Смирнова Ольга Вячеславовна
Смирно́ва О́льга Вячесла́вовна (род. 6.11.1991, Санкт-Петербург), российская артистка балета.
В 2011 г. окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой (АРБ; класс Л. В. Ковалёвой, И. А. Трофимовой). В это время к ней уже было приковано внимание профессионалов и зрителей: задолго до выпуска Смирнова участвовала во всех значимых выступлениях и гастролях АРБ (в том числе в совместном концерте АРБ и школы Королевского балета Великобритании в Лондоне в 2004, гастролях в Японии, Италии, Литве, Венгрии, Греции и Португалии), стала лауреатом Гран-при 1-го конкурса учащихся ведущих хореографических школ России «Гран-при Михайловского театра» (2009), участвовала в гала-концертах звёзд – памяти Г. С. Улановой из цикла «Иконы русского балета» на сцене театра «Колизей» (Лондон, «Мелодия» на музыку А. Дворжака, хореография А. М. Мессерера) и в рамках 1-го Международного конкурса балета и хореографии в Пекине (Grand Pas Classique на музыку Д.-Ф.-Э. Обера, хореография В. Гзовского; оба – 2011).
Репертуар в годы учёбы включал партии: Маша («Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография В. И. Вайнонена), Никия (картина «Тени» из балета «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. И. Петипа, редакция К. М. Сергеева), Царица вод (картина «Дно моря-океана» из балета «Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи, Р. Дриго, Б. В. Асафьева, хореография А. А. Горского, редакция Ю. П. Бурлаки), «Утешение» на музыку Ф. Листа (хореография К. Я. Голейзовского), Седьмой вальс из балета «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (хореография М. М. Фокина), «Таис» из балета «Моя Павлова» на музыку Ж. Массне (хореография Р. Пети), «Мазурка» на музыку Шопена (хореография В. Романовского, 1-я исполнительница).
По окончании учёбы Смирнова получила приглашения от нескольких трупп и в том же году поступила в Большой театр (ГАБТ) сразу в статусе солистки (минуя кордебалет). В первые же недели работы в её репертуар вошли партии: Сверстница принца («Лебединое озеро» Чайковского, редакция Ю. Н. Григоровича), 2-я вариация в гран-па и Повелительница дриад («Дон Кихот» Минкуса, редакция А. Н. Фадеечева), Мирта («Жизель» А. Адана, редакция Григоровича).
24 ноября 2011 г. Смирнова выступила в партии Феи Сирени в премьерной серии балета «Спящая красавица» в редакции Григоровича, которой открылась после реконструкции Историческая сцена Большого театра.
Высокая, пропорционально сложённая, обладающая редкой красоты линиями и сценическим магнетизмом, Смирнова концентрировала на себе внимание даже во второстепенных партиях. Первоклассная академическая выучка в лучших традициях вагановской школы, позволила ей с беспрецедентной скоростью набирать серьёзный профессиональный репертуар.
Смирнова стала одной из самых юных в истории исполнительниц партии Никии в балете «Баядерка» (хореография Петипа, редакция Григоровича), 3-й акт которой («Тени») танцевала ещё в АРБ.
К концу первого профессионального сезона исполнила ведущие партии в одноактных балетах «Бриллианты» на музыку Чайковского и «Изумруды» на музыку Г. Форе в премьерной серии триптиха «Драгоценности» (хореография Дж. Баланчина), центральную партию в премьерной серии балета «Dream of Dream» на музыку С. В. Рахманинова, хореограф Й. Эло), ввелась в партию Аспиччии («Дочь фараона» Пуньи, постановка П. Лакотта). В репертуар вошли также сольные партии: Фрейлина («Спящая красавица»), 3-я одалиска («Корсар» Адана, хореография Петипа, постановка и новая хореография А. О. Ратманского и Бурлаки), Зюльма (Две виллисы) («Жизель», редакция Григоровича).
Летом 2012 г. Смирнова приняла участие в 1-м проекте телеканала «Культура» «Большой балет» (в партнёрстве с В. В. Лантратовым), для которого также подготовила разнообразную программу, и в результате была признана лучшей балериной шоу, благодаря чему её узнали любители балета далеко за пределами обеих российских культурных столиц.
