Моцарт Вольфганг Амадей
Мо́царт Во́льфганг Амаде́й (Wolfgang Amadeus Mozart; Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт, Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart) (27.1.1756, Зальцбург – 5.12.1791, Вена), австрийский композитор, представитель венской классической школы.
Исключительная музыкальная одарённость Моцарта проявилась в раннем детстве (сочинял с пяти лет), музыке он учился у отца – Л. Моцарта. С 1762 г. выступал в придворных концертах (Мюнхен, Вена) вместе с отцом и старшей сестрой – клавесинисткой, певицей, в дальнейшем пианисткой Марией Анной Моцарт (1751–1829). Во время европейского турне с длительными остановками в Париже (1763–1764) и Лондоне (1764–1765) Моцарт прославился как исполнитель (клавесинист, скрипач, импровизатор, певец), но, в отличие от большинства вундеркиндов, особенно интенсивно развивался как композитор. В 1764 г. в Париже вышли из печати его первые четыре сонаты для клавира и скрипки KV 6–9, в 1765 г. – три первые симфонии KV 16, 19, 19a. Моцарт быстро достиг мастерства в инструментальных жанрах (симфония, струнный квартет, дивертисмент, серенада); вокально-инструментальное письмо в литургических и музыкально-драматических жанрах осваивал постепенно. В Зальцбурге написаны духовный зингшпиль «Долг первой заповеди» (Моцарту принадлежит первый акт), латинская интермедия «Аполлон и Гиацинт» (оба произведения – 1767), одноактный зингшпиль «Бастьен и Бастьенна» (1768) и компактная Месса ре минор (Missa brevis) KV 65/61a (1769).
После назначения (1769) третьим капельмейстером (без жалованья) в Зальцбурге В. А. Моцарт трижды ездил в Италию: в 1769–1771 гг. посетил Милан, Рим, Неаполь, Венецию, был удостоен папского ордена Золотой шпоры и принят в члены Болонской филармонической академии (1770; готовясь к вступительному экзамену, брал уроки контрапункта у Дж. Б. Мартини). Работа над оперой «Митридат, царь понтийский» (либретто В. А. Чинья-Санти, 1770, Милан) сопровождалась интенсивным освоением поэтики оперы-сериа (образцом для Моцарта служило творчество его старших современников Н. Йоммелли, И. К. Баха). Вторая (1771) и третья (1772) поездки в Милан были связаны с театральными заказами. В это время созданы драматическая серенада «Асканий в Альбе» (1771) и опера-сериа «Луций Сулла» («Lucio Silla»; либретто Дж. Де Гамерра, 1772, обе – Милан). Последующие девять лет Моцарт провёл в Зальцбурге на службе у князя-архиепископа, изредка отлучаясь в Мюнхен для постановки своих опер. Ранней творческой зрелостью отмечены Концерт для скрипки с оркестром № 1 KV 207, Клавирный концерт № 5 KV 175 (четыре предыдущих клавирных концерта представляли собой аранжировки сочинений И. К. Баха, Г. Ф. Раупаха, Л. Хонауэра, И. Шоберта, И. Г. Эккарда), шесть струнных квартетов KV 168–173, созданных под впечатлением от квартетов op. 20 Й. Гайдна (все 1773), симфонии соль минор KV 183 (1773) и ля мажор KV 201/186a (1774), оперы «Мнимая садовница» (либретто Дж. Петроселлини, 1775, Мюнхен) и «Царь-пастух» (либретто П. Метастазио, 1775, Зальцбург). Ближайшие годы увенчались рядом шедевров инструментальной музыки: четыре концерта для скрипки с оркестром KV 211, 216, 218–219 (1775), Хаффнер-серенада KV 250/248b (1776), Клавирный концерт ми-бемоль мажор KV 271 (1777). Обязанностью Моцарта было сочинение литургической музыки. По заказу князя-архиепископа И. фон Коллоредо созданы полифонически изощрённый офферторий «Misericordias Domini» KV 222/205a, Месса до мажор (Missa longa) KV 262/246a (1775), Месса до мажор KV 257 и Литания Святого причастия KV 243 (1776). Взаимная неприязнь Моцарта и Коллоредо (чьи вкусы и требования противоречили художественной индивидуальности Моцарта) вынудила композитора искать новое место службы; в 1777–1778 гг. состоялось его турне в Париж (через Мюнхен, Аугсбург, Мангейм), послужившее новым стимулом к творческому развитию. Вернувшись в Зальцбург, Моцарт исполнял обязанности концертмейстера и придворного органиста. Зрелое мастерство отличает его последние зальцбургские мессы (т. н. «Коронационную» KV 317, Мессу C-dur KV 337), вечерни KV 321 и KV 339, Серенаду с почтовым рожком и Концертную симфонию для скрипки и альта с оркестром (все 1779–1780). Итоговой для зальцбургского периода стала опера «Идоменей, царь критский» (либретто Дж. Вареско, 1781, «Резиденцтеатр», Мюнхен), где в сольных номерах интонационное единство и гибкость сочетаются с развёрнутыми формами и сложными приёмами вокальной техники, а масштабные хоровые сцены вносят яркие музыкально-драматические контрасты. Усвоив опыт композиторов третьего поколения неаполитанской школы и парижских опер К. В. Глюка, Моцарт достиг в опере «Идоменей» полной самостоятельности как мастер-драматург.
