Собинов Леонид Витальевич
Со́бинов Леони́д Вита́льевич [26.5(7.6).1872, Ярославль – 14.10.1934, Рига; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище], российский певец (лирический тенор), заслуженный артист Императорских театров (1910), солист Его Величества (1913), народный артист Республики (1923). Один из виднейших представителей искусства бельканто.
Биография
Отец певца – Виталий Васильевич Собинов (1848–1912), мещанин, служил управляющим у родственника, ярославского купца-мукомола С. А. Полетаева, занимался развозом по волжским городам мучных товаров (эту должность он унаследовал от своего отца, Василия Григорьевича Собинова, из бывших крепостных крестьян ярославских помещиков Кокошкиных). Мать – купеческая дочь Екатерина Фёдоровна Собинова (урождённая Чистова; 1852–1885). В семье было 5 детей: 3 старших сына – Геннадий, Леонид и Сергей и 2 младшие дочери – Елизавета и Александра.
В 1881–1890 гг. Л. В. Собинов учился в Ярославской губернской мужской гимназии (окончил с серебряной медалью). С 17 лет участвовал в студенческо-гимназическом хоре (регент – Ф. М. Воробьёв), певшем во время богослужений в церкви при Демидовском юридическом лицее, на торжественных актах, благотворительных вечерах. Сольный дебют состоялся на одном из гимназических благотворительных концертов, где Собинов исполнил песню с хором из оперы К. П. Вильбоа «Наташа, или Волжские разбойники». Свидетель этого события Д. В. Строкин вспоминал: «Лёня запел, да ведь как запел. До сих пор его голос в этой песне у меня в ушах, и до сих пор мороз по коже при одном воспоминании о неожиданном огромном впечатлении, которое произвёл Собинов на всех своим голосом, необычным тембром этого голоса, его силой воздействия на окружающих» (цит. по: Л. В. Собинов. 1937. С. 26). К гимназическим годам относится начало увлечения Собинова театром.
В 1890–1894 гг. обучался на юридическом факультете Московского университета (окончил с дипломом 1-й степени). Пел в духовном и светском студенческих хорах. В составе студенческого хора (в качестве 1-го тенора; дирижёр – В. Г. Мальм) 14(26) ноября 1890 г. впервые выступил на сцене Большого зала Российского благородного собрания (ныне Колонный зал Дома Союзов). В 1891 г. пел в хоре малороссийской музыкально-драматической труппы М. К. Заньковецкой и Н. К. Садовского, гастролировавшей в Москве в помещении театра Е. Н. Горевой (впоследствии переделан для Московского Художественного театра). В 1892 г. принял участие в качестве артиста хора в постановке оперы П. Масканьи «Сельская честь» – экзаменационном спектакле Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (по приглашению П. А. Шостаковского, директора училища; спектакль состоялся на сцене московского Большого театра). «Пение в хоре считаю главным фактором моего вокального и музыкального развития», – писал Л. В. Собинов весной 1934 г. (Леонид Витальевич Собинов. 1970. Т. 2. С. 347).
В 1892–1897 гг. занимался на вокальном отделении Музыкально-драматического училища в классе А. М. Додонова, с лета 1896 г. – в классе А. А. Сантагано-Горчаковой (см. подробные воспоминания Л. В. Собинова «Как я стал учеником Московского Филармонического училища»: Леонид Витальевич Собинов. 1970. Т. 2. С. 11–18). В 1893/1894 учебном году выступал (под псевдонимами Sobonni и Sobini) в спектаклях Итальянской оперы, организованной Филармоническим обществом (в помещении Шелапутинского театра, ныне Российский академический молодёжный театр); исполнил партии Рулевого («Моряк-скиталец» Р. Вагнера), Арлекина («Паяцы» Р. Леонкавалло) и др. В октябре 1893 г. женился на соученице по вокальному отделению училища Марии Фёдоровне Коржавиной (1873–1947, из тульской дворянской офицерской семьи, в браке с Собиновым до 1898).
