Мариинский театр
Марии́нский теа́тр, Государственный академический театр оперы и балета, один из старейших театров России (Санкт-Петербург).
Назван в 1860 г. в честь императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II. До Февральской революции 1917 г. управлялся Дирекцией Императорских театров. Правительственным декретом от 9(22) ноября 1917 г. объявлен государственным, в 1918 г. передан в ведение Наркомпроса. С 1920 г. Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 г. Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. С 1992 г. вновь Мариинский театр.
Филиалы Мариинского театра открыты во Владивостоке (2016, Приморская сцена) и Владикавказе (2017).
История
История Мариинского театра восходит к придворным музыкальным спектаклям французских (с 1720-х гг.) и итальянских (с 1730-х гг.) трупп. 29 января (9 февраля) 1736 г. «Итальянская компания» показала в императорском «Зимнем доме» первую в России оперу-сериа – «Сила любви и ненависти» Ф. Арайи. Постепенно в «Итальянскую компанию» стали проникать отечественные исполнители. Профессиональные танцовщики и танцовщицы появились после учреждения императрицей Анной Ивановной в 1738 г. танцевальной школы (см. Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) под руководством Ж.-Б. Ланде. 12(23) июля 1783 г. указом императрицы Екатерины II организована труппа «не для одних комедий и трагедий, но и для оперы»; 24 сентября (5 октября) открылся Большой (Каменный) театр (здание построено в 1775–1783, архитектор А. Ринальди, на месте нынешней Санкт-Петербугской консерватории) постановкой комической оперы «Лунный мир» Дж. Паизиелло (итальянская труппа). В 1803 г. оперная и балетная труппы отделились от драматической. В 1836 г. им отдано заново отстроенное здание Большого (Каменного) театра (архитектор А. Кавос); сезон открылся первой постановкой оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки. До 1860 г. на этой сцене ставились спектакли Итальянской оперной труппы; Русская оперная труппа с 1846 г. работала на императорской сцене в Москве, с 1854 г. – в Санкт-Петербурге на сцене Театра-цирка на берегу Крюкова канала.
Архитектура здания
Современное здание Мариинского театра первоначально построено в качестве Театра-цирка (1847–1849, архитектор А. Кавос) на берегу Крюкова канала. После пожара 1859 г. оно реконструировано Кавосом (открылось уже как Мариинский театр в 1860): усилена сложная объёмная композиция постройки, фасады в русле эклектики сохранили горизонтальные членения и оформление поэтажным ордером, зрительному залу придана подковообразная форма, также устроены дополнительные вестибюли и фойе (для императорской ложи и др.), расширено фойе для публики. Тогда же зрительный зал получил современное оформление с богатым скульптурным и живописным декором.
В 1885 г. проведена следующая реконструкция здания в связи с переносом туда спектаклей из Большого (Каменного) театра (архитектор В. А. Шретер; также к левому крылу пристроен 3-этажный корпус подсобных помещений). В 1894 г. здание вновь перестроено Шретером: главный фасад оформлен колоссальным ордером, декор экстерьера здания стал более дробным, увеличено пространство фойе и устроены новые лестницы, главное фойе и парадные лестницы получили сохранившееся до наших дней оформление, деревянные перекрытия и кирпичные своды заменены металлическими и бетонными конструкциями, и т. д. В 1914 создан занавес зрительного зала (художник А. Я. Головин; реставрация – 1952, сценограф С. Б. Вирсаладзе).
Сцена и зал Мариинского театра в Санкт-Петербурге.Здание пострадало во время Великой Отечественной войны и было реконструировано в 1943–1944 гг. В 1968–1970 гг. пристроены новые корпуса, устроены новые репетиционные залы и малая сцена (проект, 1966–1967, архитектор С. М. Гельфер). В реконструированном здании Декорационного магазина и зала дирекции Императорских театров (1900, архитектор Шретер) открыт концертный зал Мариинского театра (2004–2006, французский архитектор К. Фабр). Здание второй сцены (Мариинский-2) спроектировано в русле неомодернизма канадским архитектурным бюро Diamond Schmitt Architects (проект реализован в 2013; занавес – художник Ю. Л. Купер).
Опера
18 в. – начало 20 в.
В конце 18 – начале 19 вв. основу репертуара составляли оперы французских (Ф.-А. Буальдьё, А.-Э.-М. Гретри, П.-А. Монсиньи и др.) и итальянских (Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза и др.) композиторов, ставились первые произведения русских композиторов – M. M. Соколовского, Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, позднее С. И. Давыдова и др.
В 1803–1840 гг. оперную труппу возглавлял К. А. Кавос, автор многих опер, поставленных на сцене театра, среди них – «Иван Сусанин» (1815). В эти годы осуществлены первые на русской сцене постановки опер «Вольный стрелок» К. М. фон Вебера (1824), «Норма», «Сомнамбула» (обе – 1837), «Пуритане» В. Беллини, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (обе – 1840) и др. Ведущими отечественными солистами были Я. С. Воробьёв, П. В. Злов, Г. Ф. Климовский, А. М. Крутицкий, Е. С. Сандунова, В. М. Самойлов и др. Выступали итальянские, французские и немецкие труппы.
Выдающимся событием стала постановка в 1836 г. оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», ознаменовавшая рождение русской классической оперы. В 1842 г. поставлена вторая опера Глинки – «Руслан и Людмила». В спектаклях раскрылось дарование выдающихся русских певцов О. А. Петрова (первый исполнитель партий Ивана Сусанина и Руслана) и А. Я. Петровой-Воробьёвой (партия Вани в опере «Жизнь за царя»). В оперную труппу вошли также М. С. Лебедев, А. И. Леонов, М. М. Степанова, В. А. Шемаев, M. P. Шелехова, С. С. Гулак-Артемовский, Е. А. Семёнова и др.
