Характерный танец
Хара́ктерный та́нец, одна из разновидностей сценического танца, обобщённо передающая стиль и дух («характер») национальной хореографии. В отличие от собственно народного танца, характерный танец базируется не столько на конкретных фольклорных образцах, сколько на сложившейся традиции театральной обработки плясок того или иного народа. Лексика характерного танца наряду с почерпнутым из фольклора материалом порой включает нейтральные классические па, а также позы и движения, сочинённые на основе иконографических, литературных и других источников. Манера исполнения характерного танца ориентирована на условно-театральные представления о народности и отчасти приближается к манере исполнения в классическом танце. Композиция номеров характерного танца не связана рисунком фольклорных танцев, учитывает опыт построения массовых и сольных номеров в балете и может достигать большой сложности (например, «Венгерская рапсодия» на музыку Ф. Листа в хореографии Л. И. Иванова).
Вплоть до эпохи предромантизма определение «характерный» применялось в более широком смысле: для обозначения любого танца, предполагающего воспроизведение реальных черт, в противоположность обобщённому «серьёзному» жанру. В эпоху романтизма зародилось амплуа характерного танцовщика, наметились два пути сочинения характерного танца: от достоверно изученного фольклора и от классики через насыщение её чертами народного танца.
Во 2-й половине 19 в. в творчестве А. Сен-Леона, М. И. Петипа, Л. И. Иванова сложились эстетика и академическая лексика характерного танца, основные принципы его построения. Тем не менее прежняя терминология продолжала употребляться вплоть до начала 20 в. (например, pas de caractère назван классический по лексике дуэт Кота в сапогах и Белой кошечки в балете «Спящая красавица» П. И. Чайковского).
В 1900–1910-х гг. новые черты в характерный танец внесли А. А. Горский и М. М. Фокин, сочинивший ряд характерных балетов на музыку А. П. Бородина («Половецкие пляски»), Н. А. Римского-Корсакова («Шехеразада»), М. И. Глинки («Арагонская хота»). Позднее технику и стилистику характерного танца разрабатывали балетмейстеры Ф. В. Лопухов, В. И. Вайнонен, Р. В. Захаров, В. А. Варковицкий и др. Большое значение для становления характерного танца имела педагогическая деятельность А. В. Ширяева.
Со 2-й половины 20 в. характерный танец всё реже появляется в балетных спектаклях в виде самостоятельных номеров. Отдельные элементы его лексики включаются в состав эпизодов, решённых средствами классического или современного танца.