Гуданов Дмитрий Константинович
Гуда́нов Дми́трий Константи́нович (род. 9.7.1975, Москва), российский артист балета, народный артист РФ (2012).
По окончании Московского хореографического училища (ныне Московская государственная академия хореографии, МГАХ; педагог Л. Т. Жданов) в 1994–2017 гг. в труппе Большого театра (ГАБТ; с 2004 премьер). В первые годы репетировал с В. Н. Барыкиным, позднее готовил репертуар с М. Л. Лавровским, затем с Ю. К. Владимировым. Став лауреатом 4-го конкурса артистов балета России «Арабеск» в Перми (2-я премия и приз жюри прессы Danse Noble, 1996) и Международного конкурса классического танца в Париже (1-я премия, 1998), получил первые заметные роли.
Изысканность линий, чистота танца, благородство жеста выделяли артиста даже во второстепенных партиях классического репертуара: Юноша («Сильфида» Г. Лёвеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен), Французская кукла, Принц Фортюне («Щелкунчик», «Спящая красавица» П. И. Чайковского), Солист (Па д’аксьон – «Жизель» А. Адана). Редкая для танцовщика русской балетной школы виртуозность мелкой техники принесла успех в первых главных партиях: Казанова («Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта), Джеймс («Сильфида» Лёвеншелля). В них, как и в ролях Паганини («Паганини» на музыку С. В. Рахманинова), Меркуцио («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, оба балета – в хореографии Л. М. Лавровского), Клода Фролло («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра), Германна («Пиковая дама» на музыку Чайковского, оба – хореограф Р. Пети), Ханана («Леа» на музыку Л. Бернстайна), Люсьена («Утраченные иллюзии» Л. А. Десятникова, оба – хореограф А. О. Ратманский), Гуданов предстал как выразительный артист романтического амплуа, которому близка тема разочарования и крушения юношеских иллюзий.
Заметным событием стала совместная работа с хореографом Б. Я. Эйфманом над партией Сына императрицы в балете «Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера, обогатившая исполнительский стиль танцовщика экспрессивностью, умением пластически передать душевную надломленность героя. Гуданов вносил мотив душевного смятения в традиционные роли классических героев, став одним из лучших в своём поколении интерпретаторов главных партий в балетах «Жизель» Адана (Альберт; запись спектакля выпущена фирмой BelAir Media на DVD в 2011), «Щелкунчик» (Щелкунчик-принц), «Лебединое озеро» (Принц Зигфрид и Злой гений), «Спящая красавица» (Принц Дезире, все – Чайковского), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (Солист), «Баядерка» Л. Минкуса (Солор), «Эсмеральда» Ч. Пуньи (Феб), «Онегин» на музыку Чайковского (Ленский).
В то же время актёрская непредсказуемость в сочетании с технической виртуозностью делали Гуданова желанным участником многих экспериментальных постановок Большого театра. Был среди первых исполнителей балетов Ратманского – «Сны о Японии» на музыку Л. Ето, Ямагути Мотофуми, А. Тоша (Солист, 1998), П. Лакотта – «Дочь фараона» Пуньи (Рыбак, 2000), К. Уилдона – «Misericordes» на музыку А. Пярта (Солист, 2007; номинация на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска», 2008).
Благодаря строгости стиля стал одним из лучших в ГАБТе исполнителей партий в балетах Дж. Баланчина: Солист («Моцартиана» на музыку Чайковского; 1-е трио – «Агон» И. Ф. Стравинского; 1-я часть – «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе; Па-де-де на музыку Чайковского; «Рубины» на музыку Стравинского), Дж. Роббинса (Солист – «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси). Участвовал в премьерных сериях балетов: «Золушка» Прокофьева (Принц; хореограф Ю. М. Посохов, режиссёр Ю. А. Борисов; 2006), «Урок» Ж. Делерю (Учитель; хореография Ф. Флиндта; 2007).
Свойственная артисту ирония позволила с успехом выступать в партиях Колена («Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хореография Ф. Аштона), Мельника («Треуголка» М. де Фальи, хореография Л. Ф. Мясина).
