Чайковский Пётр Ильич
Чайко́вский Пётр Ильи́ч [25.4(7.5).1840, Воткинский завод, Сарапульский уезд, Вятская губерния, ныне Воткинск, Удмуртия – 25.10(6.11).1893, Санкт-Петербург], российский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный критик. Крупнейший представитель русского музыкального романтизма.
Сын горного инженера Ильи Петровича Чайковского (1795–1880), начальника казённого Воткинского завода; брат – М. И. Чайковский. Окончил Училище правоведения в Санкт-Петербурге (1859; в классе пения занимался под руководством Г. Я. Ломакина), служил в Министерстве юстиции (до 1863). С 1861 г. занимался в Музыкальных классах Русского музыкального общества, в 1862 г. преобразованных в Санкт-Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 г. по классу сочинения А. Г. Рубинштейна. В 1866 г. по предложению Н. Г. Рубинштейна переехал в Москву, в 1866–1878 гг. профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории музыки, гармонии и инструментовки). Среди учеников: С. И. Танеев, А. Ф. Арендс, А. А. Брандуков, хоровой дирижёр В. С. Орлов.
Влияние на творчество Чайковского оказало посещение им московского Артистического кружка (основан в 1865), общение с А. Н. Островским, П. М. Садовским, Н. Д. Кашкиным, П. И. Юргенсоном. Чайковский участвовал в музыкальной жизни Москвы; здесь издавались и исполнялись его произведения (в 1868 состоялась премьера Симфонии № 1 под управлением Н. Г. Рубинштейна – первого исполнителя многих сочинений Чайковского), определились основные жанры творчества. С 1868 г. в круг общения Чайковского входили композиторы – члены Балакиревского кружка («Могучей кучки»), идеи которых послужили стимулом к созданию ряда симфонических произведений. По совету М. А. Балакирева Чайковский написал программную увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, 1869; окончательная редакция – 1880; Глинкинская премия, 1884).
В конце 1870-х гг. пережил тяжёлый душевный кризис, несколько лет жил преимущественно за границей. При этом Чайковский продолжал сочинять, его произведения звучали в России (премьера программной симфонической фантазии «Франческа да Римини» по Данте – 1877, Москва, дирижёр Н. Г. Рубинштейн; Глинкинская премия, 1886), странах Европы и США (премьера Концерта для фортепиано с оркестром № 1 – 1875, Бостон, солист Х. фон Бюлов). Важным для Чайковского в эти годы стало общение по переписке с Н. Ф. фон Мекк, которая поддерживала своего корреспондента не только духовно, но и (в 1876–1890) материально; ей Чайковский посвятил Симфонию № 4 (премьера – 1878, Москва, дирижёр Н. Г. Рубинштейн).
1-я половина 1880-х гг. отмечена премьерами ряда крупных сочинений – Скрипичного концерта (1881, Вена, солист А. Д. Бродский), опер «Евгений Онегин» (впервые на профессиональной сцене – московский Большой театр, 1881), «Орлеанская дева» (Мариинский театр, 1881), «Мазепа» (по поэме А. С. Пушкина «Полтава», московский Большой театр, 1884). В середине 1880-х гг. Чайковский вернулся к активной музыкально-общественной жизни. С 1887 г. выступал как дирижёр (исполнял главным образом свои сочинения) в России (премьера Симфонии № 5 – 1888, Санкт-Петербург) и за рубежом, в том числе в концертных поездках по городам Европы (1888, 1889) и США (1891, в том числе на открытии Карнеги-холла). Заграничные поездки укрепили связи Чайковского с крупными европейскими музыкантами, среди которых – Э. Григ, А. Дворжак, К. Сен-Санс. В 1885–1890 гг. входил в совет директоров Московского отделения Императорского русского музыкального общества.
С 1885 г. жил в Подмосковье, в окрестностях Клина (Майданово, Фроловское), с 1892 г. – в Клину; часто выезжал в Санкт-Петербург и др. В 1892 г. избран членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств. Последние годы жизни Чайковского ознаменовались завершением и постановкой ставших знаменитыми опер «Пиковая дама», «Иоланта», балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик»; премьера Симфонии № 6 16(28) октября 1893 г. стала его последним публичным выступлением в качестве дирижёра.
Чайковский сочинял практически во всех современных ему жанрах, главные из них – сценические и симфонические. Содержание музыки Чайковского охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, городского и деревенского быта; в ней по-новому (независимо от жанров – сценических или чисто инструментальных) раскрываются произведения классиков мировой литературы. Опираясь, с одной стороны, на европейский романтический стиль (расширенная тональность, мотивно-тематическая разработка, контрапункт, оперные лейтмотивы, принципы инструментовки и т. д.) и, с другой стороны, на сложившийся у русских композиторов 19 в. синтез городской бытовой песни-романса и народной крестьянской песни, Чайковский создал свой неповторимый, легко узнаваемый язык, способный одновременно и к воплощению тончайших душевных движений, и к обобщению масштабных идей. Все выразительные средства его музыки, действуя органично и совокупно, обладают мощной энергией, вызывают немедленный отклик в душе слушателя.