С 1843 г. под покровительством Императорского двора выступала Итальянская оперная труппа, в её составе – певцы мирового класса Дж. Б. Рубини, A. Тамбурини, Л. Лаблаш, также выступали Джулия Гризи, П. Виардо и др. Русская труппа была оттеснена на второй план, а в 1846–1854 гг. фактически изгнана (выступала на императорских сценах Москвы).
В оперном репертуаре открывшегося в 1860 г. Мариинского театра акцент был сделан на русской музыке. Среди наиболее значительных постановок – «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1864), «Русалка» А. С. Даргомыжского (1865). Были осуществлены первые в истории постановки русских классических опер: «Юдифь» (1863), «Рогнеда» (1865) А. Н. Серова; «Каменный гость» Даргомыжского (1872); «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895) Н. А. Римского-Корсакова; «Борис Годунов» (2-я редакция, с прологом) М. П. Мусоргского (1874); «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) П. И. Чайковского; «Демон» А. Г. Рубинштейна (1875); «Князь Игорь» А. П. Бородина (1890); «Орестея» С. И. Танеева (1895); и др. Из западноевропейского репертуара поставлены «Пророк» Дж. Мейербера (под названием «Иоанн Лейденский»; 1869); «Сила судьбы» (1862; опера написана для Мариинского театра), «Травиата» (1868), «Аида» (1877), «Риголетто» (1878), «Отелло» (1887), «Фальстаф» (1894, российская премьера) Дж. Верди; «Лоэнгрин» (1868), «Тангейзер» (1874), «Тристан и Изольда» (1899) Р. Вагнера; «Кармен» Ж. Бизе и «Манон» Ж. Массне (обе – 1885); «Мефистофель» А. Бойто (1886), оперы К. М. фон Вебера, В. А. Моцарта, Дж. Пуччини и других композиторов. Главным дирижёром в 1860–1869 гг. был К. Н. Лядов (отец композитора А. К. Лядова), в 1869–1916 гг. – Э. Ф. Направник, деятельность которого сыграла значительную роль в истории театра: он установил творческие связи с известными русскими композиторами, собрал в театре лучшие артистические силы, поднял профессиональный уровень оперных постановок. Среди солистов театра: певцы Ф. П. Комиссаржевский, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова, И. А. Мельников, Ф. К. Никольский, Ю. Ф. Платонова.
Сцена из оперы «Иоланта» П. И. Чайковского. 1892.В конце 19 – начале 20 вв. репертуар театра включал оперы Р. Вагнера («Валькирия», 1900; «Гибель богов», 1903; «Золото Рейна», 1905), «Электру» Р. Штрауса (1913); событиями стали постановки русских опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (1907, впервые на сцене), «Хованщина» М. П. Мусоргского (1911, впервые в Мариинском театре) и др. В театре выступали крупнейшие мастера оперного искусства: И. А. Алчевский, А. Ю. Больска, М. И. Долина, И. В. Ершов, Е. И. Збруева, B. И. Касторский, В. И. Куза, Ф. В. Литвин, Е. К. Мравина, Э. К. Павловская, К. Петраускас, М. А. Славина, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, И. В. Тартаков, М. И. Фигнер, H. H. Фигнер, М. Б. Черкасская, Л. Г. Яковлев и др.; часто выступал Ф. И. Шаляпин. Работали известные дирижёры – Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс, Р. Дриго, Г. Фительберг; художники – А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев.
Советский период
После Октябрьской революции 1917 г. осуществлены новые постановки произведений оперных классиков: «Тангейзер» и «Риенци» Р. Вагнера (1923), «Севильский цирюльник» Дж. Россини и «Дон Жуан» В. А. Моцарта (1924), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (в авторской редакции, 1928), «Пиковая дама» (1935) П. И. Чайковского; «Жизнь за царя» М. И. Глинки с 1939 г. шла с изменённым либретто и новым текстом под названием «Иван Сусанин». Прошли русские премьеры новейших европейских опер: «Дальний звон» Ф. Шрекера (1925), «Саломея» (1924) и «Кавалер розы» (1928) Р. Штрауса, «Воццек» А. Берга (1927). Состоялась первая на отечественной сцене постановка оперы «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1926), поставлены советские оперы «Орлиный бунт» (1925) А. Ф. Пащенко, «Лёд и сталь» В. М. Дешевова (1930), «Броненосец "Потёмкин"» (1937) О. С. Чишко, «В бурю» Т. Н. Хренникова (1939) и др. К 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина (1937) были созданы две выдающиеся постановки: «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр А. М. Пазовский) и «Мазепа» П. И. Чайковского (дирижёр Е. А. Мравинский).
С августа 1941 до лета 1944 г. театр был в эвакуации в Перми (в то время Молотов); артисты выезжали на фронт, выступали в госпиталях, воинских частях, колхозах. Осенний сезон 1944 г. открылся оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин».
В 1920–1940-е гг. в театре работали: дирижёры – А. В. Гаук, В. А. Дранишников, C. В. Ельцин, Э. А. Купер, Н. А. Малько, А. М. Пазовский, Д. И. Похитонов; режиссёры – А. Б. Винер, Э. И. Каплан, И. М. Лапицкий, В. А. Лосский, С. Д. Масловская, В. Э. Мейерхольд, С. Э. Радлов, Н. В. Смолич, Л. В. Баратов; певцы – П. З. Андреев, Н. А. Большаков, Г. А. Боссэ, Р. Г. Горская, В. А. Давыдова, Р. Л. Изтур, О. А. Кашеварова, К. А. Лаптев, С. И. Мигай, А. Ю. Модестов, О. Ф. Мшанская, Г. М. Нэлепп, И. А. Нечаев, Г. Н. Орлов, В. К. Павловская, Н. К. Печковский, С. П. Преображенская, М. О. Рейзен, В. Р. Сливинский, И. П. Яшугин; художники – В. В. Дмитриев, В. А. Щуко и др.