По окончании Московского университета проходил военную службу в 11-м пехотном Псковском полку (дислоцирован в Туле), осенью 1894 г. зачислен юнкером рядового звания на военно-училищные курсы Московского пехотного юнкерского училища в Лефортове (одногодичное отделение), выпущен в запас в чине подпоручика (1895). Служил помощником присяжного поверенного в Московском окружном суде (1895–1899) под началом знаменитого адвоката Ф. Н. Плевако. В 1915 г. принят в число присяжных поверенных. По словам Собинова, к адвокатской деятельности у него «лежала душа, всегда стремившаяся к общественности, к справедливости и защите обиженного» (Леонид Васильевич Собинов. 1923. С. 10).
На выпускном экзаменационном спектакле в Музыкально-драматическом училище 3(15) февраля 1897 г. Собинов исполнил партии Фернандо («Фаворитка» Г. Доницетти, 4-е действие) и Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, 4-е действие). 24 апреля (6 мая) 1897 г. с успехом дебютировал в московском Большом театре в партии Синодала («Демон» А. Г. Рубинштейна). Музыкальный критик С. Н. Кругликов в рецензии на этот спектакль отмечал его хорошее владение дыханием, кантабиле и легато, отсутствие форсировки звука, безупречно ясную дикцию, осмысленность каждой фразы, прекрасную сценическую внешность.
В 1897–1904, 1907–1915, 1922–1933 гг. солист Большого театра, исполнил здесь 35 оперных партий (всего в репертуаре Собинова было 42 партии, перечень см. в книге: Леонид Витальевич Собинов. 1970. Т. 2. С. 411; хронология выступлений на оперной сцене: Леонид Витальевич Собинов. 1970. Т. 2. С. 349–410). После дебюта в «Демоне» впервые выступил в качестве артиста Московских Императорских театров в партии Баяна в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки [4(16) сентября 1897]. Значительным событием стала премьера в Большом театре оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина с Собиновым в партии Владимира Игоревича 19(31) января 1898 г. (Игорь – П. А. Хохлов, Ярославна – М. А. Дейша-Сионицкая, дирижёр У. И. Авранек). В апреле 1898 г. впервые исполнил партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) и Фауста (одноимённая опера Ш. Гуно). Наряду с выступлениями в опере, до 1899 г. продолжал заниматься адвокатской практикой.
Другие партии, исполненные Собиновым в Большом театре: Вальтер («Тангейзер» Р. Вагнера), Йонтек («Галька» С. Монюшко), Фабий («Песнь торжествующей любви» А. Ю. Симона), Герцог («Риголетто» Дж. Верди; все – 1898), Соловей Будимирович («Забава Путятишна» М. М. Иванова, 1-я постановка), Янник («Рыбаки» А. Ю. Симона, 1-я постановка, единственное выступление), Андрей («Мазепа» П. И. Чайковского), Альфред («Травиата» Верди), Джеральд («Лакме» Л. Делиба; все – 1899), Янг («Бронзовый конь» Д.-Ф.-Э. Обера), Вагоа («Юдифь» А. Н. Серова), Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского), Рюдель («Принцесса Грёза» Ю. И. Блейхмана), Берендей («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова; все – 1900), Гондольер («Анджело» Ц. А. Кюи, 2-я редакция; 1-я постановка), Самозванец («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мури («Сын мандарина» Кюи; все – 1901), Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Фауст («Мефистофель» А. Бойто; обе – 1902), Надир («Искатели жемчуга» Ж. Бизе, 1903), Вертер (одноимённая опера Ж. Массне), Фра-Дьяволо («Фра-Дьяволо» Обера; обе – 1907), Лоэнгрин (одноимённая опера Вагнера, 1908), Левко («Майская ночь» Римского-Корсакова), Финн («Руслан и Людмила», единственное выступление), Пленник («Кавказский пленник» Кюи; все – 1909), Рудольф («Богема» Дж. Пуччини, 1911, единственное выступление, Собинов – режиссёр), Вильгельм Мейстер («Миньон» А. Тома, 1912), Владимир Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника, 1913), Де Грие («Манон» Массне, 1915).
