Берлиоз Гектор
Берлио́з Гекто́р, Луи-Экто́р Берлиоз (Louis-Hector Berlioz) (11.12.1803, Ла-Кот-Сент-Андре, департамент Изер – 8.3.1869, Париж), французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856).
Биография
Первоначальное образование (в том числе основы теории музыки) получил у отца, врача по профессии; в отрочестве играл на флейте, флажолете, гитаре, рано проявил интерес к сочинению музыки (первые композиторские опыты Г. Берлиоза не сохранились). В 1821 г. поступил в Медицинскую школу в Париже, не переставая думать о профессии композитора. С 1825 г. его сочинения (в том числе первое значительное – Торжественная месса) исполнялись в Париже, преимущественно за счёт самого Берлиоза, зарабатывавшего на жизнь частными уроками, рецензиями, пением в хоре. В 1826–1830 гг. он учился в Парижской консерватории (среди учителей – Ж.-Ф. Лесюэр, А. Рейха). Широкую известность Берлиозу принесла «Фантастическая симфония» («Эпизод из жизни артиста», 1830). Её литературная программа навеяна драмой любви композитора к ирландской актрисе Харриет Смитсон (1800–1854, с 1833 жена Берлиоза).
В 1830 г. (с 4-й попытки) за кантату «Смерть Сарданапала» Г. Берлиоз удостоился Большой Римской премии (5-летней стипендии). Более года провёл в Риме, где им написаны увертюры «Король Лир» (по У. Шекспиру, 1831), «Роб-Рой» (по В. Скотту, 1832), монодрама для чтеца, солистов, хора и оркестра «Лелио, или Возвращение к жизни» на собственные слова (1832, задумана как продолжение Фантастической симфонии). В 1835–1863 гг. Берлиоз – постоянный корреспондент газеты Journal des débats, долгое время работал помощником библиотекаря Парижской консерватории. Его сочинения, признанные тогда лишь в узком кругу музыкантов и требовавшие расходов на привлечение огромных исполнительских сил, не приносили Берлиозу материального благополучия.
На 1830-е гг. приходится расцвет композиторского творчества Г. Берлиоза. Итальянскими впечатлениями проникнуты симфония с солирующим альтом «Гарольд в Италии» (по Дж. Байрону, 1834) и опера «Бенвенуто Челлини» (по мемуарам Б. Челлини, 1838). Реквием (1837) и драматическая симфония «Ромео и Джульетта» для солистов, хора и оркестра (по У. Шекспиру, 1839) – вершины творчества Берлиоза (Реквием, как и Траурно-триумфальная симфония, 1840, посвящён памяти жертв Июльской революции 1830). C 1834 г. Берлиоз сам дирижировал своими произведениями и вскоре выдвинулся в ряд крупнейших дирижёров. С 1839 г. давал симфонические концерты в Париже (его репертуар включал также сочинения К. В. Глюка, Л. ван Бетховена, К. М. фон Вебера, М. И. Глинки, музыку которого Берлиоз высоко ценил). С 1842 г. и до конца жизни Берлиоз регулярно концертировал в городах Италии, Австрии, Германии, России, Англии.
Самые значительные сочинения 1840-х гг. – драматическая легенда «Осуждение Фауста» (по И. В. Гёте, 1846) и «Te Deum» (1849). 1850-е и начало 1860-х гг. – время запоздалого признания на родине и последнего творческого взлёта Г. Берлиоза, когда были созданы библейская трилогия «Детство Христа» (1854), оперы «Троянцы» (дилогия, по «Энеиде» Вергилия, 1858) и «Беатриче и Бенедикт» (по комедии «Много шума из ничего» У. Шекспира, 1862). Поздние годы Берлиоз провёл в одиночестве, в состоянии упадка моральных и физических сил, однако последние концерты Берлиоза (сезон 1867/1868 в Санкт-Петербурге и Москве) имели триумфальный успех.
