Кривченя Алексей Филиппович
Кривче́ня Алексе́й Фили́ппович [30.7(12.8).1910, Одесса, Херсонская губерния, Российская империя, ныне Одесская область, Украина – 10.3.1974, Москва], российский певец (бас), народный артист СССР (1956).
По окончании школы поступил чернорабочим на канатный завод; работал в одесском порту грузчиком, чальщиком, кочегаром. Выступал в самодеятельном ансамбле «Синяя блуза» на канатном заводе, в 1930 г. был направлен заводским комитетом учиться на вечерний рабфак при Одесской консерватории. Окончил консерваторию в 1938 г. (класс В. А. Селявина).
С 1936 г. солист Одесской филармонии. С 1938 г. выступал на оперной сцене в Ворошиловграде (ныне Луганск; дебютировал в партии Князя Верейского в опере «Дубровский» Э. Ф. Направника), затем в Днепропетровске (ныне Днепр), исполнял здесь партии Кочубея, Гремина, Томского («Мазепа», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Кардинала («Дочь кардинала» Ф. Галеви), Собакина и Малюты Скуратова («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Карася («Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского), Тараса Бульбы (одноимённая опера Н. В. Лысенко); участвовал в постановках опер «В бурю» Т. Н. Хренникова (Сторожев) и «Перекоп» Ю. С. Мейтуса, В. П. Рыбальченко и М. Д. Тица (Фрунзе).
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. вместе с Днепропетровским оперным театром (ныне Днепропетровский академический театр оперы и балета) находился в эвакуации в Красноярске, где выступал до 1944 г. В 1944–1949 гг. солист Новосибирского театра оперы и балета, исполнял партии Ивана Сусанина (одноимённая опера М. И. Глинки; в этой роли Кривченя выступил на открытии здания театра, 1945), Мельника («Русалка» А. С. Даргомыжского), Варлаама и Бориса Годунова («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Кончака и Галицкого («Князь Игорь» А. П. Бородина), Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), Старого матроса («Севастопольцы» М. В. Коваля). В период работы в Красноярском и Новосибирском оперных театрах участвовал в драматических спектаклях «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (комиссар Грозный), «Фландрия» В. Сарду (Варгас), «Фронт» А. Е. Корнейчука. Это способствовало развитию его драматического таланта и сыграло большую роль в становлении Кривчени как оперного артиста.
В 1949–1962 гг. солист московского Большого театра (отдельные выступления до 1972). Наивысшие достижения А. Ф. Кривчени на сцене этого театра связаны с созданием образов в русских классических операх: Иван Хованский («Хованщина» М. П. Мусоргского; Сталинская премия 1-й степени, 1951), Черевик («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Фарлаф («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Мельник, Кончак, Варлаам, Борис Годунов. Создал разнохарактерные образы в операх советских композиторов: «Морозко» М. И. Красева (заглавная роль), «Декабристы» Ю. А. Шапорина (Пестель), «Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского (заглавная роль), «Война и мир» (Кутузов), «Повесть о настоящем человеке» (Комиссар), «Семён Котко» С. С. Прокофьева (Ткаченко), «Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминова (Вожак).
Камерный репертуар включал романсы А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Э. Грига, Ф. Листа, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова и др., русские и украинские народные песни.
Исполнительское искусство Кривчени отличалось драматической выразительностью, искренностью. По воспоминаниям Б. А. Покровского, Кривченя «не исполнял, а создавал свой, неповторимо индивидуальный образ, рождал каждый раз особого человека, с его спецификой мышления, мировоззрения, чувствования. <…> Личность артиста сливалась с личностью образа» (Покровский. 1976. С. 100, 101).
Гастролировал в Болгарии, Югославии, Франции, Швейцарии, Финляндии и других странах.
Среди аудиозаписей с его участием: оперы «Руслан и Людмила» Глинки (1954), «Русалка» Даргомыжского (1958), «Князь Игорь» Бородина (1958), «Снегурочка» (Дед Мороз, 1957) и «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова (Голова, 1971), «Хованщина» Мусоргского (1953, 1973), «Черевички» П. И. Чайковского (Чуб, 1974), «Война и мир» Прокофьева (1960), «Никита Вершинин» Кабалевского (1956), «Тарас Бульба» Лысенко (1955, по трансляции из Киевского театра оперы и балета), романсы и песни.
Снимался в фильмах-операх «Борис Годунов» (1954, роль Варлаама), «Хованщина» (1959, роль Ивана Хованского, оба – режиссёр В. П. Строева), телефильмах-операх «Русалка» (1971, роль Мельника, режиссёры В. Ю. Серков, Г. Мячина), «Майская ночь» (1972, роль Головы, режиссёр Ф. С. Слидовкер), «Анна Снегина» (экранизация оперы В. Г. Агафонникова, 1969, роль Мельника, режиссёр Серков), фильме «Был настоящим трубачом» (1973, роль Степана Пархоменко, режиссёр К. Л. Бромберг). Снят телефильм-концерт «Алексей Кривченя» (1964).