«Князь Игорь» (Бородин)
«Князь И́горь», опера А. П. Бородина в 6 картинах (в авторской редакции), в 4 действиях с прологом (в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова).
Либретто композитора по памятнику древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», историческую канву сюжета составил один из половецких походов, а именно неудачный поход Игоря Святославича, состоявшийся в 1185 г. Опера создавалась в 1869–1870 и 1874–1887 гг. После смерти А. П. Бородина в течение 1887 г. её редактировали Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. В этой редакции опера издана М. П. Беляевым в 1888 г.
Первые постановки
Опера в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова впервые поставлена 23 октября (4 ноября) 1890 г. в Мариинском театре, дирижёр К. А. Кучера. Главные партии исполнили: И. А. Мельников (Князь Игорь), О. Н. Ольгина (Ярославна), М. Д. Васильев (Владимир Игоревич), А. Я. Чернов (Князь Галицкий), М. М. Корякин (Хан Кончак), М. А. Славина (Кончаковна). Незадолго до смерти А. П. Бородина планировалась мировая премьера оперы на сцене театра «Ла Монне» (Брюссель) под управлением Ж. Дюпона, однако первое исполнение «Князя Игоря» за рубежом состоялось только в 1899 г. в Праге. Большой резонанс имел спектакль, показанный в 1909 г. в Париже антрепризой С. П. Дягилева в рамках Русских сезонов (2-е действие с сокращениями). Первое исполнение в США состоялось в 1915 г. на сцене «Метрополитен-оперы» под управлением Дж. Полакко (спектакль шёл на итальянском языке).
История создания
Идея оперы по «Слову о полку Игореве» пользовалась популярностью в конце 1860-х гг. Осенью 1869 г. великий князь Константин Николаевич предлагал этот сюжет А. Н. Серову. Но ещё весной того же года В. В. Стасов в качестве пасхального подарка прислал А. П. Бородину сценарий оперы в 3 действиях. По замыслу Стасова, опера открывалась «Сном Ярославны» (позднее – ариозо Ярославны). Из Путивля действие переносилось в половецкий стан, затем обратно в Путивль. 2-я картина 3-го действия представляла собой эпилог, посвящённый возвращению Владимира Игоревича с Кончаковной два года спустя.
Бородин начал работу со «Сна Ярославны» и каватины Кончаковны. Текст либретто сочинялся одновременно с музыкой. Помимо «Слова…» композитор обращался к Ипатьевской и Лаврентьевской летописям, «Сказанию о Мамаевом побоище» и поэме «Задонщина». Фрагменты древнерусского текста «Слова…» и переводов А. Н. Майкова и Л. А. Мея процитированы в прологе, Плаче Ярославны и монологе Игоря «Зачем не пал я на поле брани». План оперы за годы работы неоднократно менялся. Важнейшими нововведениями Бородина по сравнению с первоначальным сценарием Стасова стали отмена эпилога и введение пролога, разделение половецкого акта надвое, появление половцев в окрестностях Путивля, исключение рассказа купцов о судьбе Игоря, сокращение роли Овлура.
Композиция и музыкальная характеристика
Сам А. П. Бородин указывал на преемственную связь своей оперы с «Русланом и Людмилой» М. И. Глинки (Бородин А. П. Письмо Л. И. Кармалиной от 1/13 июня 1876 года // Бородин А. П. Письма. Челябинск, 2021. Т. 2. С. 97). Как и сочинение Глинки, «Князь Игорь» примыкает к жанру французской большой оперы с типичными для неё конфликтами двух народов, важной ролью хора и балета. Непосредственными предшественницами «Князя Игоря» были исторические оперы, созданные участниками «Могучей кучки»: «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова. В других театральных сочинениях Бородина также используются сюжеты из русской истории или эпоса: пародийная оперетта «Богатыри», 4-е действие коллективной оперы-балета «Млада», замысел оперы «Василиса Мелентьевна». Из «Млады» заимствована большая часть музыкального материала «Князя Игоря», в частности, музыка Явления теней перешла в монолог Игоря и в сцену затмения, тема Явления Млады стала прообразом темы «Ты одна, голубка лада» из арии Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Открывающий 4-е действие «Млады» Идоложертвенный хор положен в основу пролога, апофеоз – в основу заключительного хора «Князя Игоря».