В летние месяцы, начиная с 1900 г., ездил в Италию (Милан, Ливорно), где готовил оперные партии под руководством итальянских педагогов – А. Маццоли (1902), Ч. Росси (1902, 1905), С. Барбини, Ф. Канноне (1903–1904); в 1905–1911 гг. совершенствовался в вокальном искусстве у Р. Делли-Понти. Выступал в театре «Ла Скала» в операх «Дон Паскуале» Г. Доницетти (Эрнесто; декабрь 1904 – февраль 1905), «Фра-Дьяволо», «Травиата», «Манон», «Фальстаф» Дж. Верди (Фентон) (декабрь 1905 – март 1906), «Ромео и Джульетта» Гуно (март – апрель 1911, в партии Джульетты – Л. Бори), в театре князя Монакского (Монте-Карло) в операх «Дон Паскуале», «Риголетто», «Мефистофель» (февраль – март 1907; среди партнёров Собинова: Ф. И. Шаляпин, Титта Руффо, Р. Сторкио), в берлинском Королевском оперном театре (в составе оперной труппы театра князя Монакского) в опере «Мефистофель» (март 1907), в «Театро Реаль» в операх «Манон», «Мефистофель», «Искатели жемчуга» (январь – февраль 1908). С. Ю. Левик вспоминал о выступлениях Собинова в опере «Дон Паскуале»: «Собинов, до мозга костей русский человек и русский артист в самом высоком смысле слова», в партии Эрнесто создал «замечательный синтез русского и итальянского стилей исполнения. С одной стороны, его пение полно простоты, тепла и обаяния, с другой – он не нарушает стиля своего окружения: он делает ферматы, портаменто, игриво стрекочет в речитативе и то тут, то там сверкает чисто итальянскими, несколько передержанными замираниями звука, сфорцандо на слабых долях такта, эффектно выбрасываемыми "звучками" и даже закругляющим концовку жестом руки из арсенала жестов стиля плаща и шпаги» (Левик. 1962. С. 167).
С 1901 г. часто гастролировал в Петербурге: в Эрмитажном театре, в антрепризах В. Н. Любимова (Большой зал Петербургской консерватории, театр «Аквариум»), М. К. Максакова (театр «Аркадия»), К. О. Гвиди (Итальянская опера, Большой зал Петербургской консерватории, впервые выступил здесь в партиях Вильгельма Мейстера в опере «Миньон» А. Тома, 1903; Лионеля в опере «Марта» Ф. фон Флотова, Вертера в одноимённой опере Ж. Массне; обе – 1904; Малый театр, 1908), А. А. Церетели (Итальянская опера, Большой зал Петербургской консерватории, 1905), Е. Н. Кабанова и К. Я. Яковлева (Русская опера, Новый летний театр, впервые исполнил здесь партию Фра-Дьяволо в одноимённой опере Обера, 1905), В. Д. Резникова (Итальянская опера, Большой зал консерватории, 1913), А. Р. Аксарина (Итальянская опера; театр А. С. Суворина, ныне Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова; впервые выступил здесь в партии Каварадосси в опере «Тоска» Дж. Пуччини, 1914). В 1910–1915 гг. солист Мариинского театра, в 1911 г. исполнил здесь партию Орфея в опере «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (режиссёр В. Э. Мейерхольд); по контракту, подписанному в 1910 г. на 5 лет, Собинов должен был петь равное количество спектаклей в Большом и Мариинском театрах.
В Москве пел в театре Г. Г. Солодовникова (Товарищество русской частной оперы, 1904–1905), в антрепризе М. К. Максакова (театр «Аквариум») и Опере С. И. Зимина (1906). Гастролировал в Одессе, Харькове, Киеве, Нижнем Новгороде, Севастополе, Симферополе, Баку, Тифлисе (ныне Тбилиси), Кисловодске, Екатеринбурге, Ташкенте и других городах Российской империи. В августе 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. был призван как офицер на военную службу. Устраивал благотворительные концерты в пользу раненых бойцов. В сентябре 1914 г. открыл в своей московской квартире лазарет. Оставив в 1915 г. императорскую сцену, продолжал выступать в частных оперных театрах Петербурга (Народный дом, 1915–1917) и Москвы (Опера С. И. Зимина, 1916–1917).
