Григ Эдвард
Григ Э́двард (Edvard Grieg; Эдвард Хагеруп Григ, Edvard Hagerup Grieg) (15.6.1843, Берген – 4.9.1907, там же), норвежский композитор, пианист, дирижёр, общественный деятель. Член Шведской музыкальной академии (1872), Берлинской академии (1897). Крупнейший представитель норвежской композиторской школы.
Жизненный и творческий путь
Сын Александра Грига (1806–1875), коммерсанта и вице-консула Британии в Бергене; дед А. Грига, Александр Грейг (Greig), переехал в Берген из Шотландии около 1770 г. Деятельность многих членов семьи была связана с музыкальным обществом «Гармония». С 6 лет Эдвард Григ учился игре на фортепиано под руководством матери, пианистки Гесины Юдит Григ (урождённой Хагеруп; 1814–1875). В 1858 г. семью посетил У. Булль (дальний родственник Грига), рекомендовавший отправить мальчика учиться музыке профессионально. В 1858 г. Григ поступил в Лейпцигскую консерваторию (окончил в 1862), где его педагогами стали Э. Ф. Венцель и И. Мошелес (фортепиано), Р. Папперитц, Э. Ф. Рихтер и М. Хауптман (теория музыки); курс свободного сочинения проходил у К. Рейнеке. В годы обучения Григ посещал концерты «Гевандхауза» (огромное впечатление на него произвело выступление К. Шуман, исполнившей Концерт для фортепиано с оркестром Р. Шумана), оперный театр (неоднократно слушал оперу «Тангейзер» Р. Вагнера). Представленные на выпускном экзамене в зале «Гевандхауза» «3 фантастические пьесы» («Drei Phantasiestücke») были дополнены ещё одной пьесой и опубликованы в 1863 г. издательством C. F. Peters (4 пьесы для фортепиано op. 1).
В 1862 г. Григ вернулся в Берген, успешно выступал как пианист (исполнял преимущественно собственные сочинения). В 1863 г. переехал в Копенгаген, где познакомился с Н. Гаде; по его совету Григ сочинил симфонию (окончена в 1864; отдельные части исполнялись в 1864, 1865 и 1867). Неудовлетворённый результатом, он сделал на партитуре пометку: «Никогда не исполнять» («Må aldrig opføres»). Позднее Григ переложил II и III части для фортепиано в четыре руки («Две симфонические пьесы», «Deux pièces symphoniques» op. 14, 1869). Симфония не исполнялась более 100 лет. В 1980 г. дирижёр В. В. Катаев приобрёл фотокопию партитуры, в том же году под его руководством симфонию исполнил Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио (запись издана в звуковом журнале «Кругозор», № 12/1981). В 1985 г. симфония была опубликована издательством «Музыка» (под редакцией Катаева).
Первые изданные произведения Грига – 4 песни на стихи А. фон Шамиссо и Г. Гейне (1861, изданы в 1863), «Поэтические картинки» («Poetiske tonebilleder», 1863, изданы в 1864), 6 песен на стихи Шамиссо, Гейне и Л. Уланда (1864) отмечены влиянием Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона и особенно Р. Шумана. В вокальном сборнике «Мелодии сердца» на стихи Х. К. Андерсена («Hjertets melodier», 1864, издан в 1865) индивидуальный стиль Грига проявился сильнее; поныне популярны песни «Люблю тебя» («Jeg elsker dig!») и «Сердце поэта» («Du fatter ei bølgernes evige gang»), существующие также в виде авторских транскрипций для фортепиано (op. 41 № 3, op. 52 № 3 соответственно). Создание этого сборника связано с Ниной Хагеруп-Григ, его двоюродной сестрой, с которой он познакомился в 1863 г. (их помолвка состоялась в 1864). Песни на стихи Андерсена прозвучали в их первом совместном концерте (Копенгаген, 1866).
В 1863 г. Григ познакомился с Р. Нурдроком. Его взгляды (в частности, стремление сочинять музыку, основанную на норвежском фольклоре) оказали сильное влияние на Грига. Впервые отчётливо норвежские мотивы проявились в «Юморесках» («Humoresker») op. 6 (1865). Другие произведения этого времени – Соната для фортепиано ми минор op. 7 (1865, издана в 1866) и Соната для скрипки и фортепиано № 1 фа мажор op. 8 (1865). Для пропаганды произведений скандинавских композиторов он (вместе с Нурдроком, К. Ф. Э. Хорнеманом и Г. Маттисон-Хансеном) основал на рубеже 1864–1865 гг. музыкальное общество «Евтерпа» (Euterpe), просуществовавшее несколько лет; в концертах общества Григ в том числе выступал как пианист.