В послевоенные годы значительными событиями стали постановки опер «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (1945; в главной партии С. П. Преображенская), «Дуэнья» («Обручение в монастыре») С. С. Прокофьева (1946), «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1950), «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, «Хованщина» М. П. Мусоргского (обе – 1952), «Декабристы» Ю. А. Шапорина (1953), «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (1958). Художественное руководство в эти годы осуществляли дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр И. Ю. Шлепянов, хормейстер В. П. Степанов. Позднее в театре работали: дирижёры Э. П. Грикуров, А. И. Климов, К. А. Симеонов, В. А. Федотов, режиссёр Е. Н. Соковнин, хормейстер А. В. Михайлов, художник С. Б. Вирсаладзе.
Среди постановок 1960–1980-х гг.: «Судьба человека» И. И. Дзержинского (1961; в главной партии Б. Т. Штоколов), «Сила судьбы» Дж. Верди (1963), «Питер Граймс» Б. Бриттена (1965), «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (в партии Марфы Г. А. Ковалёва), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (обе – 1966), «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (1969), «Кармен» Ж. Бизе (1973), «Пётр I» (1975) и «Маяковский начинается» (1983) А. П. Петрова. Под управлением и в режиссуре Ю. Х. Темирканова (главный дирижёр в 1976–1988) состоялись постановки опер «Евгений Онегин» (1982) и «Пиковая дама» (1984) П. И. Чайковского, премьера оперы «История Кая и Герды» С. П. Баневича (1980), первые в Мариинском театре постановки опер «Война и мир» С. С. Прокофьева (1977) и «Мёртвые души» Р. К. Щедрина (1978). Дирижёры: Б. И. Анисимов, Дж. Э. Далгат, В. Г. Широков; режиссёр Р. И. Тихомиров; среди певцов этих лет: Р. А. Баринова, И. П. Богачёва, И. М. Бугаев, В. Ф. Киняев, Г. А. Ковалёва, С. П. Лейферкус, Т. В. Новикова, А. А. Стеблянко, Л. А. Шевченко, Б. Т. Штоколов, Л. А. Ярошенко.
Конец 20 в. – 1-я четверть 21 в.
C 1988 г. главный дирижёр, с 1996 г. художественный руководитель и директор театра – В. А. Гергиев. Под его руководством репертуар Мариинского театра существенно расширился, десятки сочинений были поставлены в театре впервые; многие оперы классического русского и европейского репертуара идут в различных постановках. Оперы зарубежных композиторов ставятся на языке оригинала (с синхронными титрами на русском и других языках).
Сцена из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в постановке Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова. 1989.С 1989 г. под руководством В. А. Гергиева регулярно проводятся тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов: Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, Р. К. Щедрина, И. Ф. Стравинского («Дни Стравинского»), Дж. Верди и др. Мариинский – единственный театр, где поставлены все 9 опер Прокофьева (включая детскую оперу «Великан»), все 15 опер Римского-Корсакова, все (в том числе неоконченные) оперы Мусоргского, три оперы С. В. Рахманинова. Ряд спектаклей удостоен премии «Золотая маска»: оперы Прокофьева – «Игрок» (в 3 номинациях, в том числе «Лучший спектакль», «Лучшая работа дирижёра» – В. А. Гергиев, 1997) и «Семён Котко» (в 2 номинациях: «Лучший спектакль», «Работа режиссёра» – Ю. И. Александров, 2000), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» («Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссёра» – Д. Ф. Черняков, 2002).
Характерная деталь современной художественной политики театра – осуществление своего рода «полных звучащих собраний сочинений»: циклы опер русских композиторов-классиков, циклы симфоний Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, Г. Малера. Их продолжение – аудио- и видеозаписи на компакт-дисках.
Под руководством В. А. Гергиева состоялись постановки опер М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (1994; возобновлены декорации и костюмы А. Я. Головина и К. А. Коровина к постановке 1904, хореография М. М. Фокина, 1917) и «Жизнь за царя» с оригинальным либретто Е. Ф. фон Розена (2004); помимо хрестоматийных «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» П. И. Чайковского поставлены его же «Чародейка» (2003, в сотрудничестве с Национальным театром Сан-Карлуш, Лиссабон), «Мазепа» (2009, возобновление постановки 1950), «Опричник» (2015), «Орлеанская дева» (2021). Наряду с возобновлением привычной постановки «Князя Игоря» А. П. Бородина 1954 г., в которой были сделаны сокращения, в постановку 1995 г. (премьера – 1996) вошли фрагменты авторской редакции оперы, осуществлённой П. А. Ламмом.
Впервые в Мариинском театре поставлены оперы Д. Д. Шостаковича (под управлением В. А. Гергиева): «Катерина Измайлова» (2-я редакция, 1995; 1-я редакция, «Леди Макбет Мценского уезда», 1996), «Нос» (2004), его же оперетта «Москва. Черемушки» (2006, на сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии).
Под руководством В. А. Гергиева состоялись постановки большинства опер Р. Вагнера, благодаря которым Санкт-Петербург вернул репутацию одной из вагнеровских столиц: «Парсифаль» (1997, постановщик Т. Палмер; 2 премии «Золотая маска» – в номинациях «Лучшая мужская роль», «Лучшая работа дирижёра», 1998), «Летучий голландец» (1998, режиссёр-постановщик Т. Н. Чхеидзе; премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа дирижёра», 1999), «Лоэнгрин» (1999, режиссёр К. И. Плужников), тетралогия «Кольцо нибелунга» (2003, художник-постановщик Г. Цыпин), «Тристан и Изольда» (2005, режиссёр Д. Ф. Черняков, художники-постановщики Черняков и З. Э. Марголин), «Тангейзер» (2019, режиссёр-постановщик В. В. Стародубцев), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (2020, концертное исполнение).
