Кругликова Елена Дмитриевна
Кру́гликова Еле́на Дми́триевна [3(16).6.1907, Подольск Московской губернии, ныне Московской области – 24.6.1982, Москва], российская певица (сопрано), народная артистка РСФСР (1947).
Дочь сапожника. Занималась в самодеятельном хоровом коллективе. С 1925 г. училась в Музыкальном техникуме имени братьев Рубинштейн при Московской консерватории. В 1933 г. окончила с отличием Московскую консерваторию по классу М. В. Владимировой, затем К. Н. Дорлиак; её имя занесено на мраморную доску почёта. В 1931–1932 гг. солистка Всесоюзного радио. Удостоена 1-й премии на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933).
В 1932–1956 гг. солистка московского Большого театра. Обладала лирическим сопрано, ровным и свободным во всём диапазоне. Кругликова – одна из лучших интерпретаторов образа Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) на русской сцене. Артистке особенно удавалось передать трепетность, лиризм, взволнованность характера. Вместе с тем она стремилась наделить свою героиню обобщающими национальными чертами русской женщины – душевной широтой, щедростью, преданностью и верностью.
К лучшим интерпретациям Кругликовой относятся партии Февронии и Веры Шелоги («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Боярыня Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова), Антониды («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Оксаны, Иоланты («Черевички», «Иоланта» Чайковского), Маши («Дубровский» Э. Ф. Направника), Эльзы («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Гальки (одноимённая опера С. Монюшко), Этери («Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили), Матильды («Вильгельм Телль» Дж. Россини, Сталинская премия 1-й степени, 1943), Графини («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта). Значительным событием в творчестве певицы стало исполнение партии Зиглинды в опере «Валькирия» Вагнера в постановке С. М. Эйзенштейна в Большом театре (1940). В операх советских композиторов Кругликова создала образы Бэлы (одноимённая опера А. Н. Александрова), Лушки и Натальи («Поднятая целина» и «Тихий Дон» И. И. Дзержинского).
Выступала в концертах, исполняла арии из опер, романсы и песни Римского-Корсакова, Чайковского, С. В. Рахманинова, И. Брамса, Э. Грига, Ф. Шопена, Р. Шумана, С. С. Прокофьева, С. Н. Василенко, Т. Н. Хренникова, Б. А. Мокроусова. Часто выступала в ансамбле с А. Б. Гольденвейзером. Отдельные концертные программы посвящала русским народным песням (исполняла их в том числе с Русским народным оркестром под управлением Д. П. Осипова); включала в репертуар русские песни в обработках Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. К. Лядова, М. И. Красева, И. П. Шишова, М. В. Коваля, Д. Ф. Салиман-Владимирова, А. В. Мосолова.
В 1957–1960 гг. художественный руководитель вокального отделения Всесоюзного гастрольно-концертного объединения (ВГКО). В 1958–1959 гг. преподавала в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, в 1960–1976 гг. – в Музыкальном училище при Московской консерватории, в 1961–1976 гг. – в Московской консерватории (доцент с 1973).
С участием Кругликовой записаны оперы «Евгений Онегин» (1936–1939, 1948), «Черевички» Чайковского (1948), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (Ксения, 1949), романсы и песни (в том числе дуэты с Е. И. Антоновой), русские народные песни (в том числе концерт в Доме учёных 2 апреля 1950, выпущен на CD фирмой Aquarius-classic в 2013). Издана сольная грампластинка сцен и арий из опер в исполнении Кругликовой (фирма «Мелодия», 1976). Сохранилась киносъёмка исполнения песни «По-над Доном сад цветёт» Мусоргского (киножурнал «Советское искусство», 1939, № 3; хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов). В 1977 г. на радио записана передача «Поёт Е. Д. Кругликова» (ведущий – И. И. Петров).
Награждена орденом «Знак Почёта» (1937), орденами Трудового Красного Знамени (1951, 1976).