрами, поскольку дефицит в бюджете дирекции достиг значительных размеров. В связи с этим в 1783 г. в Санкт-Петербурге вместо дирекции создан комитет, управлявший зрелищами и музыкой, с коллегиальной формой управления. В это время в Санкт-Петербурге существовали три театра разных типов: Эрмитажный – закрытый придворный театр; Большой (Каменный) – публичный придворный, в котором проходили бесплатные спектакли, куда публика попадала, как и раньше, по билетам от Придворной конторы и размещалась «по рангам» (здесь же иногда давали спектакли «для народа за деньги», как в городском театре); Малый (Деревянный) театр на Царицыном лугу – публичный городской театр (но подчинённый комитету), куда зрители попадали, покупая билеты. В начале 1784 г. разработаны «Узаконения Комитета для принадлежащих к Придворному театру», содержащие 16 пунктов, большинство из которых относились к актёрам. Оговаривалось, сколько дней и недель даётся на изучение большой и малой ролей, сколько «проб» устраивать пьесам, как и чем штрафовать за неявку и опоздание на пробы и спектакли, какое платье должно быть у актёра своё, а какое – из театральной кладовой, и т. д. В 1786 г. комитет заменён Главной дирекцией над зрелищами и музыкой во главе с директором С. Ф. Стрекаловым; в 1791–1799 гг. эту должность занимал Н. Б. Юсупов, в 1799 г. – Н. П. Шереметев, в 1799–1819 гг. – Л. Н. Нарышкин. В 1805 г. после пожара Петровского театра в Москве, когда город остался без публичного театра, а труппа – без здания и средств к существованию, Нарышкин подал высочайшее ходатайство о присоединении московского театра к императорской дирекции.
В 1806 г. в Москве учреждён Императорский театр, находившийся в ведении общей санкт-петербургской дирекции. К старой труппе Петровского театра причислили новых актёров, в основном из крепостных, купленных у их хозяев (в частности, у А. Е. Столыпина), а для спектаклей был арендован флигель дома Пашкова (на Моховой улице). В начале 1808 г. построено новое здание Императорского театра в Москве на Арбатской площади; открыта Театральная школа; в августе 1808 г. подписан «Штат московского императорского театра» и учреждена контора. В 1823 г. московская дирекция отделена от санкт-петербургской и передана в ведение московского генерал-губернатора, а в 1824 г. вновь установлена общая дирекция для обеих столиц с подчинением Министерству императорского двора и уделов. В 1824 г. открыт Малый театр, а в 1825 г. – Большой театр в Москве. В 1839 г. введено новое Положение об артистах императорских театров, определившее их профессиональное, материальное и социальное положение, систему поощрений и наказаний, а также новую систему выплаты пенсии, которая теперь полагалась русским подданным за 20-летнюю беспорочную службу, иностранцам – за 10-летнюю.
В 1882 г. произошёл ряд преобразований: 24 марта (5 апреля) подписан императорский Указ об отмене монополии Императорских театров в столицах, где свобода частной театральной антрепризы до этого допускалась лишь в исключительных случаях и облагалась большим сбором в пользу Дирекции Императорских театров. В самих Императорских театрах был установлен новый «Штат», изменена система оплаты и вознаграждения артистов, предусмотрено обновление монтировочной части и поднятие художественного уровня «обстановки» пьес, установлены правила рассмотрения пьес; создан Театрально-литературный комитет (с двумя отделениями – московским и санкт-петербургским) и др. В 1886 г. заведующим репертуаром московских Императорских театров назначен А. Н. Островский, стремившийся вывести московскую дирекцию из-под управления санкт-петербургской.
В 1888 г. вышло Положение об императорских театральных училищах: в каждой столице были учреждены театральные училища с балетным отделением, драматическими курсами и оперными классами.
В начале 20 в. к Императорским театрам относились: в Санкт-Петербурге – Александринский, Мариинский и Михайловский театры; в Москве – Большой, Малый, а также Новый театр (1898–1907). Общий персонал Императорских театров к этому времени составлял 3 тыс. человек; бюджет превышал 4 млн рублей в год. Должность директора Императорских театров занимали: А. А. Майков (1821–1825), С. С. Гагарин (1829–1833), А. М. Гедеонов (1834–1858), А. И. Сабуров (1858–1862), С. А. Гедеонов (1867–1875), И. А. Всеволожский (1881–1899), С. М. Волконский (1899–1901), В. А. Теляковский (1901–1917).
После 1917 г. Императорские театры вошли в общую систему государственных театров.