После окончательного разрыва с И. фон Коллоредо В. А. Моцарт в мае – июне 1781 г. обосновался в Вене, в 1782 г. женился на певице Констанце Вебер (1762–1842). Вёл жизнь свободного художника, зарабатывал концертами, изданием сочинений, уроками, редкими заказами. В 1784 г. вступил в масонскую ложу «К благотворительности». Мечтая о карьере оперного композитора, Моцарт поначалу обратился к жанру зингшпиля, т. к. в Вене при поддержке императора Иосифа II осуществлялся проект создания немецого национального театра. В сотрудничестве с либреттистом И. Г. Штефани-младшим (главным театральным инспектором) Моцарт создал зингшпиль «Похищение из сераля» (1782), имевший большой успех у публики; непритязательный водевиль «Бельмонт и Констанца» К. Ф. Брецнера преобразился в богатое музыкально-сценическое представление, поднимающее во всей полноте и сложности животрепещущие проблемы эпохи (в зингшпиле Моцарт подчёркнута просветительская идея о преобразующей силе разума и его превосходстве над грубостью необузданных страстей). Однако в 1783 г. внимание императора переключилось на вновь приглашённую итальянскую оперную труппу, и после нескольких попыток (оперы-буффа «Каирский гусь» и «Обманутый жених» остались незавершёнными) Моцарт отказался конкурировать с популярными итальянскими новинками В. Мартин-и-Солера, Дж. Паизиелло и др. В 1783–1786 гг. он организовал серии «академий» (концертов по подписке), центральное место в которых заняли клавирные концерты (только в 1782–1786 их было создано 15). Существенное влияние на Моцарта оказало знакомство при содействии венского мецената барона Г. ван Свитена с инструментальной полифонией И. С. Баха и ораториями Г. Ф. Генделя, что отразилось в монументальной Мессе до минор KV 427/417a (не завершена). В те же годы Моцарт сочинил шесть струнных квартетов: соль мажор KV 387 (1782), ре минор KV 421, ми-бемоль мажор KV 428 (1783), си-бемоль мажор KV 458 (1784), ля мажор KV 464 и до мажор KV 465 (1785), посвятив их Й. Гайдну.
Вторая попытка утвердиться в венской опере – работа В. А. Моцарта совместно с Л. да Понте над «Свадьбой Фигаро» (1786). Принятый вначале неоднозначно, спектакль вскоре завоевал признание. Следующая опера Моцарта «Дон Жуан» («Наказанный распутник, или Дон Жуан» – «Il dissoluto punito ossia Il Don Giovanni», либретто Да Понте) из-за сильной конкуренции на венской сцене была поставлена в Праге (1787). В обоих сочинениях, ставших вершинами оперного творчества Моцарта и мирового оперного театра, – основные для человеческого бытия проблемы свободы и права на счастье. Борьба за семейное счастье в опере «Свадьба Фигаро» раскрывается во взаимоотношениях индивидуализированных персонажей, возвышающихся над традиционными буффонными амплуа, в стремительном, полном неожиданностей действии. Политическая заострённость комедии П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» ослаблена, однако антисословная тенденция пьесы сохранена и подана через нравственно-этические аспекты проблемы равенства. Тема «весёлой драмы» (итал. dramma giocoso – синоним комической оперы) «Дон Жуан» – человеческая свобода, её нравственные основания и пределы. Неоднозначность главного персонажа и перипетии сюжета с небывалой силой и полнотой переданы резкими музыкально-драматическими контрастами между напряжённым действием и яркими сценами буффонного или, напротив, трагического (вплоть до инфернально-мистического) характера.