После Февральской революции 1917 г. Собинов возобновил отдельные выступления в Большом театре, одновременно занимал здесь административные должности управляющего, комиссара (март 1917), уполномоченного (май 1917), после Октябрьской революции 1917 г. – директора (октябрь 1917 – январь 1918, май – ноябрь 1921). В 1918–1919 гг. гастролировал по городам Украины, в 1919 г. был избран председателем Всеукраинского музыкального комитета, в 1920–1921 гг. заведовал подотделом искусств Севастопольского наркомата образования: занимался организацией в Крыму Народной консерватории, художественной самодеятельности, пел в черноморских частях Красной Армии и флота.
В январе 1922 г. вновь вступил в труппу Большого театра, пел в операх «Евгений Онегин», «Дубровский», «Травиата», «Ромео и Джульетта», «Манон». В 1923 г. принял участие в новой постановке оперы «Лоэнгрин» на сцене Большого театра (режиссёр В. А. Лосский, художник Ф. Ф. Федоровский). В 1925 г. последний раз выступил в Мариинском театре (Баян в опере «Руслан и Людмила»; торжественный спектакль, посвящённый 200-летию Академии наук). В сезоне 1926/1927 гастролировал в Харькове, Киеве, Одессе (партии Ленского и Лоэнгрина исполнял на украинском языке). Последние выступления Собинова на оперной сцене состоялись в Большом театре 6 мая 1933 г. на юбилейном спектакле в честь 30-летия артистической деятельности А. В. Неждановой (партия Альфреда во 2-м и 3-м актах «Травиаты») и 24 мая того же года на своём юбилейном спектакле в честь 35-летия артистической деятельности: были исполнены 3-й акт «Лоэнгрина» (партнёры: Нежданова – Эльза, В. Р. Петров – Генрих Птицелов), 4-я и 5-я картины из «Евгения Онегина» (среди исполнителей: П. М. Норцов, В. Р. Сливинский – Онегин, Г. В. Жуковская – Татьяна, И. С. Козловский – Трике, А. С. Пирогов – Ротный, М. О. Рейзен – Зарецкий).
С марта 1934 г. заместитель художественного руководителя оперного театра имени К. С. Станиславского.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1933).
Скончался от сердечного приступа.
Характеристика творчества
Обладал чистым и полётным лирическим тенором светлого и мягкого «лучезарного» тембра, вместе с тем достаточно сильным, свободно заполнявшим большие пространства. По характеристике Э. А. Старка, «изумительное дыхание позволяло Собинову не только выдерживать любое фермато, но и совершать на нём самые трудные вокальные переходы. Все оттенки звука в смысле forte, mezzo-forte, piano были безукоризненны... Собинов пленял слушателя… изумительным по красоте и чарующим по мягкости mezzo-voce, которое он применял чрезвычайно умело» (Л. В. Собинов. 1937. С. 116). Исполнение отличалось тонкой музыкальностью и поэтичностью.
Современники видели в Собинове певца-художника «высшей культуры», «ясно понимающим задачи искусства», провозвестника новой эпохи в оперном театре, эпохи высокого и осмысленного взгляда на оперное искусство (Л. В. Собинов. 1937. С. 64). Собинов – один из первых русских лирических теноров, у которого вокальное мастерство находилось в полной гармонии с мастерством драматическим. Артист стремился в музыкальном звучании «уловить пластическую тональность образа» – без принесения в жертву вокального начала драматическому и наоборот (Л. В. Собинов. 1937. С. 129). В этом отношении его искусство было близко к искусству его современников Ф. И. Шаляпина и А. В. Неждановой. Нередко артисты выступали вместе в одном спектакле (дуэт Собинова и Неждановой считался эталонным).