Стремительно завоёвывая место в кругу ведущих танцовщиц Большого театра, Смирнова параллельно активно участвовала в концертах, которые проводились в российских регионах, приобретая опыт, репутацию и имя.
Свой 2-й сезон в Большом театре начала участием в премьере балета «Аполлон Мусагет» И. Ф. Стравинского (хореография Баланчина). Многие национальные СМИ анонсировали выход спектакля съёмками с участием Смирновой в образе Терпсихоры.
Затем артистка была занята в премьерной серии балета «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева (хореография Григоровича): исполнила роль Анастасии, заявив о себе как о неординарной актрисе, которой доступна не только академическая безмятежность старинных сюжетов. 1-я исполнительница в России партий: Татьяна («Онегин» на музыку Чайковского, хореография Дж. Кранко), Маркиза Сампьетри («Марко Спада» Обера, постановка Лакотта).
Дебют Смирновой в партии Одетты – Одиллии («Лебединое озеро») в 2013 г. вызвал международный резонанс: старейший британский критик К. Крисп настолько высоко оценил эту работу в Financial Times, что на последовавших тем же летом гастролях Большого театра в Лондоне Смирновой доверили открытие сезона.
По прошествии первых двух сезонов стало ясно, что Смирнова заняла заметное место не только в Большом театре, но и в современном российском балете в целом. В расчёте на неё создавали свои новые постановки все хореографы, работавшие с труппой ГАБТ. Уже на 3-м году работы (2014) она дебютировала как приглашённая звезда с «Американ балле театр» (Никия в «Баядерке», редакция Н. Р. Макаровой), тогда же начала долгосрочное сотрудничество с Мариинским театром и балетом Венской оперы. Её классический репертуар пополнили партии Принцессы Авроры (2014; «Спящая красавица» Чайковского, 3-я редакция Григоровича), Раймонды (2016; «Раймонда» А. К. Глазунова), Китри (2016; «Дон Кихот», 1-я исполнительница в новой редакции А. Н. Фадеечева), Жизель («Жизель» Адана, 2017, редакция Григоровича; 2019, 1-я исполнительница в редакции Ратманского, номинация на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска», 2021), Медора (2021; «Корсар» Адана, постановка и новая хореография Ратманского и Бурлаки).
Неоклассический репертуар Смирновой включает партии: Балерина («Этюды» на музыку К. Черни, хореография Х. Ландера, 1-я исполнительница в Большом театре, 2017; участвовала в мировой трансляции спектакля в кинотеатрах и интернете), Пара в белом («Забытая земля» на музыку Б. Бриттена, хореография И. Килиана, 2017, 1-я исполнительница в Большом театре), Солистка (Две пары) («Артефакт-сюита» на музыку Э. Кроссман-Хехт и И. С. Баха, хореография У. Форсайта, 2018; 1-я исполнительница в России), Солистка 2-й части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина, 2019).
Особенно важной оказалась для балерины работа с хореографами Дж. Ноймайером и Ж.-К. Майо, начавшаяся в 2014 г. Ноймайер доверил ей роль Маргариты Готье («Дама с камелиями» на музыку Шопена), в работе над которой развились свойственные артистке аналитический подход, углублённое внимание к смене психологических состояний и тончайших движений души героини. В этой партии в 2018 г. Смирнова дебютировала как «приглашённая звезда» в Гамбургском балете под руководством Ноймайера. Продолжением сотрудничества стало её участие в совместной постановке Гамбургского балета и Большого театра «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского, А. Г. Шнитке, К. Стивенса / Ю. Ислама (2018, заглавная партия).
Ещё одним хореографом, трансформировавшим и расширившим диапазон балерины, раскрепостившим её строгую академическую пластику и эмоциональную сдержанность, стал французский классик Ж.-К. Майо. Партия Бьянки («Укрощение строптивой» на музыку Д. Д. Шостаковича, 2014; 1-я исполнительница) проявила и гротескные, саркастические ноты в её актёрской индивидуальности. Смирнова стала участницей новых постановок балетов «Щелкунчик-компания» на музыку Чайковского и Б. Майо (2015–2016, Джульетта) и «Красавица» на музыку Чайковского (2016) в Балете Монте-Карло, который возглавляет Ж.-К. Майо.