В декабре 1787 г. В. А. Моцарт был зачислен в придворный штат в должности композитора камерной музыки, однако спад концертной и театральной активности в Вене в начале войны с Турцией (1788) и болезнь жены серьёзно ухудшили материальное положение Моцарта. Ему пришлось предпринять гастрольные поездки в Дрезден, Лейпциг, Берлин (1789) и Франкфурт-на-Майне (1790). Успех оперы-буффа «Так поступают все женщины, или Школа влюблённых» («Così fan tutte ossia La scuola degli amanti», либретто Да Понте, 1790, «Бургтеатр», Вена) мог упрочить положение Моцарта в венском театре, однако спустя месяц после премьеры она сошла со сцены из-за траура по Иосифу II. В этой опере традиционные буффонные амплуа (две влюблённые пары, резонёр-женоненавистник, субретка, карикатурные маски доктора и нотариуса) сочетаются с особенно тонкими чертами индивидуализации, превращающими анекдотический случай из жизни венского света в утончённую притчу о непостоянстве человеческой любви.
Попытку обновить традиционный жанр оперы-сериа В. А. Моцарт предпринял в торжественной церемониальной опере «Милосердие Тита» («La Clemenza di Tito», либретто К. Маццолы по П. Метастазио, 1791, Национальный театр, Прага), в которой использовал новые драматургические приёмы и формы, в том числе сложившиеся в рамках комической оперы (многочисленные ансамбли). В последней своей опере – «Волшебная флейта» («Die Zauberflöte», либретто Э. Шиканедера, 1791, театр «Ауф дер Виден», Вена) – композитор, опираясь на традиции популярного в Вене «волшебного» зингшпиля, в форме философской притчи с чертами масонской утопии восславил бескорыстие, самосовершенствование и стремление к красоте как главные нравственные ориентиры. Непосредственное выражение чувств оттенено строгостью оперных форм, подчёркивающих условно-метафорический характер действия; многообразие охвата жизненных явлений обусловило широчайший диапазон жанров и стилей (бытовой танец, немецкая песня, марш, бравурная ария в стилистике оперы-сериа, фугированная хоральная обработка и др.). В 1791 г. Моцарт получил ряд крупных заказов, а венский магистрат назначил его помощником и заместителем капельмейстера Л. Хофмана в соборе Святого Стефана (с перспективой занять его место). Внезапная болезнь и смерть Моцарта (причины до сих пор дискутируются) неожиданно прервала его карьеру. Последние месяцы жизни Моцарт провёл в работе над Реквиемом KV 626 (завершён после его смерти Ф. К. Зюсмайром); трагизм, многообразие и гибкость форм хорового письма ставят его в ряд величайших мировых достижений литургической музыки. Точное место захоронения Моцарта неизвестно.
Стиль В. А. Моцарта, отмеченный чертами универсализма и межстилевого синтеза, представляет собой одно из высших проявлений музыкальной классики 2-й половины 18 – начала 19 вв. (наряду с творчеством Й. Гайдна и Л. ван Бетховена). Идея динамичной гармонии, близкая философии немецкого Просвещения, у Моцарта стала универсальным принципом ви́дения мира, способом преобразования реальности, эстетического «оправдания» жизни в духе И. Канта, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Воплощение гармонической целостности бытия сочетается у Моцарта с антиномичностью мышления, ясность, светоносность и красота его искусства – с глубоким драматизмом (в комических операх также с реализмом человеческих характеров). Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое, национальное и личностно своеобразное предстают в его творчестве в динамическом равновесии и внутреннем единстве. В центре художественной системы Моцарта – человеческая личность, которую он раскрывал как лирик и как драматург. Всюду, независимо от жанра, Моцарт разрабатывал особый тип драматургии, основанный на раскрытии контрастных театрально-конкретных музыкальных образов в процессе их взаимодействия – «игры».
В. А. Моцарт сознательно ориентировался на созданную эпохой систему типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их глубоко индивидуальному отбору и переосмыслению. Экстраординарный характер дарования Моцарта обусловил его ключевую роль в развитии многих музыкальных жанров, переживавших в 1770–1790-х гг. период интенсивного становления. Усилиями Моцарта сольный инструментальный концерт (клавирный, скрипичный и для духовых инструментов) приобрёл масштабность, виртуозный блеск, был переориентирован с придворно-камерного на публичное выступление. В венский период творчества Моцарт превратил симфонию из увертюры прикладного назначения в центральный оркестровый жанр, в последних образцах которого (ми-бемоль мажор KV 543, соль минор KV 550, до мажор KV 551) достиг подлинной имманентно-музыкальной концепционности, тем самым определив развитие симфонизма 19–20 вв. Синтезируя опыт разных школ и опираясь на плодотворные эксперименты Й. Гайдна, Моцарт придал струнному квартету (также квинтету) качества и размах публичного концертного произведения. Виртуозно владея ранними формами фортепиано (пианофорте, хаммерклавир), Моцарт оставил обширное наследие в жанре клавирной сонаты. Хотя сам инструмент в то время только начинал развиваться, моцартовские сонаты, фантазии и вариации в дальнейшем легли в основу педагогического и концертного репертуара пианистов. Внушительный пласт наследия Моцарта составляет прикладная бытовая музыка (16 дивертисментов, серенады, кассации), написанная главным образом в Зальцбурге. Особое место занимают созданные в Вене серенады для духовых инструментов, своими масштабами и сложностью композиционных решений выходящие далеко за пределы общепринятых норм.
