Монюшко Станислав
Моню́шко Стани́слав (Stanisław Moniuszko) [5.5.1819, усадьба (фольварк) Убель (не сохранилась) Игуменского уезда Минской губернии, Российская империя, ныне близ посёлка Озёрный, Червенский район, Минская область, Республика Беларусь – 4.6.1872, Варшава], польский композитор и дирижёр. Наряду с Ф. Шопеном крупнейший представитель польской музыкальной культуры 19 в.
Жизненный и творческий путь
Род Монюшко
Предки Монюшко принадлежали к шляхте Подляшья, в 18 в. переселились в «окраинные» земли (т. н. кресы), граничившие с Российской империей; в 1-й половине 19 в. владели поместьями в Минской губернии, некогда принадлежавшими князьям Огиньским (усадьбы семьи Монюшко располагались к юго-востоку от Минска, в Принеманье). Дед композитора, Станислав Монюшко (1734–1807), занимал должность военного судьи в Великом княжестве Литовском, собрал значительное состояние и оставил сыновьям обширное поместье Смиловицкий ключ. Имение в одной из его частей – Убеле – стало родовым поместьем семьи композитора, представители которой находились на государственной службе либо принимали духовный сан. Род Монюшко отличался демократизмом взглядов: дядя Станислава, Доминик Монюшко, разделил своё большое имение между крестьянами и посвятил жизнь их просвещению; другой его дядя, Казимеж Монюшко, работал в области народного образования, был учёным и библиофилом; ещё один дядя композитора, Юзеф Монюшко, устраивал у себя в доме спектакли для широкой публики.
Отец композитора – Чеслав Монюшко (1790–1870), капитан полка литовских конных стрелков, – завершил карьеру в чине адъютанта при штабе И. Мюрата; поселился в Убеле после русской кампании Наполеона I. Мать – Эльжбета Монюшко (урождённая Маджарская; ум. 1850) – отличалась склонностью к искусству и музыкальными способностями.
Детство. Годы учёбы
С. Монюшко был единственным ребёнком в семье и отличался слабым здоровьем (был хром и близорук), скромностью и серьёзностью, интересом к чтению и музыке. С детства его окружала атмосфера старосветской усадьбы, обязательным атрибутом быта которой были музыкально-литературные и театральные вечера; все родственники занимались музыкой и живописью, что отвечало традициям того времени. Первым музыкальным впечатлением стали «Исторические песни» Ю. У. Немцевича (1-е издание – 1816), которые пела мать (их он запоминал и пел уже в пятилетнем возрасте).
Местная интеллигенция группировалась в основном вокруг Виленского университета, однако в 1827 г. ради образования сына семья переехала в Варшаву. Здесь до лета 1830 г. Монюшко учился в школе монашеского ордена пиаристов, где большое внимание уделялось изучению естественных наук и новых языков. Уроки музыки ему давал органист протестантской церкви А. Фрейер, игрой которого восторгался впоследствии М. И. Глинка. Культурная жизнь Варшавы не могла не вдохновить начинающего музыканта: здесь выступали скрипачи Н. Паганини и К. Липиньский, пианисты И. Н. Гуммель и М. Шимановская; именно тогда в Варшаве блистал Ф. Шопен. Семьи Монюшко и Шопена жили неподалёку и посещали одни и те же музыкальные дома Варшавы. В год Ноябрьского восстания (1830) оба композитора покинули Варшаву; Монюшко вернулся в Убель, затем переехал в Минск для продолжения обучения в гимназии (1831–1834).
В 1836 г. Монюшко впервые приехал в Вильну (ныне Вильнюс). Здесь состоялась его помолвка с Александрой Мюллер, определившая дальнейшую судьбу композитора: поскольку Монюшко по болезни не смог окончить гимназию и поступить на государственную службу, мать невесты (вдова полковника) условием своего согласия на брак поставила получение им какого-либо специального образования. Родители Монюшко остановились на музыкальном образовании и в 1837 г. отправили его учиться в Берлин. В Певческой академии – к руководителю которой, К. Ф. Рунгенхагену, его определили в ученики – он должен был расписывать голоса, разучивать с певцами их партии, делать переложения; т. е. целью его деятельности была подготовка произведения к исполнению.
В Берлине начинающего композитора привлекли жанры, связанные со словом. Первое признание ему принесли Три песни на слова А. Мицкевича – «Сон», «Неуверенность», «Моя баловница» («Sen», «Niepewność», «Moja pieszczotka»; опубликованы берлинским издательством Bote und Bock в 1838), а также баллада «Три Будрыса» («Trzech Budrysów», 1840).