В Большом театре балерина участвовала в создании балетов «Герой нашего времени» И. А. Демуцкого (2015, Бэла; хореограф Ю. М. Посохов, режиссёр К. С. Серебренников; номинация на премию «Золотая маска», 2016), «Орландо» на музыку Э. Элгара, Ф. Гласса, Л. Ауэрбах и Е. Кац-Чернин (2021, Орландо; хореограф К. Шпук), «Всего лишь» на музыку Д. Лэнга (2020, Ведущая солистка; хореограф С. Валастро), в российской премьере «Зимней сказки» Дж. Тэлбота (2019, Гермиона; хореограф К. Уилдон).
В 2017 г. дебютировала в партии Кармен («Кармен-сюита» Р. К. Щедрина – Ж. Бизе, хореограф Альберто Алонсо). В легендарной роли, созданной хореографом для для М. М. Плисецкой, не пыталась повторять предшественницу – представ утончённой и опасной хищницей, уверенно пользующейся собственной неотразимостью. Работа свидетельствовала о том, что балерина вышла на уровень профессиональной зрелости, что подтвердил дебют в 2019 г. в ещё одной легендарной партии – Эгины («Спартак» А. И. Хачатуряна, хореография Григоровича). Здесь Смирнова показала себя полномочной представительницей не только петербургской школы, но и московской балетной традиции (первые 10 лет в Большом театре работала с репетитором М. В. Кондратьевой, позднее – с М. Е. Аллаш).
Смирнова стала центральной фигурой международного хореографического проекта компании MuzArts (2019, театр «Колизей», Лондон; 2021–2022, Москва, Новая сцена Большого театра): специально для неё поставлен балет «McGregor+Mugler» Х. Хёрндон, Н. Фрама (хореограф У. Макгрегор, костюмы Т. Мюглера), исполнила ведущие партии в балетах «Воспоминание о дорогом месте» на музыку Чайковского (хореограф Ратманский) и «Postscript» на музыку Ф. Гласса (Дуэт в чёрном, хореографы С. Леон и П. Лайтфут).
Как приглашённая балерина постоянно сотрудничает с Мариинским театром (Одетта – Одиллия – «Лебединое озеро», редакция Сергеева, 2014; Никия – «Баядерка», редакция В. И. Пономарёва и В. М. Чабукиани, 2017; Жизель – «Жизель», 2018; Кармен – «Кармен-сюита», 2018). Танцевала с балетом Венской оперы в 2017 г. (Одетта – Одиллия – «Лебединое озеро», редакция Р. Х. Нуреева), в 2018 г. (Жизель – «Жизель», редакция Е. Чернышёвой). Принимала участие в Международном фестивале классического балета имени Рудольфа Нуриева в Казани (2020, Одетта – Одиллия) и др.
Участвовала в гастрольных турах «Малахов и друзья» (2013, Япония), «Звёзды в синем» М. Легри (2019, Япония; в том числе балет «Отиба – когда опадают листья», хореография П. де Бана, 1-я исполнительница) и др.
С 2022 г. прима-балерина Национального балета Нидерландов, где дебютировала в партии Раймонды («Раймонда» Глазунова, редакция Р. Божан). Репетирует с Л. В. Лежниной. В репертуаре балеты Х. ван Манена «Вариации для двух пар» на сборную музыку, «Вариации Франка Бриджа» на музыку Бриттена, «Три гносиенны» на музыка Э. Сати, а также партия Принцессы Авроры ( «Спящая красавица» Чайковского, балетмейстер П. Райт; все – 2022). Участвовала в гала-концерте в честь 60-летия Национального балета Нидерландов (2022), исполнив Grand Pas Classique на музыку Обера.
С 2022 г. приглашённая балерина Гамбургского балета, в репертуаре – ведущая партия в балете «Третья симфония» на музыку Г. Малера (2022, балетмейстер Ноймайер).
Приз «Мисс Выразительность» (2013) и Гран-при (2016) международного балетного фестиваля Dance Open. Приз «Душа танца» журнала «Балет» (2012, номинация «Восходящая звезда»). Приз Benois de la Danse (2013). Приз «Позитано» имени Леонида Мясина (2014). Приз журнала Danza&Danza (Италия) «Танцовщица 2018 года» (2019).
Премия города Москвы в номинации «Хореографическое искусство» (2019). Премия Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (за 2019, вручена в 2020).