Сцена из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера в постановке Мариинского театра. 2016.Опер Дж. Верди в репертуаре Мариинского больше, чем в миланском театре «Ла Скала», где вердиевский репертуар является традиционным. В 2001 г., к 100-летию со дня рождения композитора, были поставлены оперы: «Макбет» (дирижёр В. А. Гергиев, режиссёр Д. Маквикар), «Бал-маскарад» (дирижёр Гергиев, режиссёр А. С. Кончаловский), «Отелло» (дирижёр Гергиев, режиссёр Ю. И. Александров), «Набукко» (концертное исполнение, дирижёр Л. О. Корчмар). Среди других постановок (все – под управлением Гергиева, если не указано иное): «Сила судьбы» (1998, режиссёр Э. Мошински), «Травиата» (2002), Набукко (2005; совместная постановка с «Геликон-оперой», режиссёр Д. А. Бертман), «Риголетто» (2005, дирижёр Дж. Нозеда, режиссёр И. А. Габитов), «Аттила» (2010, премьера в Мариинском театре; режиссёр А. Гама), «Дон Карлос» (2012, режиссёр Дж. Б. Корсетти), «Трубадур» (2013, режиссёр П. Л. Пицци), «Симон Бокканегра» (2016, режиссёр А. Де Роза, постановка театров «Ла Фениче», Венеция, и «Карло Феличе», Генуя). В 2012 г. осуществлена сценическая постановка «Реквиема» Верди (дирижёр Гергиев, режиссёр Д. Финци Паска).
Впервые в театре поставлены оперы Дж. Пуччини «Турандот» (2002), «Девушка с Запада» (2019, обе под управлением В. А. Гергиева), «Джанни Скикки» (2003, музыкальный руководитель Дж. Нозеда), «Ласточка» (2017, концертное исполнение; дирижёр З. Гугкаев). Поставлены оперы других композиторов-веристов: «Паяцы» Р. Леонкавалло (2006, дирижёр Т. Т. Сохиев), «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа (2017, премьера в Мариинском театре; дирижёр К. Кнапп).
Поставлены не исполнявшиеся в советский период оперы Ж. Массне «Золушка» и «Клеопатра» (обе – 2017, концертное исполнение; дирижёр М. Синькевич, солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра), а также осуществлена новая постановка его оперы «Дон Кихот» (2012, дирижёр В. А. Гергиев).
В театре представлены редко исполняющиеся сценические произведения В. А. Моцарта: «Директор театра» (2017, дирижёр А. Л. Гаккель), в концертном исполнении – «Мнимая садовница» (2017, дирижёр З. Гугкаев), «Аполлон и Гиацинт» (2018, дирижёр Гугкаев, солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра), серенада «Царь-пастух» (2018, дирижёр К. Кнапп), «Идоменей, царь Критский» (2022, дирижёр С. Гётцель).
Репертуар бельканто включает оперы «Норма» и «Сомнамбула» В. Беллини, «Севильский цирюльник» и «Путешествие в Реймс» (премия «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль в опере» и «Лучшая работа режиссера» – А. Маратра, 2006) Дж. Россини, «Лючия де Ламмермур» и «Любовный напиток» Г. Доницетти.
Валерий Гергиев дирижирует оркестром Мариинского театра во время предпремьерного показа оперы Дж. Россини «Путешествие в Реймс» на открытии 12-го Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска». Новая сцена Большого театра в Москве. 2006.В числе других постановок: «Саломея», «Электра», «Ариадна на Наксосе» и «Женщина без тени» (премия «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль, 2011) Р. Штрауса; «Бенвенутто Челлини» и «Троянцы» Г. Берлиоза; «Поворот винта» (премия «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль», 2007), «Сон в летнюю ночь» и «Поругание Лукреции» Б. Бриттена; «Енуфа» и «Средство Макропулоса» Л. Яначека; «Король Рогер» К. Шимановского, «Замок герцога Синяя борода» Б. Бартока, «Флорентийская трагедия» А. фон Цемлинского и «Маддалена» С. С. Прокофьева.
Среди солистов конца 20 – 1-й четверти 21 вв.: И. А. Абдразаков, А. Э. Агади, Г. И. Беззубенков, О. В. Бородина, В. Б. Ванеев, И. И. Васильева, В. В. Галузин, В. Г. Герелло, Г. В. Горчакова, М. А. Гулегина, Ж. В. Домбровская, Л. И. Дядькова, А. Н. Карабанов, О. Д. Кондина, Ю. К. Лаптев, А. А. Марков, Ю. М. Марусин, Б. А. Минжилкиев, А. Ю. Нетребко, Н. П. Охотников, К. И. Плужников, А. В. Попов, Н. Г. Путилин, Е. Семенчук, В. М. Черноморцев, О. В. Шилова, Д. А. Штода, С. А. Ялышева.
Работают (2025) дирижёры: Б. Е. Грузин, З. Гугкаев, К. Кнапп, Г. Петросян, П. Смелков; с 2024 г. постоянный приглашённый дирижёр – Хаожань Ли (главный дирижёр Пекинского симфонического оркестра).
Балет
Балетный репертуар был поначалу весьма разнороден. Произведения, примыкавшие к традициям просветительского классицизма и раннего предромантизма, прямо или косвенно ориентированные на европейские образцы, соседствовали с работами первого российского хореографа И. И. Вальберха – крупнейшего представителя сентиментализма в отечественном балетном искусстве. С приездом Ш.-Л. Дидло (1801) в петербургском балете утвердилась предромантическая эстетика. Постановки Дидло принесли на сцену новую для своего времени тематику, раскрыли новые выразительные возможности танца и пантомимы, показали новаторские принципы использования сценических эффектов, сочетания живописи и действия в балете. При Дидло петербургская труппа превратилась в одну из лучших в Европе; в созданном им репертуаре раскрылись таланты Н. О. Гольца, М. И. Даниловой, М. Н. Икониной, А. И. Истоминой, А. С. Новицкой, Огюста, Е. А. Телешовой. Тогда же усилиями Огюста было положено начало театрализации русской пляски и заложена основа академического характерного танца.