Виленский период (1840–1858). Опера «Галька»
К 1840 г. Монюшко получил необходимый опыт для дальнейшей музыкальной деятельности, и в августе в Вильне состоялось его бракосочетание с А. Мюллер. К этому времени относятся первые пробы пера в музыкально-сценических жанрах. До 1841 г. появились две оперетты на либретто О. Милевского – «Идеал» и «Карманиоль» (поставлены в 1842 в Минске); написанная в 1843 г. опера «Селянка» на либретто В. Дунина-Марцинкевича была поставлена в Минске в 1852 г. (рукопись утрачена).
Отец Монюшко хозяйствовал неудачно, и у молодой четы возник план завоевать положение в Санкт-Петербурге. Первое посещение российской столицы прошло в августе 1842 г. (следующие визиты – в 1849, 1856 и 1870), но, уже будучи отцом двоих детей, он не располагал средствами, чтобы надолго оставаться в столице и искать место работы.
Осенью 1840 г. Монюшко получил скромную должность органиста в костёле Святого Яна (Иоанна Крестителя) в Вильне и поставил свои первые оперетты в небольшом Театре Шмитгоффа в Минске. В то же время возник замысел «Домашнего песенника» («Śpiewnik domowy»; впервые издан в Вильне в 1843). А. Валицкий, автор первой монографии о Монюшко (1873), отмечал: «Трудно понять то впечатление, которое произвело на всех появление первых песен Монюшко. До этого у нас было мало отечественных произведений для пения. Людей, поющих по нотам, в Литве было очень мало. …И польского вокального репертуара вообще не существовало» (Walicki. 1873. S. 59). Всего Монюшко создал 267 песен. 6 выпусков «Домашнего песенника» опубликованы при жизни композитора, ещё 6 – посмертно (благодаря музыковеду Я. Карловичу; в них встречаются переиздания ранних песен). И в Польше, и в России критика высоко оценила значение «Песенника», однако распространение его в Польше шло очень медленно.
В годы пребывания Монюшко в Вильне этот город, совсем недавно бывший центром польского романтизма, превратился в культурную провинцию: в 1831 г. прекратил деятельность городской театр, а в 1832 г. – Виленский университет, и лишь изредка выступала драматическая труппа. Оперная труппа возобновила деятельность только в 1845 г. (в стенах городской ратуши), а городской оркестр представлял собой камерный любительский коллектив. Тем не менее композитор провёл в Вильне 18 лет, лишь изредка выезжая в Варшаву и Санкт-Петербург; это стало причиной медленного признания его творчества.
Музыканты – современники Монюшко видели в опере вершину музыкального искусства, и он, вдохновлённый примером русских композиторов, стремился к созданию национальной польской оперы. В 1846 г., в связи с новой постановкой оперетты «Лотерея» (либретто О. Милевского, 1-я постановка – в 1843 в Минске), Монюшко посетил Варшаву. Здесь он познакомился с молодым поэтом В. Вольским, который к тому времени уже был автором поэмы «Галька» («Halka»), описывающей историю деревенской девушки, брошенной любовником-шляхтичем. Вольский хорошо чувствовал сцену и быстро переработал поэму в либретто, которое Монюшко привёз с собой в Вильну. Лирический сюжет отражает события периода крестьянского движения в Галиции, целью которого была отмена крепостничества (отменено в 1848). Опера «Галька» была написана в течение 1847 г. и предназначалась для постановки в Варшаве, однако премьера первой, «виленской» двухактной редакции состоялась 1 января 1848 г. на концертной сцене в Вильне. Лишь 10 лет спустя, 1 января 1858 г., в Варшаве на сцене «Театра Вельки» была поставлена полная четырёхактная редакция оперы.
Постановка оперы «Галька» в Вильне имела большой успех; в 1840-е гг. Монюшко также создал кантаты, песни, оркестровые сочинения. Его по-прежнему беспокоили материальные затруднения, связанные с увеличением семьи, и в 1849 г. он предпринял новую поездку в Петербург. Два авторских концерта прошли с большим успехом и представили лучшие сочинения Монюшко – фрагменты «Гальки», кантату «Мильда» (на слова Ю. И. Крашевского) и симфоническую увертюру «Сказка» («Bajka»; обе – 1848), однако эти концерты не оправдали его финансовых надежд. Тем не менее творчество Монюшко нашло горячий отклик у русских музыкантов: исполнению его произведений и продвижению его творчества содействовали М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Ц. А. Кюи, А. Н. Серов. Особенно близко Монюшко сошёлся с Даргомыжским, которому посвятил увертюру «Сказка». На музыкальных вечерах у Даргомыжского, привлекавших многих участников, часто звучали сочинения Монюшко. Лишь третий визит Монюшко в Петербург (1856) оправдал его ожидания: он дирижировал кантатой «Нийола» (также «Ундина»; 1848, на слова Ю. И. Крашевского) и увертюрой «Каин» (1856) и вернулся домой с гонораром, покрывшим все его долги учителям детей и ростовщикам. «Домашние песенники» сделали его известным, сочинения Монюшко издавались в Варшаве, Петербурге и Москве, изредка и в других странах.