Опера имеет номерную структуру, однако А. П. Бородин позаботился о цельности композиции, тщательно продумав тональный план и соединив номера связками. По примеру Р. Вагнера, с операми которого Бородин познакомился в 1859–1862 гг. в Германии, он не только самостоятельно написал либретто, но и применил развитую лейтмотивную систему. Так, большую роль играют лейтмотивы Игоря и Ярославны, лейтмотив Кончака, тема князя Галицкого, лейтмотив бегства.
Бородину удалось создать в музыке образ Древней Руси, хотя его интерес к знаменному распеву проявился уже после того, как была написана наибольшая часть номеров. Работая над восточными сценами, композитор предпринял попытку познакомиться с фольклором потомков половцев, живущих в Венгрии. В итоге прообразами половецких страниц «Князя Игоря» стали сочинения западных композиторов-романтиков, причём не обязательно ориентальные: танцы из оперы Г. Берлиоза «Троянцы» повлияли на облик «Половецких плясок», а тема арии Кончака выросла из темы романса Пьеротто из оперы Г. Доницетти «Линда ди Шамуни».
В вокальных партиях кантилена преобладает над речитативом. Оркестровка А. П. Бородина отличается тщательно рассчитанным балансом голосов и инструментов. Местами (например, в Сцене Ярославны с девушками) оркестр используется предельно экономно (состав оркестра – двойной). Весьма оригинальна трактовка Бородиным струнных инструментов; наибольшее число находок сосредоточено в Плаче Ярославны, где одновременно используются тремоло и флажолеты.
История авторской редакции
Из ансамблей самим А. П. Бородиным написаны только дуэты, ансамбли для трёх и более участников добавлены Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым. Римский-Корсаков также добавил в партитуру отсутствующую у Бородина сольную партию Половецкой девушки. Вопреки первоначальному плану Стасова, огромную роль в «Князе Игоре» играют хоры.
Бородин успел оркестровать более трети музыки оперы: бóльшую часть пролога, Плач Ярославны, сцену Ярославны с девушками, каватину Владимира Игоревича, песню Владимира Галицкого, арию Кончака, Половецкие пляски, заключительный хор, которые уже при его жизни исполнялись в концертах, а также Половецкий марш (в ранней версии). «Половецкие пляски» первоначально были задуманы Бородиным как сюита отдельных танцев и хоровых номеров, но в итоге превратились в масштабную балетную сцену сквозного строения. Пляски исполняются как в составе оперы, так и отдельно от неё как небольшой балет. Наиболее известна хореография М. М. Фокина (1909) и К. Я. Голейзовского (1934).
Опера была впервые издана и исполнена после смерти А. П. Бородина, а редакторы значительно изменили композицию, в частности добавив ряд новых номеров. В результате сочинение приобрело репутацию бесформенного произведения, открытого для дальнейшего редактирования. Едва ли не для каждого нового спектакля постановщики создают собственную версию.
Возвращение к авторской редакции «Князя Игоря» было начато П. А. Ламмом, который в рамках подготовки так и не изданного полного собрания сочинений Бородина составил рукописный свод всей музыки, написанной для оперы автором и обоими редакторами. В дальнейшем фрагменты, не вошедшие в издание Беляева, были опубликованы А. Н. Дмитриевым (Нотное приложение к журналу «Советская музыка», 1950, № 11. С. 20–30) и А. П. Нефёдовым (Бородин А. П. Хоры. Москва, 1977.). Впервые отдельные фрагменты авторской редакции в 1974 г. вошли в спектакль Литовского театра оперы и балета. Авторская редакция, подготовленная А. В. Булычёвой, прозвучала в концертном исполнении труппы театра «Геликон-опера» 1 апреля 2011 г. Клавир авторской редакции опубликован в 2012 г. Фрагменты этой редакции включены в постановки Пермского академического театра оперы и балета (27 марта 2015), Большого театра Республики Беларусь (Минск, 15 сентября 2019), Царицынской оперы (Волгоград, 4 октября 2019).
Аудио- и видеозаписи. Фильмография
Московский Большой театр осуществил три аудиозаписи оперы (1941, 1951, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев; 1969, дирижёр М. Ф. Эрмлер) и видеозапись (1981, дирижёр Эрмлер), Мариинский театр – аудио- и видеозапись под управлением В. А. Гергиева (1993, 1998). Опера также записывалась в Австрии, Великобритании, Болгарии, Италии, США и Югославии.
В 1969 г. студия «Ленфильм» выпустила фильм по опере (дирижёр Г. П. Проваторов, режиссёр Р. И. Тихомиров, в роли Князя Игоря – Б. А. Хмельницкий, поёт В. Ф. Киняев).