В 1865–1866 гг. Григ посетил Италию, где познакомился с Г. Ибсеном (позднее неоднократно бывал там). В Италии написана фантазия для фортепиано в четыре руки «Осенью», op. 11 («I høst», 1865/1866, издана в 1867; позднее Григ сделал обработку для двух фортепиано; версия для оркестра издана в 1888 с жанровым обозначением «Концертная увертюра») и Траурный марш памяти Р. Нурдрока (Sørgemarsj over Rikard Nordråk, 1866, издан в 1899).
В 1866 г. Григ поселился в Кристиании (Христиании; с 1925 Осло). Там он работал дирижёром в Филармоническом обществе (Det philharmoniske Selskab), существенно расширил его репертуар. Вместе с О. Винтер-Ельмом основал в 1867 г. Музыкальную академию (просуществовала недолго). В том же году завершены Соната для скрипки и фортепиано № 2 соль мажор op. 13 (издана в 1869) и первая тетрадь «Лирических пьес» для фортепиано («Lyriske smaastykker», op. 12, издана в 1867). «Лирические пьесы» сочинялись на протяжении всей жизни (всего 10 тетрадей – op. 12, op. 38, op. 43, op. 47, op. 54, op. 57, op. 62, op. 65, op. 68, op. 71; последняя издана в 1901). В 1869 гг. завершён Концерт для фортепиано с оркестром op. 16 (издан в 1872) – поныне один из самых популярных фортепианных концертов. Его премьера состоялась в 1869 г. (солист Э. Нойперт, дирижёр Х. С. Паулли). I часть концерта написана в традициях Р. Шумана, III часть включает в себя специфические для Грига норвежские стилевые черты: ритмоформулы халлинга в фактуре, имитирующей звучание народной скрипки хардингфеле в главной теме, миксолидийская окраска лирической темы эпизода в финальном апофеозе.
Познакомившись со сборником народных песен и танцев «Старые и новые норвежские горные мелодии» Л. М. Линнемана («Aeldre og nyere norske fjeldmelodier») в 1869 г., Григ сделал фортепианные обработки избранных мелодий из него и составил сборник «25 норвежских народных песен и танцев» op. 17 («25 norske folkeviser og dandse», издан в 1870). Осенью 1869 г. Григ смог снова отправиться в Италию благодаря государственной стипендии; там он встретился с Ф. Листом, который высоко оценил его произведения.
По возвращении в Норвегию в 1870 г. Григ начал сотрудничать с Б. Бьёрнсоном. Композитор использовал его стихи в сочинениях для хора и солистов «У врат южного монастыря» op. 20 («Foran sydens kloster», из поэмы Бьёрнсона «Арнлют Геллине», «Arnljot Gelline»; версия с фортепиано – 1871, с оркестром – 1876), «Возвращение на родину» op. 31 («Landkjenning»; версия с фортепиано или фисгармонией – 1872, издана в 1873; с оркестром – 1881), Кантате в честь К. Хальса (Kantate til Karl Hals, 1873; к 25-летию фортепианной фирмы братьев Хальс в Кристиании), мелодраме «Берглиот» op. 42 («Bergliot»; версия для голоса с фортепиано 1871, издана в 1887, для голоса с оркестром – 1885, издана в 1887), песнях; сочинил музыку к драме Бьёрнсона «Сигурд Крестоносец» («Sigurd Jorsalfar», op. 22, 1872, поставлена в том же году в Кристиании, издана в 1874; в 1893 изданы Три оркестровых фрагмента op. 56, также в переложении для фортепиано в две и в четыре руки). Замысел оперы «Улаф Трюгвасон» («Olav Trygvason») на норвежский сюжет, над которой Григ работал вместе с Бьёрнсоном, не был осуществлён; три сцены из оперы op. 50 (1873, редакция и инструментовка 1888/1889) были исполнены в 1889 г. в Кристиании и изданы в 1890 г.