Позднее петербургским балетом руководили А. Блаш (1832–1838) и А. Титюс (1837–1847), не проявившие в своих постановках самобытного таланта. Основными репертуарными событиями 1830-х – начала 1840-х гг. стали переносившиеся сюда парижские премьеры, в том числе шедевры романтизма – «Сильфида» Ж.-М. Шнейцхоффера в хореографии Ф. Тальони (1835) и «Жизель» А. Адана в хореографии Ж. Коралли и Ж. Перро (1842).
В 1837–1842 гг. в Санкт-Петербурге гастролировала М. Тальони, принёсшая на русскую сцену новую технику женского классического танца и новую романтическую эстетику исполнительства. С 1847 г. в труппе танцевал М. И. Петипа (назначен балетмейстером в 1862). В 1848–1859 гг. труппу возглавлял Перро, перенёсший на петербургскую сцену свои лучшие европейские работы и сочинявший для неё новые спектакли. Наряду со знаменитыми гастролёршами Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито успехом пользовались русские танцовщицы Е. И. Андреянова, Н. К. Богданова, М. Н. Муравьёва, М. С. Суровщикова-Петипа и др.
В 1859–1869 гг. в Санкт-Петербурге работал балетмейстер Артюр Сен-Леон. Его творчество знаменовало распад романтической эстетики в балете и предвещало рождение академизма (усложнение лексики классического танца, разработка хореографического тематизма, театрализация народной хореографии с использованием композиционных приёмов и форм классики). Сен-Леон был мастером развлекательных постановочных спектаклей. Долгие годы удерживался в репертуаре сочинённый им балет «Конёк-Горбунок» (музыка Ч. Пуньи, 1864), остававшийся до конца 19 в. единственным примером успешного воплощения русской темы на балетной сцене.
М. И. Петипа был единоличным руководителем петербургского балета с 1869 г. (назначен главным балетмейстером) до конца 19 в. В масштабных работах 1860–1880-х гг. происходило дальнейшее накопление элементов академической эстетики (симфонизация классического танца, кристаллизация форм академических ансамблей и принципов построения спектакля). В эти годы раскрылся исполнительский талант Е. О. Вазем, М. Н. Горшенковой, В. А. Никитиной, Е. П. Соколовой.
В 1890-е гг. расцвета достиг балетный академизм, высшими проявлениями которого явились постановки балетов П. И. Чайковского («Спящая красавица», 1890; «Щелкунчик», 1892; «Лебединое озеро», 1895) и А. К. Глазунова («Раймонда», 1898) в хореографии М. И. Петипа и Л. И. Иванова.
Со 2-й половины 1880-х гг. ведущее положение на императорской сцене занимали итальянские балерины-гастролёрши В. Цукки, К. Брианца, П. Леньяни и другие, обладавшие виртуозной техникой танца. Постепенно технические достижения итальянок освоили русские танцовщицы, на рубеже 19–20 вв. лидерами петербургской сцены стали М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова, В. А. Трефилова, Л. Н. Егорова и др. С 1860-х гг. на протяжении нескольких десятилетий ведущим исполнителем центральных мужских партий был П. А. Гердт. Лишь в начале 20 в. его постепенно сменили Г. Г. Кякшт, братья Н. Г. Легат и С. Г. Легат; характерные танцы исполняли М. М. Петипа, Ф. И. Кшесинский, А. В. Ширяев; пантомимные роли – Т. А. Стуколкин и Н. П. Троицкий.
В начале 20 в. в постановочных опытах Гердта и братьев Легат наметилось вырождение балетного академизма. Как реакция на этот процесс возникло движение «нового балета», представителем которого на петербургской сцене был М. М. Фокин. Основной формой творчества Фокина стал одноактный спектакль с лаконичным непрерывным действием и чётко выраженной стилистической окраской: «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина (1907), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (1907), «Половецкие пляски» на музыку А. П. Бородина (1909) и др. Фокинская реформа привела к своеобразному раздвоению петербургского балета. Некоторые артисты (Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский) достигли вершин в новом репертуаре, тогда как значительная часть труппы (старшее поколение, а также А. П. Павлова, О. А. Спесивцева, С. К. Андрианов, М. К. Обухов, П. Н. Владимиров) оставалась приверженцами классических традиций.
В 1910-х гг. петербургская балетная сцена вошла в период кризиса. В эти годы в репертуаре не появлялось значительных новых работ. Спектакли 19 в. ветшали и подчас подвергались произвольным искажениям.
Задача сохранения классического наследия была в полной мере осознана в первые послереволюционные годы, когда труппа оказалась единственной хранительницей балетов М. И. Петипа и Л. И. Иванова. Возобновлением и реставрацией спектаклей занимались в конце 1910-х – 1920-е гг. Ф. В. Лопухов, Ширяев, позднее – Ваганова, В. И. Пономарёв. Одновременно развернулись эксперименты, проводившиеся главным образом Лопуховым, возглавившим труппу в 1922 г. [танцсимфония «Величие мироздания» на музыку Л. ван Бетховена (1923), «Пульчинелла» (1926) и «Байка про Лису, Кота да Барана» (1927) И. Ф. Стравинского, «Ледяная дева» на музыку Э. Грига в обработке Б. В. Асафьева (1927), «Болт» Д. Д. Шостаковича (1931)].