Гармония В. А. Моцарта, помимо конструктивно-динамической функции, служит индивидуально-выразительным задачам (использование минора, хроматизмы, задержания, прерванные обороты, энгармонические модуляции). Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики. В фактуре его произведений многообразно сочетаются гомофония и полифония, их синтез становится основой смешанных гомофонно-полифонических форм, представляющих собой особую моцартовскую, обогащённую и усложнённую разновидность сонатной формы (финалы квартета соль мажор KV 387, симфонии до мажор KV 551, содержащие фугированные разделы и контрапунктические соединения тем). Великолепно владея контрапунктической техникой, Моцарт с лёгкостью применял сложнейшие приёмы как в собственно полифоническом, так и в гомофонном складе, преодолевал стереотипные формулы аккомпанемента, обогащая его и не затеняя общей прозрачности ткани. Раннее знакомство Моцарта с итальянским оперным искусством определило многое в характере его мелодики: гибкость и изящество кантилены, изобретательность мелодического варьирования и ритмическое разнообразие. Сочинения Моцарта отличает безукоризненное чувство формы, структурной соразмерности, умение сочетать тематическое изобилие с искусством мотивной комбинаторики (ars combinatoria) и производностью тематического материала. Моцарту присуще также глубокое понимание природы разных инструментов и умение использовать их выигрышные стороны (в частности, в оркестровке он предпринял решительные шаги к эмансипации духовых, расширению их функций и превращению в автономную, полноценную и равноправную оркестровую группу).
Творческий дар В. А. Моцарта поражает своей продуктивностью и многообразием. За неполные 36 лет жизни он оставил свыше 600 произведений во всех жанрах своей эпохи; большинство жанров доведено им до классического совершенства. Автор 17 законченных опер, 18 месс, четырёх литаний, офферториев, градуалов, 16 церковных сонат. Ему принадлежат также оратории «Освобождённая Ветулия» («La Betulia liberata», 1771; текст Метастазио по библейской Книге Иудифи) и «Кающийся Давид» («Davidde penitente», 1785; текст Л. да Понте), четыре светские кантаты, в том числе «Радость вольных каменщиков» («Die Maurerfreude», 1785; текст Ф. Петрана); многочисленные арии, ансамбли, песни, каноны и др. Оркестровая музыка – свыше 40 симфоний, в том числе: соль минор (1773, KV 183/173dB), ля мажор (1774, KV 201/186a), ре мажор «Парижская» (1778, KV 297/300a), до мажор «Линцская» (1783, KV 425), ре мажор «Пражская» (1786, KV 504), ми-бемоль мажор (1788, KV 543), соль минор (1788, KV 550), до мажор «Юпитер» (1788, KV 551); свыше 40 концертов с оркестром: для фортепиано (27), в том числе ми-бемоль мажор (1777, KV 271), фа мажор (1784, KV 459), ре минор (1785, KV 466), ля мажор (1786, KV 488), до минор (1786, KV 491), до мажор (1786, KV 503), си-бемоль мажор (1791, KV 595), для скрипки (5), для кларнета ля мажор (1791, KV 622), Концертная симфония для скрипки и альта ми-бемоль мажор (1779/80, KV 364/320d); кассации, серенады и дивертисменты, в том числе «Хаффнер-серенада» (1776, KV 250/248b), Маленькая ночная серенада (1787, KV 525); Масонская траурная музыка (1785, KV 477/479a); танцы (свыше 100). Камерная инструментальная музыка представлена 23 струнными квартетами, шестью струнными квинтетами, двумя квартетами для струнных и фортепиано, квинтетами для струнных с валторной ми-бемоль мажор (1782, KV 407/386c) и с кларнетом ля мажор (1789, KV 581), для духовых с фортепиано ми-бемоль мажор (1784, KV 452), свыше 15 дивертисментами и серенадами для духовых, 32 сонатами для фортепиано и скрипки и др. Музыка для фортепиано (клавесина) соло – 24 сонаты (в том числе пять – в четыре руки), вариации (16), рондо, фантазии, менуэты и др.
Младший сын Моцарта – Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (1791–1844) – композитор.