В 1871 г. Григ инициировал создание Музыкального общества в Кристиании (с 1919 присоединилось к оркестру основанного в том же году Филармонического общества), до 1874 г. был его главным дирижёром (с 1872 вместе с Ю. Свенсеном).
По заказу Г. Ибсена в 1874–1875 гг. Григ сочинил музыку к драме «Пер Гюнт» («Peer Gynt», op. 23, поставлена в 1876 г. в Кристиании, издана в том же году; существует в многочисленных редакциях). 2 сюиты, составленные из музыки к драме (op. 46, 1888; op. 55, 1893), пользуются огромной популярностью поныне.
В 1876 г. Григ посетил премьеру тетралогии «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера в Байройте и опубликовал критические заметки об этом событии в газете Bergensposten. В 1883 г. он присутствовал на постановке оперы Вагнера «Парсифаль».
Летом 1877 г. Григ с женой поселились на хуторе Эвре Бёрве (побережье Хардангер-фьорда), где он сочинил Струнный квартет соль минор op. 27 (1878, издан в 1879). Драматичный по духу, он близок Балладе в форме вариаций на норвежскую народную мелодию op. 24 (Ballade i form av variasjoner over en norsk folkevise, 1876).
С 1880-х гг. слава Грига как композитора и пианиста (позднее дирижёра) активно распространялась по Европе. Он регулярно отправлялся в концертные поездки (преимущественно по городам Германии и Нидерландов), последние гастроли состоялись в 1907 г. (Копенгаген, Мюнхен, Берлин, Киль). Песни для голоса с фортепиано Григ исполнял вместе с женой; они гастролировали в том числе в Лондоне (1888) и Париже (1890).
В 1880–1882 г. Григ жил в Бергене, работал дирижёром музыкального общества «Гармония»; летом жил в Хардангере. С 1885 г. проводил летние месяцы в специально построенной усадьбе Тролльхауген близ Бергена.
В 1880-е гг. Григ уделял особое внимание внимание камерной музыке. Появилось два сборника пьес для фортепиано в четыре руки: «Норвежские танцы» op. 35 (1880, изданы в 1881) и «Вальсы-каприсы» op. 37 (1883). В 1883 г. завершена и издана Соната для виолончели и фортепиано op. 36. В 1884 г. сочинена сюита для фортепиано «Из времён Хольберга» op. 40 («Fra Holbergs tid», издана в 1885; также версия для струнного оркестра). В 1886 г. создан вокальный цикл «По скалам и фьордам» op. 44 («Rejseminder fra fjeld og fjord», на слова X. Драхмана), в 1887 г. завершена Соната для скрипки и фортепиано № 3 до минор op. 45 (издана в 1887).
В 1888 г. в Лейпциге Григ познакомился с П. И. Чайковским, с которым поддерживал тёплые отношения в переписке. В 1889 г. избран членом-корреспондентом Французской академии изящных искусств.
В 1890-е гг. Григ вновь обратился к норвежскому фольклору – в «Старонорвежском романсе с вариациями» для двух фортепиано op. 51 («Gammelnorsk romanse med variasjoner», 1890; оркестровая версия 1900–1905, издана в 1906), «Детских песнях» op. 61 («Barnlige sange», 1894, изданы в 1895), фортепианном сборнике «19 народных мелодий» op. 66 («19 norske folkeviser», 1892–1897, издан в 1897), вокальных циклах «Норвегия» op. 58 («Norge», на слова И. Паульсена, 1894), «Девушка с гор» op. 67 («Haugtussa», на слова А. Гарборга, 1895, издан в 1898).
В 1898 г. Григ организовал в Бергене первый фестиваль норвежской музыки – Musikkfesten i Bergen. В последние годы выступал в том числе как музыкальный критик (статья «Моцарт и его значение для современности», 1906), выпустил автобиографический очерк «Мой первый успех» (1905).
Последнее опубликованное при жизни Грига сочинение, «4 псалма» для смешанного хора с солирующим баритоном op. 74 («Fire salmer», 1906, издано в 1907), представляет собой свободные обработки мелодий, взятых из сборника «Старые и новые норвежские горные мелодии» («Aeldre og nyere norske fjeldmelodier») Л. М. Линнемана.
Доктор музыки Кембриджского (1894) и Оксфордского (1906) университетов.
