Дворжак Антонин
Дво́ржак Антони́н, Антонин Леопольд Дворжак (Antonín Leopold Dvořák) (8.9.1841, деревня Нелагозевес-на-Влтаве, близ Праги, Австрийская империя, ныне Нелагозевес, Чехия – 1.5.1904, Прага), чешский композитор, дирижёр и педагог. Член Чешской академии наук и искусств (1890). Классик чешской музыки.
Сын мясника, владельца постоялого двора. C 1848 г. играл на скрипке в сельском оркестре под руководством кантора Й. Шпица, на всю жизнь сохранил увлечение народными песнями и танцами. В 1853–1856 гг. учился музыке в Злонице (играл на альте в капелле), затем в Ческа-Каменице у кантора Ф. Ганке. Переехав в Прагу, в 1857–1859 гг. обучался в Органной школе у Й. Фёрстера (орган), Ф. Блажека (гармония и контрапункт), Й. Л. Звонаржа (пение). Работая альтистом в Обществе святой Цецилии, познакомился с произведениями В. А. Моцарта и немецких романтиков, сблизился с композитором К. Бендлем и дирижёром А. Чехом. В 1859 г. перешёл в ансамбль дирижёра и органиста К. Комзака, в 1862–1871 гг. играл в оркестре пражского Временного театра, где участвовал в премьерах опер Б. Сметаны.
Первое крупное сочинение Дворжака – Струнный квинтет ля минор ор. 1 (1861). Первое публичное исполнение произведений Дворжака (песни на слова Э. Красногорской и К. Я. Эрбена для голоса с фортепиано) состоялось лишь через 10 лет. С 1873 г. Дворжак давал уроки музыки детям промышленника и мецената Я. Неффа, в доме которого познакомился с Л. Яначеком (впоследствии стал его близким другом); в 1874–1877 гг. служил органистом в церкви Святого Адальберта Пражского. В течение 5 лет получал стипендию Австрийского министерства культуры и образования (её назначению способствовали И. Брамс и Э. Ганслик).
Ранние произведения Дворжака отмечены влиянием музыки венских классиков, Р. Вагнера (особенно опера «Альфред», 1870). Поиски собственного стиля, самобытной славянской интонационности относятся к 1870-м гг., когда Дворжак завершил 2-ю редакцию (с новой музыкой) оперы «Король и угольщик» (премьера – 1874, Временный театр), написал патриотический гимн «Наследники Белой горы» для хора и оркестра на стихотворение В. Галека (1872), одноактную комическую оперу «Упрямцы» (1874), симфонии ми-бемоль мажор (1873), ре минор (1874), фа мажор (1875), Фортепианный квинтет ля мажор, Ноктюрн для струнного оркестра (оба 1872), Серенаду для струнного оркестра ми мажор op. 22, Струнный квинтет соль мажор (оба 1875), несколько струнных квартетов. «Моравские дуэты» для сопрано и альта с фортепиано op. 29 и 32 (на народные тексты, 1876) высоко оценил И. Брамс, рекомендовавший произведения Дворжака для печати музыкальному издателю Ф. Зимроку (знакомство композиторов состоялось в 1878 в Вене). В 1878 г. сразу в двух пражских театрах прошли премьеры оперы «Хитрый крестьянин», созданы 3 «Славянские рапсодии» для оркестра (ре мажор, соль минор, ля мажор), Серенада для смешанного камерного состава op. 44 (ре минор), 1-й сборник «Славянских танцев» – самых популярных, национально-характерных сочинений Дворжака (первоначально для фортепиано в 4 руки, позднее для оркестра, переложения для различных составов; 2-й сборник – 1887).
В 1880-х гг. к Дворжаку пришла мировая слава. Осуществлялись постановки его опер «Упрямцы» (1881), «Димитрий» (либретто М. Червинковой-Ригровой на сюжет из русской истории, 1882, обе – Новый чешский театр, Прага), «Хитрый крестьянин» (1882, Дрезден; 1883, Гамбург; 1885, Вена). В 1884–1896 гг. Дворжак гастролировал в Англии с авторскими концертами, в 1888 г. встретился в Праге с П. И. Чайковским, по его приглашению приезжал в Москву и Санкт-Петербург в 1890 г. (дирижировал своими сочинениями на концертах Императорского Русского музыкального общества). Выдающиеся произведения этих лет – кантата «Свадебные рубашки» (по К. Я. Эрбену, 1884), «Цыганские мелодии» для голоса с фортепиано (1880), Юмореска для фортепиано (1884), фортепианные трио – фа минор op. 65 (1883) и «Думки» ми минор ор. 90 (1891).
С 1891 г. профессор, с 1901 г. директор Пражской консерватории (среди учеников – Й. Сук, О. Недбал, В. Новак). В 1892–1895 гг. по договору с американской меценаткой Ж. Тербер возглавлял Национальную консерваторию в Нью-Йорке. Пребывание в США оказалось для Дворжака плодотворным: были написаны Симфония № 9 ми минор («Из Нового Света», 1893), Cтрунный квартет фа мажор («Американский», 1893; в обоих сочинениях воссозданы некоторые характерные интонации афроамериканского и индейского музыкального фольклора), Струнный квинтет ми-бемоль мажор (1893), Концерт для виолончели с оркестром (1895); в 1895 г. впервые прозвучала его кантата «Американский флаг» (1892).
По возвращении на родину в 1895 г. Дворжак активно включился в музыкальную жизнь. В 1898 и 1899 гг. в Вене были исполнены его симфонические поэмы «Богатырская песнь» и «Голубка» под управлением Г. Малера; состоялись премьеры опер Дворжака «Якобинец» (2-я редакция, 1898), «Чёрт и Кача» (1899), «Русалка» (1901), «Армида» (1904), первой чешской оратории «Святая Людмила» (1901). Кульминацией творческих исканий композитора в оперном жанре стала «Русалка» (1901, Прага). Народно-сказочный сюжет, в котором нежная лирика переплетена с юмором и идиллическими картинами природы, идеально соответствовал стилю Дворжака.
В творчестве Дворжака позднеромантическая стилистика нашла выражение в изяществе, гибкости, изысканности и разнообразии музыкальных тем, мастерстве оркестрового колорита. Славянская мелодическая характерность сочетается в произведениях Дворжака с традиционными классико-романтическими приёмами тематической разработки в «немецких» формах (симфония, камерно-инструментальный ансамбль). Особое место в его творчестве занимает католическая церковная музыка: Stabat Mater (1877, одно из самых трагических его произведений, написание которого совпало с почти одновременной смертью дочери и сына), Псалом 149, Месса ре мажор (1887), Реквием (1890), Te Deum (1892). Все эти сочинения написаны для традиционных составов, на канонические латинские тексты.