Ведущие артисты 1920-х гг. – Е. П. Гердт, П. А. Гусев, Л. С. Леонтьев, Е. М. Люком, О. П. Мунгалова, В. А. Семёнов, Б. В. Шавров и др. В 1920–1930-х гг. в коллектив влились выпускники Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) Н. А. Анисимова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, А. Н. Ермолаев, М. Т. Семёнова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, В. М. Чабукиани, А. Я. Шелест и др.
В 1930-е гг. интенсивное влияние драматического искусства на балетный театр проявилось в постановках хореографов Р. В. Захарова, Л. М. Лавровского и др. Академические традиции развивали В. И. Вайнонен, Чабукиани, Ваганова (в 1931–1937 художественный руководитель балетной труппы). В этот период с труппой сотрудничали композитор Асафьев, режиссёр С. Э. Радлов, художники В. В. Дмитриев, В. М. Ходасевич, С. Б. Вирсаладзе, П. В. Вильямс.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и Перми (тогда Молотов), где часть труппы находилась в эвакуации, создавались концертные бригады, выезжавшие на фронт, в госпитали и на предприятия. В 1941–1947 гг. в коллектив вошли молодые артисты И. Д. Бельский, Б. Я. Брегвадзе, Ю. Н. Григорович, И. Б. Зубковская, Н. А. Кургапкина, А. А. Макаров, О. Н. Моисеева и др.
В 1945–1950 гг. художественный руководитель – П. А. Гусев. Наметившийся творческий подъём обозначили постановки Л. В. Якобсона («Шурале» Ф. З. Яруллина, 1950; «Спартак» А. И. Хачатуряна, 1956; «Хореографические миниатюры», 1958), К. М. Сергеева («Золушка» С. С. Прокофьева, 1946; «Тропою грома» К. Караева, 1958) и др. Традиции симфонического танца возрождали в своих постановках Григорович («Каменный цветок» Прокофьева, 1957; «Легенда о любви» А. Меликова, 1961), Бельский («Берег надежды» А. П. Петрова, 1959; «Ленинградская симфония» на музыку 7-й симфонии Шостаковича, 1961). В 1948–1952 гг. Сергеев создал новые редакции классических балетов («Раймонда», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), давшие новую жизнь шедеврам М. И. Петипа и Л. И. Иванова. Единомышленниками балетмейстеров стали артисты: И. А. Колпакова, Т. Н. Легат, А. Е. Осипенко, позднее Г. Т. Комлева, А. И. Сизова, Ю. В. Соловьёв и др.
О высоком уровне балетной труппы свидетельствовали и успешные гастроли в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Однако экспериментальные постановки в программу гастролей не включали. В 1961 г., во время гастролей в Париже, за границей остался один из самых многообещающих солистов – Р. Х. Нуреев. Вскоре из театра ушёл Бельский, затем Григорович. В 1971 г. в новаторской постановке Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва «Сотворение мира» А. П. Петрова ярко проявили себя Колпакова, М. Н. Барышников, Н. Д. Большакова, В. Н. Гуляев, Соловьёв, В. Н. Панов, Г. Н. Рогозина. Вслед за не вернувшейся из Великобритании в 1970 г. Н. Р. Макаровой в 1974 г. СССР покинули Панов и Рогозина, Барышников; в 1977 г. покончил с собой Соловьёв.
Изредка получали возможность работать с труппой молодые хореографы: М. Мурдмаа («Блудный сын» С. С. Прокофьева, «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, оба – 1974), Б. Я. Эйфман («Жар-птица» И. Ф. Стравинского, 1975), Д. А. Брянцев («Хореографические новеллы» на сборную музыку, 1977; «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова, постановка совместно с О. М. Виноградовым, 1980; «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина, 1981; «Страницы прошлого» на музыку Д. Д. Шостаковича, 1982).
В условиях отсутствия хореографов, способных предложить собственный художественный путь развития труппы, решающую роль в поддержании её имиджа сыграла сфокусированность на сохранении классического наследия и уровня его презентации: «Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Баядерка» Л. Минкуса, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена никогда надолго не сходили с афиш. Большое внимание сохранению и приумножению классического репертуара уделял О. М. Виноградов (в 1968–1972 художественный руководитель, в 1977–1996 также главный балетмейстер) – при нём был поставлен Вечер старинной хореографии (1978) и несколько номеров в постановке П. Лакотта (1979), перенесены «Сильфида» Г. Лёвеншелля, (1981, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен и Виноградова), «Неаполь, или Рыбак и его невеста» Н. В. Гаде, Э. Хельстеда, Х. Паулли и Х. Лумбю (хореография Бурнонвиля, 1982), в репертуар вернулись «Корсар» Адана (1987, хореография Гусева по Петипа), а также «Коппелия» Л. Делиба (1992), «Тщетная предосторожность» Л.-Ж.-Ф. Герольда (1994) в авторских редакциях Виноградова. В репертуар изредка попадали спектакли зарубежных хореографов, в том числе Р. Пети («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра, 1978), А. Фодора («Проба» на музыку И. С. Баха и Г. Прессора, 1988), Э. Тюдора («Сиреневый сад» на музыку Э. Шоссона и «Увядающие листья» на музыку А. Дворжака, оба – 1992), А. Проковски («Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского, 1993), Х. Антонио («Гойя – дивертисмент» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, 1996). Дж. Роббинс поставил здесь одноактный балет «В ночи» на музыку Ф. Шопена (1992).
Виноградов поставил для труппы балеты «Горянка» М. М. Кажлаева (1968, 1970), «Двое» на музыку А. Меликова (1969), «Зачарованный принц» Б. Бриттена (1972), «Фея Рондских гор» на музыку Э. Грига (1980), «Ревизор» А. В. Чайковского (1980), «Витязь в тигровой шкуре» А. Мачавариани (1985), «Броненосец "Потёмкин"» А. В. Чайковского (1986), «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1990) , «Золушка» С. С. Прокофьева (1994), «Воскрешение» на музыку Р. Вагнера (1994).