Особенности стиля
Характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование модализмов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.) сложились под воздействием норвежского фольклора. Свойственный многим произведениям Грига мелодико-гармонический оборот (вводный тон, который разрешается в V ступень лада) – типичный для норвежских народных песен.
Особенности мелодико-гармонического стиля Грига начали проявляться в ранних произведениях: в Сонате для фортепиано, Сонате для скрипки и фортепиано № 1, песнях «Лебедь» («En svane», слова Г. Ибсена), «Избушка» («Hytten», слова Х. К. Андерсена). Наиболее многообразно черты стиля Грига отражают «Лирические пьесы» (10 тетрадей, 1867–1901). Уже в первой тетради названия пьес указывают как на общие для европейского музыкального романтизма жанры («Ариетта», «Вальс», «Листок из альбома»), так и на стилистику фольклора («Народная песня», «Норвежская мелодия», «Норвежская»). Типично использование звукорядов мелодического минора в восходящем и нисходящем движении («Вальс»), органных пунктов, в том числе двойных («Норвежская мелодия»). Одна из самых изысканных с точки зрения гармонии пьес, «Ноктюрн» (пятая тетрадь), отмечена использованием многотерцовых созвучий (нонаккордов, ундецимаккордов и т. д.), диссонантных рядов. В ряде пьес воплотились образы народных легенд и сказаний («Шествие гномов» из пятой тетради, «Кобольд» из одиннадцатой тетради).
Влияние
Творчество Грига оказало большое влияние на развитие норвежской музыки. Традиции Грига продолжали Э. Альнес, Я. Боргстрём, X. Северуд, К. Синдинг, Г. Твейтт, Ю. Хальворсен, Г. Шельдеруп, А. Эгген, К. Эгге, К. Эллинг и др.
Исследования
Изданы полное собрание сочинений (1977–1995, в 20 томах) и тематико-библиографический каталог (2008). Сочинения без опусов обозначаются аббревиатурой EG согласно 20 тому полного собрания сочинений.
Исследования о Григе издавались ещё при его жизни, одно из первых – книга чешского композитора Й. Б. Фёрстера «Эдвард Хагеруп Григ» (Прага, 1890). В России первым к Григу обратился Н. Ф. Финдейзен («Эдвард Григ : очерк его жизни и музыкальной деятельности». Санкт-Петербург, Москва, 1908). В числе исследований о Григе, созданных в советское время: книги Б. В. Асафьева («Григ»; Москва, Ленинград, 1948, 4-е издание 1984), Ю. А. Кремлёва («Эдвард Григ»; Москва, 1958), О. Е. Левашёвой («Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества»; Москва, 1962). В 1980 г. в Осло издана книга норвежских музыковедов Ф. Бенестада и Д. Шельдерупа-Эббе «Эдвард Григ. Человек и художник» («Edvard Grieg. Mennesket og kunstneren», 2-я редакция 1990; сокращённый немецкий перевод с тематико-библиографическим каталогом издан в Лейпциге в 1993), в 1986 г. в Москве издан её русский перевод. Бенестад внёс большой вклад в издание литературного наследия Грига.
Большинство рукописей Грига хранится в Бергенской публичной библиотеке, часть находится в Национальной библиотеке Осло и Королевской библиотеке Копенгагена.
В 1995 г. в Вуппертале (Германия) основано Немецкое общество Э. Грига (Deutsche Edvard Grieg Gesellschaft). С 1996 г. функционирует Международное общество Э. Грига (International Edvard Grieg Society, базируется в Тролльхаугене).
Центр исследований Грига (англ. Centre for Grieg Research) при Бергенском университете поддерживает веб-портал Grieg Research Guide (на английском и норвежском языках), посвящённый жизни и творческому наследию композитора.
Наследие
В Тролльхаугене действует музейный комплекс, в который входят дом Грига, концертный зал, музей (с 1928). С 2000 г. в Тролльхаугене проводится Международный конкурс пианистов имени Э. Грига.
Аудиозаписи
Сохранился ряд аудиозаписей пьес Грига в авторском исполнении (1903–1906). Популярностью пользуется запись Сонаты для скрипки и фортепиано № 3, сделанная в 1929 г. Ф. Крейслером и С. В. Рахманиновым.