В начале 1850-х гг. изменилась к лучшему и ситуация в «Театре Вельки». Несмотря на доминирующие позиции итальянской оперы, именно иностранные музыканты содействовали продвижению опер Монюшко на варшавскую сцену. Новое издательство – Gebethner & Wolff – приобрело права на издание клавира оперы «Галька», а известная фирма G. Sennewald опубликовала номера из оперы. Успех варшавской постановки оперы 1858 г. получил отклик в зарубежной прессе, и прошедший следом концерт-бенефис принёс неслыханный по тем временам доход – 5 тыс. рублей, а сам Монюшко получил пост дирижёра «Театра Вельки».
Варшавский период (с 1858)
В конце 1858 г. композитор с семьёй переехал из Вильны в Варшаву, на улицу Краковское предместье. Переезд стал большой удачей для Монюшко: он наконец занял место, где его талант мог проявиться в полной мере. Став дирижёром «Театра Вельки», Монюшко постоянно вводил в репертуар лучшие, хотя и немногочисленные, произведения своих предшественников Ю. Эльснера и К. Курпиньского. От него самого публика с нетерпением ждала новых опер, и в год варшавской премьеры «Гальки» Монюшко представил на сцене театра новую одноактную музыкальную комедию – «Сплавщик леса» («Flis»; 1858, либретто С. Богуславского). Эта картина жизни на Висле была cочинена в Париже, который Монюшко посетил во время своего единственного большого зарубежного путешествия – по Германии и Франции. В Германии композитор был удивлён интересом к изданию своих песенников, познакомился с Ф. Листом в Веймаре и пришёл в восторг от прекрасных театров и многочисленных оркестров. Париж его разочаровал, а наибольшее впечатление в этом путешествии на него произвёл Краков, располагавшийся на пути в Германию.
В Варшаве Монюшко приходилось преодолевать интриги музыкантской среды, негативное отношение цензуры. С 1864 г. он совмещал руководство «Театром Вельки» с преподаванием в Варшавском музыкальном институте. Премьера оперы «Графиня» 7 февраля 1860 г. (либретто Вольского по Ю. Дзежковскому) была встречена публикой с ещё большим восторгом: в ней с некоторой иронией живо представлено салонное общество Варшавы, а сюжет стремительно развивается от драмы к комедийному финалу.
Обаяние старопольской усадьбы передано в лучшей опере Монюшко, последовавшей за «Графиней», – «Зачарованный замок» («Straszny dwór»; иногда переводится как «Страшный двор»; 1865). Именно её оценивают как эталон польского оперного стиля и наиболее совершенное сценическое произведение композитора. Либретто по одноимённой новелле К. В. Вуйцицкого написал литератор Я. Хенциньский, в содружестве с которым были созданы все последующие оперы Монюшко. В одноактной комической опере «Verbum nobile» (1861) впервые была представлена изящная сатира на шляхту. Талант Монюшко блистал в опере всеми гранями – мелодическим богатством, изысканным мастерством инструментовки, живостью музыкальных образов, раскрывающихся как в драматических коллизиях, так и комических ситуациях.
Жизнь Монюшко проходила в непрестанном труде. У него была большая семья (к этому времени он растил семерых детей), и скромная сумма годового оклада в театре вынуждала его постоянно искать возможность заработка. Его оперы пользовались успехом у публики, но доход их автору приносили минимальный. Выручали случайные авторские гонорары и ежегодный концерт-бенефис в театре, оплачивавший его долги. В 1868 г. произошло знаменательное событие: Б. Сметана, в те годы дирижёр Временного театра в Праге (действовал до создания Национального театра в 1881), поставил «Гальку». Монюшко был приглашён на премьеру, по дороге он вновь посетил Краков, где также прошли представления опер «Галька» и «Verbum nobile». В 1870 г. «Галька» была с триумфом поставлена на сцене Мариинского театра (Монюшко участвовал в подготовке постановки оперы и присутствовал на премьере); это событие скрасило неудачные постановки в Варшаве двух его последних опер – «Пария» (1869; либретто Хенциньского по одноимённой пьесе К. Делавиня) и «Беата» (1872; либретто Хенциньского). Вслед за Петербургом оперы Монюшко были поставлены в Киеве и других городах Российской империи.
Монюшко скончался от сердечного приступа, вызванного конфликтом в связи с сокращением преподавательских часов в Музыкальном институте. Похоронен в некрополе Старые Повонзки в Варшаве.
Среди детей композитора (всего 10, выжили 7): художница, основательница женской школы ксилографии в Варшаве Эльжбета Монюшко-Наврочиньская; музыкант оркестра «Театра Вельки» Болеслав Монюшко (1846–1902), художник Ян Чеслав Монюшко.