Среди ведущих солистов этого периода – А. А. Асылмуратова, Ж. И. Аюпова, В. М. Баранов, С. М. Бережной, М. Х. Вазиев, С. В. Викулов, С. Г. Вихарев, Е. В. Евтеева, К. Е. Заклинский, Н. И. Ковмир, М. Г. Куллик, Л. А. Кунакова, А. В. Курков, Л. В. Лежнина, А. М. Лиепа, Ю. В. Махалина, Г. С. Мезенцева, Е. А. Нефф, Е. В. Панкова, Ф. С. Рузиматов, Т. Г. Терехова, О. И. Ченчикова, И. Ю. Шапчиц, Е. А. Шерстнева.
Началом нового этапа в развитии труппы, связанного с приходом к руководству М. Х. Вазиева, стала первая официальная постановка в России хореографии Дж. Баланчина по разрешению его Фонда – «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (1996), неофициально исполнявшаяся ещё в 1960-х гг.
Конец 1990-х – начало 2000-х стало временем поиска нового лица труппы, модернизации репертуара и исполнительского стиля. Важнейшим направлением развития стало интенсивное освоение мирового репертуара 20 в., в первую очередь балетов Баланчина. Среди постановок: «Аполлон» И. Ф. Стравинского, «Серенада» на музыку П. И. Чайковского (обе – 1998), «Драгоценности» на музыку Г. Форе, И. Ф. Стравинского, П. И. Чайковского (1999), «Блудный сын» С. С. Прокофьева (2001), «Четыре темперамента» П. Хиндемита (2004), «Вальс» на музыку М. Равеля (2004), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона (2011).
Другим важнейшим хореографом, чьи балеты вошли в репертуар, стал У. Форсайт, в 2004 г. перенёсший свои постановки «Steptext» на музыку И. С. Баха, «Approximate Sonata» Т. Виллемса, «Головокружительное упоение точностью» на музыку Ф. Шуберта, «Там, где висят золотые вишни» Т. Виллемса и Л. Штука. Афишу пополнили также постановки Р. Пети («Юноша и смерть» на музыку И. С. Баха, 1998), К. Макмиллана («Манон» на музыку Ж. Массне, 2000), Х. Ландера («Этюды» на музыку К. Черни), В. Ф. Нижинского («Весна священная» И. Ф. Стравинского), Б. Ф. Нижинской («Свадебка» Стравинского; все – 2003), Альберто Алонсо («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина, 2010), А. Прельжокажа («Парк» на музыку В. А. Моцарта, 2011), Ф. Аштона («Сильвия» Л. Делиба и «Маргарита и Арман» на музыку Ф. Листа, обе – 2014), У. Макгрегора («Инфра» на музыку М. Рихтера, 2014), Х. ван Манена («Адажио Хаммерклавир» на музыку Л. ван Бетховена, «Вариации для двух пар» на сборную музыку, «Пять танго» на музыку А. Пьяццоллы, «Соло» на музыку И. С. Баха, все – 2014), Т. Тарп («Push Comes to Shove» на музыку Й. Гайдна и Дж. Лэмба, 2019).
В 1999 г. был предпринят эксперимент по восстановлению балета М. И. Петипа «Спящая красавица», опиравшийся на прижизненную запись балета по системе В. И. Степанова. Хореографической частью проекта занимался С. Г. Вихарев. Спектакль шёл в восстановленных декорациях и костюмах исторической премьеры 1890 г. За ним последовали аналогичные опыты реконструкции «Баядерки» Л. Минкуса (2002) и «Пробуждения Флоры» Р. Дриго (2007). Противоположный принцип использован при постановке «Пахиты» Э. Дельдевеза, Минкуса, Дриго (2017), в которой классический спектакль был заново решён хореографом Ю. А. Смекаловым, однако Гран па при этом в классической версии восстановил Ю. П. Бурлака.
В этот же период вернулись на сцену спектакли М. М. Фокина («Карнавал» на музыку Р. Шумана, 2008; «Петрушка» Стравинского, 2000, 2010), классика советского периода («Клоп», «Барышня и хулиган» и «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича, все – 2001; «Шурале» Ф. З. Яруллина, 2009; «Спартак» А. И. Хачатуряна, 2010). В 2016 г. Ю. А. Смекалов поставил балет «Медный всадник» Р. М. Глиэра с использованием фрагментов хореографии Р. В. Захарова к спектаклю 1949 г.
Одной из основных тенденций стало создание оригинального репертуара. Важным экспериментальным проектом была «гофманиана» М. М. Шемякина – серия спектаклей по мотивам произведений Э. Т. А. Гофмана, в которых художник выступил автором либретто, оформления и фактическим руководителем постановки [«Щелкунчик» Чайковского (2001) и «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» С. М. Слонимского (2003) в хореографии К. А. Симонова; «Волшебный орех» Слонимского в хореографии Д. Пандурски (2005)].
Значительный этап в жизни балетной труппы связан с творчеством А. О. Ратманского. Среди его постановок: «Золушка» С. С. Прокофьева (2002), «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина (2009), «Анна Каренина» (2010), «Concerto DSCH» на музыку Д. Д. Шостаковича (2013), «Лунный Пьеро» на музыку А. Шёнберга (2020), «Семь сонат» на музыку Д. Скарлатти (2020).
В эти годы специально для Мариинского театра ставили балеты Д. Доусон («Reverence» Г. Брайарса, 2005), П. Лакотт («Ундина» Ч. Пуньи, 2006), Б. Мильпье («Without» на музыку Ф. Шопена, 2011), С. Вальц («Весна священная» И. Ф. Стравинского, 2013), Р. Поклитару («Симфония в трёх движениях» на музыку Стравинского, 2015).
В репертуар также вошли постановки Дж. Ноймайера «Spring and Fall» на музыку А. Дворжака, «Now and Then» на музыку М. Равеля (обе – 2000).
