Фадеечев Николай Борисович
Фаде́ечев Никола́й Бори́сович (27.1.1933, Москва – 23.6.2020, там же), российский артист балета, педагог, народный артист СССР (1976). Из семьи шофёра и санитарки. В 1952 г. окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии; педагоги А. М. Руденко, А. В. Жуков, Ю. Г. Кондратов). В годы учёбы стал участником премьеры балета «Золушка» С. С. Прокофьева (12-й гном; балетмейстер Р. В. Захаров, 1945). Ученика отличали высокий рост, удлинённые линии тела, ноги красивой формы с гибкой стопой и большим подъёмом, лёгкость и изящество движений, отличная выворотность. В старших классах Фадеечев исполнил партии Короля мышей и Принца («Щелкунчик» П. И. Чайковского, редакция В. И. Вайнонена), на выпускном концерте в Большом театре – большое па-де-де из 2-го акта балета «Жизель» А. Адана и фрагмент из балета «Раймонда» А. К. Глазунова.
В 1952 г., по окончании училища, принят в труппу Большого театра. Работал в классе А. М. Руденко, репетировал под руководством А. А. Варламова, Т. П. Никитиной. Мягкое плие, прекрасный баллон и элевация, исключительная чистота исполнения движений и поз классического танца, музыкальность позволили Фадеечеву войти в число исполнителей ответственных сольных партий: Феникс («Красный цветок» Р. М. Глиэра, балетмейстер Л. М. Лавровский), Гран-па (Вариация кавалеров) и Беранже («Раймонда» Глазунова, редакция Лавровского), Опал («Сказ о каменном цветке» Прокофьева, балетмейстер Лавровский).
Зарекомендовал себя одним из самых многообещающих танцовщиков, выступив в 1954 г. в партии Принца Зигфрида («Лебединое озеро» Чайковского, редакция А. М. Мессерера, дебютировал на гастролях Большого театра в Киеве). В 1955 г. исполнил эту партию в спектакле Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр; редакция К. М. Сергеева). Год спустя пополнил репертуар партией Альберта («Жизель» Адана, редакция Лавровского; дебют Фадеечева состоялся в рамках первых западных гастролей Большого театра в 1956 в Лондоне). Выступая партнёром Г. С. Улановой, Фадеечев не остался в тени прославленной балерины. «Он оказался превосходным Альбертом – элегантный и мужественный танцовщик, сильный, от природы внимательный партнёр и уже сейчас выдающийся артист. О нём можно с уверенностью сказать, что он добьётся признания как один из наиболее значительных танцовщиков ближайшего двадцатилетия. Роль Альберта требует тонкого искусства характеристики, и в этом Фадеечев преуспел полностью», – отметил один из ведущих английских критиков К. Барнс («Dance and Dancers», 1956, December, р. 19, цит. по: Гришина. 1990. С. 29–30).
Фадеечев принял участие в записи кинофильмов-балетов «Большой балет в Лондоне» (режиссёр П. Циннер, Harmony Films, Великобритания, 1957), «Лебединое озеро» (режиссёр З. П. Тулубьева, ЦСДФ, 1957) и «Жизель» (режиссёр М. Дейл, ВВС, Великобритания, 1958), после чего стал восприниматься эталоном романтического танцовщика своего времени, сочетавшего безупречную выучку, современный уровень техники танца, партнёрскую гармонию и тонкое понимание стиля классических балетов.
В 1957 г. получил 1-ю премию VII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, в 1958 г. – премию Вацлава Нижинского Парижской академии танца.
Говоря о первой крупной партии Фадеечева (Принц Зигфрид, «Лебединое озеро» Чайковского), автор монографии о нём Е. М. Гришина сформулировала отличительную особенность всего творчества артиста: «...Фадеечев в партии Зигфрида отказался от условно-патетической манеры сценического поведения, выведя на балетную сцену молодого человека – абсолютно живого и естественного. Казалось, Зигфрид Фадеечева возник не столько из сценической традиции этого балета, достаточно противоречивой, сколько из его музыки, полной естественности и живого чувства. Однако Фадеечев не вступал в спор с традицией – просто в классике он постарался отыскать классику, то, что всегда роднит вечное произведение искусства не только с породившей его эпохой, но и со всеми последующими» (Гришина. 1990. С. 84).
