Петипа Мариус Иванович
Петипа́ Ма́риус Ива́нович (Marius Petipa) [11.3.1818, Марсель – 1(14).7.1910, Гурзуф; похоронен в Санкт-Петербурге], французский и российский артист балета, педагог, балетмейстер.
Родился в семье танцовщика, педагога и балетмейстера Ж.-А. Петипа и актрисы В. Морель-Грассо, брат премьера Парижской оперы Люсьена Петипа. Учился балету у отца и О. Вестриса. С детства выступал на профессиональной сцене, в 1838–1846 гг. танцовщик и балетмейстер в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка, а также Мадрида, где изучал национальные танцы, став их непревзойдённым знатоком, позднее в стилизованном виде внедрил их в классический балет. В 1847 г. получил ангажемент в Санкт-Петербург, с которым связал всю дальнейшую жизнь. Дебютные партии – Люсьен д’Эрвильи [«Пахита» Э. Дельдевеза, постановка Петипа совместно с Фредериком (П. Малавернь)], Фабио («Сатанилла, или Любовь и ад» Н. А. Ребера и Ф. Бенуа, постановка Петипа совместно с Ж.-А. Петипа) – оба балета по мотивам парижских спектаклей Ж. Мазилье. Среди других партий: Альберт и Конрад («Жизель» и «Корсар» А. Адана), Ахмет («Пери» Ф. Бургмюллера), Феб де Шатопер и Дьяволино («Эсмеральда» и «Катарина, дочь разбойника» Ч. Пуньи), Освальд («Лида, Швейцарская молочница» А. Гировеца), Граф («Своенравная жена» Адана и Пуньи), Фауст («Фауст» Пуньи и Дж. Паниццы).
Первая самостоятельная постановка («Дочь фараона» Пуньи, 1862) имела такой успех, что Петипа был назначен балетмейстером петербургских императорских театров, а спектакль сохранялся в репертуаре до 1928 г. В 1869–1903 гг. Петипа – главный балетмейстер столичных императорских театров, этот период вошёл в историю русского и мирового балета как «эпоха Петипа». Хореограф создал в Санкт-Петербурге 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов. Использовав находки своего предшественника А. Сен-Леона, его уникальную фантазию в постановке массовых ансамблей, Петипа со временем трансформировал насаждавшийся Сен-Леоном жанр балета-феерии. В постановках Петипа окончательно сформировался и нашёл наивысшее выражение академический стиль классического балета, а петербургская труппа заняла положение лучшей в мире.
Мариус Петипа уделял большое внимание развитию балетного образования, тесно сотрудничая с выдающимся педагогом Х. Иогансоном. В 1855–1887 гг. преподавал классический танец в Санкт-Петербургском театральном училище. В числе наиболее значительных постановок: «Царь Кандавл» Пуньи (1868), «Дон Кихот» (1869, Москва; 1871, Санкт-Петербург), «Камарго» (1872) и «Баядерка» (1877), все – Л. Минкуса; «Талисман» Р. Дриго (1889), «Золушка» Б. А. Фитингоф-Шеля (1893, совместно с Э. Чеккетти и Л. И. Ивановым), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1895, совместно с Ивановым). Автор новых версий «Корсара» (1863) и «Жизели» (1884) Адана, «Коппелии» Л. Делиба (1884), «Эсмеральды» (1886) и «Конька-Горбунка» (1895) Пуньи, которые сохранились до 21 в. в его редакциях.
Зрелищные и многонаселённые балеты Мариуса Петипа отличали совершенное композиционное мастерство, виртуозное соединение классического, деми-классического, характерного танцев и мимического искусства, умение создать образ с помощью сюиты разнохарактерных танцев, богатейшая хореографическая лексика, тонкое понимание возможностей исполнителя. Творчество Петипа положило начало направлению т. н. хореографического симфонизма, которое хореограф начал разрабатывать в картинах «Тени» («Баядерка») и «Оживлённый сад» («Корсар»). Его наивысшие достижения связаны с совместной работой с композиторами П. И. Чайковским («Спящая красавица», 1890) и А. К. Глазуновым («Раймонда», 1898), в этих балетах танцевальные композиции точно следуют и раскрывают музыкальное развитие действия. В то же время Петипа был мастером хореографической детали, что нашло отражение в его одноактных балетах – «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона (1876), «Пробуждение Флоры» (1894) и «Арлекинада» (1900) Дриго, «Привал кавалерии» Й. Армсгеймера (1896), «Испытание Дамиса» и «Времена года» Глазунова (оба – 1900).
Наследие Мариуса Петипа, хотя и подвергшееся значительному редактированию, составляет основу классического корпуса в мировом балетном репертуаре. Между тем эта популярность при отсутствии единой и универсальной системы записи танца привела к тому, что не существует точных версий хореографии Петипа. В связи с этим с конца 20 в. участились попытки приблизить существующие редакции к оригиналам. В основу легли архивы Н. Г. Сергеева (в 1903–1917 режиссёр Мариинского театра), следившего за сохранением репертуара и зафиксировавшего его часть по методу В. И. Степанова. Наиболее последовательно в этом
направлении работал С. Г. Вихарев, восстановивший балеты «Спящая красавица» (1999, Мариинский театр), «Коппелия» (2001, Новосибирский театр оперы и балета; 2009, Большой театр), «Баядерка» (2002), «Пробуждение Флоры» (2007), оба – Мариинский театр, «Раймонда» (2011; «Ла Скала», Милан).