На рубеже 2000-х – 2010-х гг. театр начал сотрудничество с молодыми хореографами, воспитанными преимущественно в собственной труппе. Среди них – Ю. А. Смекалов, поставивший балеты «Предчувствие весны» на музыку А. К. Лядова и «Завод Болеро» на музыку М. Равеля (оба – 2010), «Intensio» (2013) и «Камера обскура» (2014) на музыку А. Е. Маева, «Испанские миниатюры» на народную музыку (2015). Организованная в 2013 г. «Творческая мастерская молодых хореографов» обеспечила театру основные балетные премьеры 2010-х – начала 2020-х гг. Среди участников «мастерской» – А. А. Пимонов («Хореографическая игра 3 × 3» на музыку И. П. Пиксиса, 2013; «Inside the lines» на музыку М. Равеля, 2014; «Бемби» на музыку А. И. Головина и «В джунглях» на музыку А. Л. Локшина, обе – 2015; «Скрипичный концерт № 2» на музыку С. С. Прокофьева, 2016; «Кот на дереве» на музыку Н. Мьюли и Т. Лассена, 2017), В. В. Варнава («Глина» на музыку Д. Мийо, 2015; «Within» на музыку группы Daft Punk, 2017; «Ярославна. Затмение» Б. И. Тищенко, 2017; «Дафнис и Хлоя» Равеля, 2019; «Бык на крыше» Мийо, 2020), И. И. Живой («Времена года» на музыку М. Рихтера, 2017; «Пульчинелла», 2018, и «Игра в карты», 2019, оба – И. Ф. Стравинского; «Под куполом» на музыку Г. Малера, 2020), М. В. Петров («Балет № 2» на музыку А. Н. Цфасмана, «Дивертисмент короля» на музыку Ж.-Ф. Рамо, обе – 2015; «Русские тупики – II» на музыку Н. Хрущёвой, 2020; «Байка», «Мавра», «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского, 2021), К. В. Кейхель («Времена года» А. К. Глазунова), А. В. Сергеев («Двенадцать» на музыку Тищенко, 2022; «Коппелия» Делиба, 2024).
Среди артистов балетной труппы в 21 в.: Т. В. Аскеров, И. М. Баймурадов, А. Е. Баталов, Н. В. Батоева, Д. В. Вишнёва, М. В. Думченко, А. А. Ермаков, С. Ю. Захарова, К. А. Зверев, И. А. Зеленский, Е. Н. Иванченко, Ким Кимин, И. П. Колб, Е. Б. Кондаурова, Д. В. Корнеев, Д. В. Корсунцев, У. В. Лопаткина, А. Н. Меркурьев, Е. В. Образцова, Е. Н. Осмолкина, Д. В. Павленко, А. Париш, В. В. Самодуров, Л. Д. Сарафанов, Е. А. Свинко, О. А. Скорик, Н. В. Сологуб, А. А. Сомова, Ф. А. Стёпин, В. В. Терёшкина, А. Г. Фадеев, М. В. Хорева, Р. М. Шакирова, В. А. Шкляров.
С 2000 г. в театре ежегодно проводится Международный фестиваль балета «Мариинский».
Воспитанники Мариинского театра возглавляют многие российские балетные труппы, продолжая и пропагандируя традиции петербургского балета.
Симфонические и камерные концерты
Симфонические и камерные концерты В. А. Гергиев сделал такой же неотъемлемой частью репертуара Мариинского театра, как оперные и балетные спектакли. В последние десятилетия в театре были исполнены сценические, симфонические и камерные произведения Р. К. Щедрина, Н. Н. Каретникова, М. С. Вайнберга, Г. И. Уствольской, Б. И. Тищенко, С. М. Слонимского, С. П. Баневича, Г. И. Банщикова, А. П. Смелкова, П. А. Геккера, музыка молодых петербургских композиторов. Певцы и музыканты оркестра Мариинского театра постоянно принимают участие в концертах Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича и Санкт-Петербургского дома композиторов. В 2016 г. под управлением Гергиева в Мариинском театре состоялась премьера считавшегося утраченным сочинения И. Ф. Стравинского – «Погребальная песнь» для оркестра памяти Н. А. Римского-Корсакова (1908; 1-е исполнение 1909).
Открытие концертного зала «Зарядье» в Москве (2018), построенного по инициативе В. А. Гергива, прошло при участии оркестра и солистов Мариинского театра под его управлением.
Фестивали. Образовательная и просветительская деятельность
Театр проводит фестиваль «Звёзды белых ночей» – один из крупнейших музыкально-театральных фестивалей мира; с участием симфонического оркестра Мариинского театра проходит Московский пасхальный фестиваль. Среди других фестивалей: современной музыки «Новые горизонты» (2008–2012), фестиваль балета «Мариинский» (с 2000), инструментальные фестивали «Лики современного пианизма» (с 2011), Международный органный фестиваль (с 2013), Объединённый международный фестиваль флейтовой и арфовой музыки «Виртуозы флейты» & «Северная лира» (основаны в 2016 как два отдельных фестиваля, с 2021 объединены).
Приморская сцена Мариинского театра проводит ежегодные фестивали: Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский» (с 2016), Дальневосточный Пасхальный фестиваль (с 2024).
Филиал Мариинского театра во Владикавказе проводит Международный Кавказский фестиваль «Мариинский – Владикавказ» (с 2017).
Важнейшая часть репертуара Мариинского театра – постановки для детей и юношества: организованы специальные абонементы и циклы образовательных лекций-концертов, т. н. семейные абонементы.
С 1998 г. при Мариинском театре работает Академия молодых певцов (художественный руководитель – Л. А. Гергиева).
С 1993 г. издаётся газета «Мариинский театр» (в 1993–2000 главный редактор Д. Ф. Морозов, с 2001 – И. Г. Райскин).