Создавая многогранный художественный образ, Собинов до мельчайших подробностей продумывал и разрабатывал детали сценической игры, пластику, мимику, костюм своего героя; собирал в музеях и библиотеках множество дополнительных материалов – литературных, иконографических, документально-исторических, изучая быт, манеры, особенности поведения людей той эпохи, в которую жил герой. «Его Ромео производил впечатление самого блестящего щёголя Вероны, его Вильгельм Мейстер или де-Грие ("Манон") носили на себе живой отпечаток XVIII века. Его Альфред был одет по моде 30-х годов прошлого столетия и с необыкновенной тщательностью». Достигал большого разнообразия в искусстве грима. «Его Мури в "Сыне мандарина" Ц. Кюи и Янг в "Бронзовом коне" Обера – два совершенно разных китайца», – вспоминал Старк (Л. В. Собинов. 1937. С. 128).
Вершинными созданиями Собинова на оперной сцене стали образы Ленского и Лоэнгрина. «Моя любимая партия – Ленский в "Евгении Онегине". Ленский – это сама лирика, отсюда моё увлечение им», – писал артист (Леонид Витальевич Собинов. 1970. Т. 2. С. 29). По словам В. И. Качалова, «это было прекрасно не только вокально – это был пушкинский образ Ленского, поэтический, исполненный нежнейшего взволнованного лиризма и чистоты» (Леонид Витальевич Собинов. 1970. Т. 2. С. 166). Лоэнгрин в интерпретации Собинова представал не героическим тевтонским воином, а юным благородным рыцарем с чистой душой, обладателем всеобъемлющего знания, сильным духом, приходящим в грешный земной мир спасать невинных. Реальное, земное сочеталось в его облике с «фантастическим, нереальным началом», «это подчёркивалось даже деталью костюма – серебряным голубем на груди», вспоминал композитор С. Н. Василенко (Леонид Витальевич Собинов. 1970. Т. 2. С. 163).
Собинов – один из крупнейших камерных певцов. С ноября 1896 г. он принимал участие в концертах Кружка любителей русской музыки А. М. и М. С. Керзиных, пел в Исторических концертах С. Н. Василенко (исполнял на них в том числе итальянские песни 18 в., отрывки из оперы «Орфей» К. Монтеверди), в симфонических концертах С. А. Кусевицкого в Берлине (1908), Лондоне и Париже (1909–1910), регулярно давал благотворительные концерты в пользу студентов Московского университета. После 1917 г. выступал в концертах для рабочих и красноармейцев. Концертировал по Уралу, Кузбассу, Донбассу, Поволжью, Украине, в августе 1928 г. совершил большую поездку по Сибири и Дальнему Востоку. Зимой 1930/1931 гг. предпринял концертное турне по Европе, выступал в Варшаве, Париже, Берлине, Хельсинки, Риге, Таллине, Каунасе и других городах. Последний концерт состоялся 27 марта 1934 г. в Большом зале Московской консерватории. В концертах пел романсы и песни М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, М. П. Мусоргского, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. С. Аренского, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова (часто в ансамбле с автором), Н. Н. Черепнина, Л. В. Николаева, Л. ван Бетховена («Аделаида»), Р. Шумана, Ш. Гуно, Ф. П. Тости, русские народные песни и др. (подробный концертный репертуар Собинова см. в книге: Леонид Витальевич Собинов. 1970. Т. 2. С. 412–414).
Певцу посвящены романсы С. В. Рахманинова («Буря», «Ветер перелётный», «Арион», «Сей день, я помню», «Какое счастье»), А. С. Аренского («Знакомые звуки»), Н. С. Голованова [«Я, отрок, зажигаю свечи», «Звонче жаворонка пенье», «Славление» (для солистов, хора и ансамбля инструментов)], Р. М. Глиэра («Красавица рыбачка», «Тайна певца»), Ю. С. Сахновского (Семь романсов op. 4), М. М. Багриновского («Элегия», на слова Собинова), Л. В. Николаева («Постой! Здесь хорошо!»), Е. В. Кашперовой («Колокольчики-бубенчики звенят»), П. А. Карасёва («Солнце нижет лучами в отвес»), Е. Д. Мансфельд («Мне снилось вечернее небо»), Э. И. Гранелли («Звезда»), А. А. Виноградова («Цветут деревья», сюита для тенора или сопрано), Н. Н. Боборыкина («Серенада»), А. П. Панаева («Пускай зима»), Н. Краузе («Могила», «Горные вершины»).