Музыкально-сценическое наследие Чайковского включает 11 опер и 3 балета. В опере «Евгений Онегин» (по А. С. Пушкину, 1878; первая постановка в 1879, спектакль оперной студии Московской консерватории на сцене Малого театра), обозначенной автором как «лирические сцены», сложился гибкий ариозно-речитативный стиль, достигнуто органичное единство вокального и симфонического начал, лирико-драматического и жанрово-бытового планов. В этом сочинении Чайковский воплотил свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» (Чайковский П. И. Письма П. И. Чайковского и С. И. Танеева. Москва, 1916. С. 18) из жизни обыкновенных людей. В операх на исторические сюжеты «Орлеанская дева» (сочинена в 1879) и «Мазепа» (сочинена в 1883) в центре внимания Чайковского – душевная драма героев. Вершина оперного творчества Чайковского – «Пиковая дама» (сочинена и поставлена в 1890, Мариинский театр), в которой небольшая «мистическая» повесть Пушкина превращена композитором в трагедию личности, бессильной перед лицом неотвратимой судьбы. Последняя опера Чайковского – одноактная лирическая опера «Иоланта» (либретто М. И. Чайковского по драме Х. Херца, 1891, поставлена в 1892, Мариинский театр). Чайковский реформировал традиционный дивертисментный тип классического балета, музыка балетов «Лебединое озеро» (1876, поставлен в 1877, Большой театр), «Спящая красавица» (по Ш. Перро, 1889, поставлен в 1890, Мариинский театр) и «Щелкунчик» (по Э. Т. А. Гофману, сочинён и поставлен в 1892, там же) сочетает хрестоматийные образцы мелодики Чайковского с европейской техникой непрерывного симфонического развития материала.
Среди оркестровых сочинений главное место в творчестве Чайковского занимают шесть симфоний (1866, 1872, 1875, 1877, 1888, 1893). Считая симфонию «исповедью души» (Переписка с Н. Ф. фон-Мекк. [Т. 1]. Москва, 1934. С. 216), «самой лирической из всех музыкальных форм» (Письма П. И. Чайковского и С. И. Танеева. 1916. С. 29), Чайковский в то же время стремился реализовать в ней концепцию конфликтной драматургии, особенно в Симфонии № 6, концептуальный замысел которой вызвал метаморфозы традиционного жанра, формы, гармонии, ритма и др. Те же принципы претворены в образцах его симфонической программной музыки (кроме вышеназванных – фантазия «Буря» по У. Шекспиру, 1873, симфония «Манфред» по Дж. Байрону, 1885, и др.). Качествами, характерными для оркестровой музыки, отмечены и инструментальные сочинения других жанров (Концерт для фортепиано с оркестром № 1, 1875; Концерт для скрипки с оркестром, 1878; Струнный квартет № 3, 1876; фортепианное трио «Памяти великого художника», 1882), а также романсы, хоры, фортепианные пьесы и другие произведения.
Существенными качествами церковной музыки П. И. Чайковский считал внятность, искренность и сдержанность выражения, которые нашли воплощение прежде всего в Литургии (1878) и Всенощной (1882). Вместе с тем под заявленной им необходимостью «отрезвления» русской церковной музыки от «чрезмерного европеизма» (П. И. Чайковский. Полное собрание сочинений. Т. 10. Москва, 1966. С. 119–121) Чайковский понимал (в соответствии с веяниями времени) не реконструкцию древнерусской монодии, но лишь «правильную» её гармонизацию, сделанную по тем же законам западноевропейской тональности, что и музыка Д. С. Бортнянского (Чайковский работал над изданием его духовных сочинений в 10 томах, 1881–1882), но более изысканную и разнообразную.
Чайковский – автор первого русского учебника гармонии («Руководство к практическому изучению гармонии», 1872), написанного в помощь молодым композиторам. По просьбе протоиерея Д. В. Разумовского он переработал учебник с учётом потребностей образования церковных музыкантов и опубликовал его под названием «Краткий учебник гармонии» (1875). Оба варианта учебника имеют дидактическую направленность и не содержат системы научно-теоретических понятий и какой-либо историографии гармонии.
Критические работы (Чайковский впервые выступил в печати в 1868, в 1872–1876 писал для газеты «Русские ведомости») очерчивают личные пристрастия Чайковского, но в то же время содержат меткие характеристики русских и западных музыкантов; они также выдают его пытливую рефлексию, широкое осмысление эстетики музыкального творчества и тонкостей композиторской техники. Опубликовано обширное литературное наследие Чайковского: дневники (1923), музыкально-критические статьи (1953, переизданы в 1986), переписка с Н. Ф. фон Мекк (т. 1–3, 1934–1936, переиздана в 2007–2010), П. И. Юргенсоном (т. 1–2, 1938–1952), С. И. Танеевым (1951), Н. А. Римским-Корсаковым и многими другими.
Творчество Чайковского оказало сильное влияние на следующие поколения композиторов (более всего на С. В. Рахманинова, Василия С. Калинникова, также на И. О. Дунаевского и др.).
Мемориальные музеи: Дом-музей П. И. Чайковского, Дом-музей в Воткинске (1940).