Шаляпин Фёдор Иванович
Шаля́пин Фёдор Ива́нович [1(13).2.1873, Казань – 12.4.1938, Париж, похоронен там же, перезахоронен в 1984 в Москве], российский певец (высокий бас), режиссёр, солист Его Императорского Величества (1910), народный артист Республики (1918, лишён звания в 1927, возвращено в 1991). Один из крупнейших артистов мировой оперной сцены.
Из крестьян. Дебютировал как певец в 1890 г. в партии Зарецкого («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, постановка Казанского общества любителей сценического искусства). Профессионально занимался пением с 1892 г. (у Д. А. Усатова в Тифлисе, ныне Тбилиси). В 1893 г. пел в Тифлисском казённом театре (Рамфис в опере «Аида» Дж. Верди), с 1894 г. – в Санкт-Петербурге, в труппе Панаевского театра, в 1895–1896 гг. – в Мариинском театре (дебют – Мефистофель в опере «Фауст» Ш. Гуно).
На формирование творческой личности Ф. И. Шаляпина большое влияние оказал С. И. Мамонтов и участники Частной русской оперы: дирижёр С. В. Рахманинов, художники В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, историк В. О. Ключевский, артисты Малого театра Г. Н. Федотова, О. О. Садовская и М. П. Садовский. Дружба Шаляпина с Рахманиновым продлилась до конца жизни, одним из результатов их творческого сотрудничества стала историческая постановка «Жизни за царя» М. И. Глинки в московском Большом театре с Шаляпиным в главной роли (1904). Шаляпин выступал в операх Рахманинова (заглавные партии в операх «Алеко», «Скупой рыцарь», партия Ланчотто в опере «Франческа да Римини»), в кантате «Весна» (под управлением автора, Русские исторические концерты, Париж, 1907), исполнял романсы (ему посвящён романс «Судьба»).
Известность Шаляпину принесло сотрудничество с мамонтовской оперой: летом 1896 г. он впервые выступал в составе труппы (на Нижегородской ярмарке), в 1896–1899 гг. её солист (дебют – Иван Сусанин в «Жизни за царя»). В 1897 г. впервые гастролировал в Париже. В 1899–1914 гг. солист московского Большого и петербургского Мариинского театров. В эти годы много гастролировал в Милане (в 1901 дебютировал в «Ла Скала», в заглавной партии оперы «Мефистофель» А. Бойто), Риме, Монте-Карло, г. Оранж (Франция), Берлине, Нью-Йорке, городах Латинской Америки. Участвовал в Русских исторических концертах (1907) и спектаклях Русских сезонов С. П. Дягилева, где исполнил партии (впервые за рубежом): Бориса Годунова (одноимённая опера М. П. Мусоргского, 1-й спектакль Русских сезонов, 1908), Ивана Грозного («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, 1909), Досифея («Хованщина» Мусоргского, 1913) и др. С 1914 г. выступал в Опере С. И. Зимина и антрепризе А. Р. Аксарина (Петроград). В 1918–1921 гг. художественный руководитель Мариинского театра (с 1920 ГАТОБ), с 1919 г. выборный член дирекций Большого и Мариинского театров.
С 1920-х гг. жил в Париже, выступал в Парижской опере, Театре Елисейских Полей, в «Опера-Комик», давал сольные концерты, а также гастролировал во многих странах, в том числе в США, Китае, Японии, Австралии, Новой Зеландии. Последний концерт Шаляпина состоялся в г. Истборн (Великобритания) 23 июня 1937 г.
Ф. И. Шаляпин – величайший представитель русской оперной школы. Обладал певучим басом (бас-кантанте) большого диапазона, чрезвычайной гибкости и тембровой выразительности. Вокальный дар сочетался с феноменальными актёрскими способностями, мастерством перевоплощения. Оперный репертуар включал около 70 партий, среди них: Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Фарлаф («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Галицкий и Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина), Варяжский гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Олоферн и Ерёмка («Юдифь» и «Вражья сила» А. Н. Серова), Демон («Демон» А. Г. Рубинштейна), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно; «Мефистофель» А. Бойто), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Филипп II («Дон Карлос» Дж. Верди), Дон Кихот («Дон Кихот» Ж. Массне).
Звание солиста Его Императорского Величества давало Шаляпину право быть главным режиссёром опер на императорской сцене, в которых он участвовал. В числе режиссёрских работ Шаляпина: в московском Большом театре – «Дон Кихот» (1910), «Севильский цирюльник» (1913), «Дон Карлос» (1917); в Мариинском театре – «Хованщина» (1911), «Моцарт и Сальери» (1919), «Вражья сила» (1920); на зарубежной сцене – «Псковитянка» («Ла Скала», 1912), «Борис Годунов» (Чикаго, 1923).
В 1901–1936 гг. записывался на фонограф и грампластинки, среди записей – сцены из опер («Моцарт и Сальери» и др.), романсы и песни («Пророк» Н. А. Римского-Корсакова, «Элегия» Ж. Массне и др.), русские народные песни («Лучинушка», «Дубинушка» и др.); всего сделал около 500 записей, из них около 300 – в эмиграции.
Снялся в главных ролях в фильмах «Царь Иван Васильевич Грозный» («Дочь Пскова»; по драме «Псковитянка» Л. А. Мея, реж. А. И. Иванов-Гай, 1915, Россия), «Дон Кихот» (по драме Г. В. Пабста, в постановке Шаляпина; 1933, Франция).
Командор ордена Почётного легиона (1934).