Творчество
Творчество Г. Берлиоза – одно из ярчайших проявлений музыкального романтизма. Опираясь на опыт предшественников (К. В. Глюка, Л. ван Бетховена, Г. Спонтини, К. М. фон Вебера, Ж.-Ф. Лесюэра), Берлиоз с первых зрелых сочинений демонстрировал исключительную творческую свободу. Почти каждое его крупное сочинение отмечено жанровым своеобразием: сочетание черт инструментального концерта и симфонии («Гарольд в Италии»), симфонии и оратории («Ромео и Джульетта»), симфонии и прикладной музыки (Траурно-триумфальная симфония), нетрадиционные сюжеты в комических операх («Бенвенуто Челлини», «Беатриче и Бенедикт»). Тяготея к крупным формам, Берлиоз причудливо соединял монументальность с лирикой, современный музыкальный язык с чертами архаики (в том числе умело стилизованной, например при цитировании секвенции «Dies irae» в финале Фантастической симфонии).
Один из пионеров романтической программной музыки, Г. Берлиоз вдохновлялся образами У. Шекспира, Дж. Байрона, И. В. Гёте, картинами природы, сам придумывал сюжеты произведений. Литературная программа сильно влияла на форму сочинений, выбор исполнительских средств, строение мелодий, особенности гармонии, инструментовки. В Фантастической симфонии постоянное возвращение героя к мыслям о возлюбленной передано общей для всех частей лейттемой (этот музыкально-театральный по происхождению приём Берлиоз первым перенёс в симфонию). Мелодику Берлиоз «возвысил до свободной речи» (Р. Шуман) необычными для того времени средствами, подчас лишая мелодию ясной опоры на функциональную гармонию, добиваясь её самодостаточности, излагая нередко без сопровождения, подобно прихотливо развивающейся мысли (2-я часть «Ромео и Джульетты»).
Выдающийся вклад Г. Берлиоза в историю музыки связан с его искусством оркестровки. Берлиоз обогатил симфонический оркестр ранее неизвестными колористическими и звукоизобразительными возможностями, ввёл в его состав инструменты, широко использовавшиеся в театре (английский рожок, арфа, колокола и др.), применял новые или редкие в то время штрихи, стереофонические эффекты, достигаемые расположением музыкантов в разных частях сценического пространства. В подготовке концертов Берлиоз-дирижёр первым стал проводить репетиции отдельных оркестровых групп. Свой опыт сочинения для оркестра и работы с ним Берлиоз обобщил в «Большом трактате о современной инструментовке и оркестровке» («Grand traité d’instrumentation et d’orchestration modernes», 1843, 1855), ставшем настольной книгой для многих композиторов (в их числе М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский). По словам Р. Штрауса (издал трактат в 1905 со своими дополнениями), Берлиоз был «первым, кто последовательно задумывал свои сочинения исходя из самой сущности оркестровых инструментов» (Штраус Р. Предисловие // Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. Москва, 1972. Ч. 1. С. 9).
Г. Берлиозу принадлежат критические статьи о музыке, тексты собственных музыкальных сочинений («Детство Христа», «Троянцы», «Беатриче и Бенедикт» и другие), книги, в том числе «Вечера в оркестре» (цикл очерков и новелл, перемежаемых беседами героев о музыке, опубликован в 1852), Мемуары (1858, опубликованы в 1870).
При жизни Г. Берлиоза его новаторское творчество, имевшее явные параллели во французской романтической литературе (В. Гюго) и живописи (Т. Жерико, Э. Делакруа), вызывало противоречивую реакцию и лишь постепенно завоёвывало признание – прежде всего у Ф. Листа, его окружения в Германии 1850-х гг., композиторов «Могучей кучки». Германия и Россия были первыми странами, где сложился культ музыки Берлиоза. В 20 в. его произведения вошли в фонд мировой музыкальной классики.
Среди других сочинений: кантаты «Греческая революция» (1826), «Смерть Орфея» (1827); Восемь сцен из «Фауста» И. В. Гёте (1829); увертюры «Уэверлей» (1828), «Римский карнавал» (1844), «Ниццкая башня» (1844, 2-я редакция под названием «Корсар», 1851), песни для голоса с оркестром (в том числе цикл «Летние ночи» на слова Т. Готье, 1841) и с фортепиано.