Творчество
Сочинения Монюшко представляют огромный по художественной и практической значимости пласт музыки эпохи романтизма и имеют важнейшее значение не только для польской, но и для мировой культуры. Наряду с Г. Венявским и К. Шимановским Монюшко принадлежит к тем польским музыкантам, чьё творчество тесно связано с русской культурой; музыкальная общественность России высоко ценила и поддерживала композитора.
Наследие Монюшко, помимо 7 законченных опер, включает 16 ранних (незаконченных либо утраченных) опер и оперетт, балетную музыку, музыку к драмам, 7 кантат, свыше 300 вокальных произведений. Многочисленные оркестровые и фортепианные сочинения отличаются мастерством формы и драматургии, тонкой проработкой оркестровой фактуры и искусной инструментовкой. Композитор прекрасно владел фортепиано и опубликовал много виртуозных произведений, исполняемых поныне.
Музыкальный театр – основа творчества Монюшко, в нём проявились его композиторское мастерство и новаторство в интерпретации жанра. Более всего композитора влекла идея создания польской национальной оперы, заявленная в творчестве его предшественников Ю. Эльснера и К. Курпиньского. В операх Монюшко представлена широкая панорама польской жизни, в которой органично развиваются яркие музыкальные образы. Наиболее значительные оперы Монюшко воплотили передовые тенденции музыкального театра середины 19 в. – стремление к созданию национальной социально-бытовой драмы, выражающей протест против социального неравенства, однако эта доминирующая линия дополнена не менее удачными образцами камерной комической оперы и оперы-водевиля.
Новаторские решения Монюшко в музыкальном театре связаны как с жанровыми особенностями, так и с композиционными приёмами: усиление взаимодействия героя-солиста и хора, использование колористических возможностей разных хоровых групп и их контрастное противопоставление, творческое преломление традиций бельканто на основе национального мелоса. Вокальная техника в операх Монюшко соприкасается с итальянскими исполнительскими традициями конца 18 – начала 19 в. Типичные обороты бельканто заметны в принципах изложения и развития не только вокальных партий, но и оркестровой фактуры. Органично сплавив итальянскую технику с разнообразным польским мелосом, Монюшко создал впечатляющий, глубоко индивидуальный вокальный стиль и смог выйти за рамки оперы-водевиля ранних сценических опытов.
Исследователи творчества композитора подчёркивают, что уже первые песни Монюшко ознаменовали новый этап в развитии польской вокальной музыки и отличались национальной самобытностью и оригинальностью стиля. В своём камерно-вокальном творчестве Монюшко создал впечатляющие музыкальные портреты; тонкий психологизм образов основан на претворении речевой интонации в опоре на польскую устную речь и народную песенность. Все его музыкальные портреты отличает жизненность и правдивость. Камерные вокальные сочинения Монюшко писал только на тексты современных ему польских поэтов – А. Ходзько, Ю. И. Крашевского, Я. Чечота, Т. Ленартовича, Ю. Коженёвского, Л. Кондратовича, а также русских поэтов – Н. В. Кукольника, И. С. Никитина, В. П. Чуевского. Однако свои вокальные опыты Монюшко начал с текстов А. Мицкевича, интерес к которым у композитора не иссяк до конца собственного творческого пути.
Среди поздних сочинений особо выделяются кантаты на стихи Мицкевича: «Призраки» («Widma»; лирические сцены для солистов, 4-голосного смешанного хора и оркестра на тексты из 2-й части поэмы «Дзяды», около 1859); «Крымские сонеты» (для солистов, смешанного четырёхголосного хора и оркестра на тексты 8 сонетов – «Штиль», «Плавание», «Буря», «Бахчисарай», «Бахчисарай ночью», «Чатырдаг», «Странник» и «Аюдаг», 1865–1867); «Пани Твардовская» (для солистов, хора и оркестра, 1869). Все кантаты Монюшко пользовались популярностью, кантата «Призраки» стала одним из значимых произведений польской музыки во многом благодаря текстам Мицкевича и премьере, приуроченной к годовщине Январского восстания.
Память
В 1988 г. в Варшаве создано Общество любителей музыки Монюшко (польск. Towarzystwo Miłośników Muzyki Moniuszki, основательница и первый президент – певица, оперный режиссёр М. Фолтын). С 1992 г. в Варшаве проводится Международный конкурс вокалистов имени С. Монюшко (основательница М. Фолтын; 1 раз в 3 года, ныне под патронажем «Театра Вельки»). С 1996 г. основная сцена «Театра Вельки» в Варшаве носит имя Монюшко. В 2019 г. впервые проведён Международный конкурс польской музыки имени С. Монюшко (г. Жешув). К 200-летию со дня рождения композитора его имя присвоено Центральному вокзалу Варшавы.