Среди других партий: Лорд Вильсон (Таор) («Дочь фараона» Пуньи), Люсьен д’Эрвильи (Большое классическое па из балета «Пахита» Минкуса), Коста де Борегар («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, хореограф Ратманский), Волшебник/Чуковский («Мойдодыр» Е. И. Подгайца, хореограф Ю. А. Смекалов).
Участник программы «Новогодние премьеры» в ГАБТе (1997), где был первым исполнителем партии Солиста («L’Estro Armonica» на музыку А. Вивальди, хореограф Е. Замазалова), и проекта «Мастерская новой хореографии» (2004; первый исполнитель партии Солиста в балете «Венгерские танцы» на музыку И. Брамса, хореограф А. Г. Мирошниченко). В 2007 г. принял участие в проекте Центра исполнительских искусств графства Ориндж (штат Калифорния) и компании «Ардани Артистс» (Нью-Йорк) «Короли танца» на сцене ГАБТа, исполнив сольную партию в балете «For 4» на музыку Ф. Шуберта (хореограф Уилдон).
В репертуаре также партии: Видение Розы («Видение Розы» на музыку К. М. фон Вебера, хореография М. М. Фокина), Нижинский («Нижинский» на музыку Рахманинова, хореограф М. Л. Лавровский; 2000, первый исполнитель), а также Па-де-де из балета «Фестиваль цветов в Дженцано» Э. Хельстеда и Х. С. Паулли (хореография Бурнонвиля), Гран-па классик на музыку Д. Обера (хореография В. Гзовского), Па-де-де из балета «Эсмеральда» на музыку Пуньи (хореография Н. Берёзова), хореографический номер «Сладко ли утром?» на музыку Б. Макферсона (хореограф А. В. Петухов).
Как приглашённый солист выступал в спектаклях Канадского балетного театра («Жизель» Адана, 2000; «Щелкунчик» Чайковского, 2002, 2003; оба – в постановке Н. Веселовой-Тенсер; Торонто), Израильского балета («Спящая красавица» Чайковского, редакция Б. Ямпольски, 2004; «Дон Кихот» Минкуса, 2005; Тель-Авив), Баварского государственного балета («Лебединое озеро» Чайковского, редакция Р. Барра, 2008), а также Челябинского театра оперы и балета, Центра искусств для одарённых детей Севера (Ханты-Мансийск), Башкирского театра оперы и балета, Татарского театра оперы и балета и др. Постоянный участник международной балетной программы «Звёзды XXI века», проходившей в Париже, Нью-Йорке, Торонто. Участвовал в Гаванском международном фестивале балета в честь 50-летия Национального балета Кубы (1998), фестивале танца Jacob’s Pillow (Беркшир, США, 1999), фестивале «В честь русского балета» в Новом Орлеане (США, 2000; принимал участие в мастер-классах Н. А. Долгушина и Ю. Зорича, а также исполнял фрагменты из балетов «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина и «Видение Розы» на музыку фон Вебера), в Международном фестивале классического балета Вадима Писарева в Донецке (2000), Международном фестивале классического балета имени Р. Х. Нуреева в Казани (2003), Международном зимнем фестивале «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге (2005), Международном фестивале балета «Мариинский» в Санкт-Петербурге (Золотой раб – «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, хореография Фокина, 2009; Принц Дезире – «Спящая красавица» Чайковского, 2011) и др. В 2009 г. в рамках бенефиса Гуданова и прима-балерины ГАБТа М. А. Александровой «Гран балет гала. Шедевры» (на сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) танцовщики представили мировую премьеру одноактного спектакля «Les Deux Genres» на музыку Claire Diterzi & Encre (балетмейстер С. Ю. Землянский).
В 2020–2022 гг. художественный руководитель балета Астраханского театра оперы и балета.
Премия «Московские дебюты» (награждён в 1999 за сезон 1997/1998). Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда» (2000). Почётная грамота Правительства Москвы (2001).