В дуэте с М. М. Плисецкой выступал как приглашённый солист Парижской оперы и театра «Ла Скала», исполнив партию Зигфрида в балете «Лебедином озере» в версиях В. П. Бурмейстера и Н. Н. Берёзова.
Основу репертуара Фадеечева составляли ведущие партии в классических балетах: «Спящая красавица» Чайковского (Голубая птица и Принц Дезире, редакция М. М. Габовича и А. М. Мессерера; Принц Дезире, 1-я редакция Ю. Н. Григоровича, первый исполнитель, 1963), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (Седьмой вальс и Мазурка, постановка Е. Н. Гейденрейх), «Раймонда» (Жан де Бриен, редакция Л. М. Лавровского), Принц Зигфрид («Лебединое озеро», балетмейстер Григорович, первый исполнитель, 1969). В репертуар также входили балеты «Ромео и Джульетта» Прокофьева (Ромео, балетмейстер Лавровский), «Лауренсия» А. А. Крейна (Юноша и Фрондосо, балетмейстер В. М. Чабукиани), «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (Вацлав, балетмейстер Р. В. Захаров), «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (Армен, балетмейстер Вайнонен), «Класс-концерт» на сборную музыку (Солист, балетмейстер Мессерер).
Первый исполнитель партий в балетах «Спартак» Хачатуряна (Гармодий, балетмейстер И. А. Моисеев, 1958), «Каменный цветок» Прокофьева (Данила, балетмейстер Григорович, первый исполнитель в Большом театре, 1959), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (Иван-царевич, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёв по хореографии М. М. Фокина, 1964), «Асель» В. А. Власова (Ильяс, балетмейстер О. М. Виноградов, 1967), «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина (Хозе, балетмейстер Альберто Алонсо, 1967), «Прелюдия» на музыку И. С. Баха (Солист, балетмейстеры Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, 1967), «Анна Каренина» Щедрина (Каренин, балетмейстеры М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, 1972).
Фадеечев обладал уникальным партнёрским мастерством, благодаря чему с ним танцевали все ведущие балерины Большого театра 1950–1970-х гг.: помимо Улановой и Плисецкой – Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, Р. К. Карельская, Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, Н. В. Тимофеева, Л. И. Семеняка и др. Выбран в качестве одной из моделей для иллюстрации книги А. М. Мессерера «Уроки классического танца» (Москва, 1967).
Сотрудничал с труппой «Токио-балет» (Япония). Выступал как приглашённый солист в спектаклях театров СССР.
Снимался в кинофильме-концерте «Балерина» (режиссёр В. К. Дербенёв, «Мосфильм», 1969), телефильме-концерте «Хореографические новеллы» (режиссёры В. И. Граве, В. Ю. Василёв, творческое объединение «Экран», 1973), в телеэкранизации балета «Раймонда» (1973), а также в музыкальных телефильмах «Самая высокая» (1967) и «Похищение» [1969; оба – Центральное телевидение (ЦТ) СССР, режиссёр Ю. С. Сааков]. Творчеству Фадеечева посвящены документальные фильмы «Николай Фадеечев» [2008, ООО «АртсМедиацентр», режиссёр Н. С. Тихонов; 2020, АртМосковия, режиссёр А. (Уштан) Воробьёва], а также выпуск передачи из цикла «О балете» (1981, ЦТ СССР).
В 1977 г., завершив исполнительскую карьеру, стал балетмейстером-репетитором Большого театра. Среди учеников – А. Ю. Богатырёв, В. М. Гордеев, А. Н. Ветров, А. И. Уваров, С. Ю. Филин, Н. М. Цискаридзе, Р. В. Скворцов, А. В. Овчаренко, А. Л. Болотин (преимущественно премьеры лирико-романтического амплуа, продолжившие исполнительскую традицию Фадеечева), а также сыновья – Алексей и Александр (род. 1983; солист балета Большого театра в 2001–2022). В 1993–1997 гг. педагог-репетитор труппы «Академия Ренессанс балет» (Москва).
Премия Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца» (2004), приз «Душа танца» журнала «Балет» (2004, номинация «Мэтр танца»), Российская национальная театральная премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2020).
Награждён медалью «За Финляндию» ордена Финского Льва (1968), орденами Трудового Красного знамени (1971), Почёта (2003).
Похоронен на Новодевичьем кладбище.