Перевёл на русский язык итальянскую пьесу «Балерина» М. Праги (шла в Москве – в Театре Корша, 1905; в Астрахани – в антрепризе А. Т. Поляковой, 1906). Автор статьи «Верди в письмах» (1913, к столетию со дня рождения композитора), более 500 стихотворений. Опубликовано эпистолярное наследие певца (Леонид Витальевич Собинов. 1970. Т. 1).
Аудио- и видеозаписи
Записывался на пластинки (1901–1911, фирмы «Граммофон» и «Пате»). Среди записей: арии из опер «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Анджело» и «Кавказский пленник» Ц. А. Кюи, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова, «Рафаэль» А. С. Аренского, «Принцесса Грёза» Ю. И. Блейхмана, «Забава Путятишна» М. М. Иванова, «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Риголетто» Дж. Верди, «Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера, «Галька» С. Монюшко, «Марта» Ф. фон Флотова, «Мефистофель» А. Бойто, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Вертер», «Манон» Ж. Массне, «Миньон» А. Тома, «Лакме» Л. Делиба, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Лоэнгрин» Р. Вагнера, дуэты с А. В. Неждановой (из опер «Лоэнгрин», «Искатели жемчуга»), романсы «Какое счастье» К. Ю. Давыдова, «Баркарола» Гуно, «За окном в тени мелькает», «Средь шумного бала» Чайковского, «Постой! Здесь хорошо!», «Чем в тоске я не знаю помочь» Л. В. Николаева, русская народная песня «Последний нонешний денёчек» (с хором). В начале 20 в. голос Собинова был записан на приватном фоновалике (отрывок из цыганского романса «Задремал тихий сад», около 1900–1901). В 1983 г. фирмой «Мелодия» издана частная запись фрагмента арии Онегина. Собрание записей артиста было выпущено фирмой «Мелодия» на долгоиграющих пластинках (1983–1989). Изданы сольные CD на лейблах Pearl, Symposium, RCD и др.
На киноплёнке запечатлены кадры, посвящённые юбилею Собинова (1933), а также похороны певца (1934).
Память
В 1941 г. на могиле Л. В. Собинова установлен памятник работы скульптора В. И. Мухиной [двоюродной сестры второй жены певца – Нины Ивановны Мухиной (1888–1968, в браке с Собиновым в 1915–1934)].
Имеются изображения Л. В. Собинова в жизни и в ролях, выполненные его современниками: скульптуры С. Н. Судьбинина, М. А. Керзина, В. В. Кузнецова, портреты И. А. Гринмана, С. А. Сорина, М. А. Дурнова, И. Г. Мясоедова, А. И. Андерсон, Н. С. Самокиша, К. А. Коровина, М. А. Вербова, Н. А. Андреева, И. И. Голикова и др.
В доме, где жили несколько поколений семьи Собиновых (Ярославль, улица Собинова, 25), в 1995 г. открыт филиал Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника – Мемориальный Дом-музей Л. В. Собинова. В 1937–1994 гг. его имя носил Малый Кисловский переулок в Москве. Улицы, названные именем певца, есть в Ярославле, Иванове, Донецке, Киеве, Полтаве, Харькове, Минске и других городах. Имя Собинова носят Саратовская консерватория и ежегодный музыкальный фестиваль в Саратове, Ярославское музыкальное училище (колледж), Детская школа искусств и Всероссийский детско-юношеский вокальный конкурс в Ярославле. В 2007 г. в Ярославле открыт памятник Собинову (скульптор Е. В. Пасхина). Мемориальные доски установлены в Москве (Камергерский переулок, д. 5/7, стр. 1), Санкт-Петербурге (улица Чайковского, д. 8), Ярославле (улица Собинова, 25), Краснодаре (улица Красная, д. 64).
Сняты документальные фильмы «Леонид Собинов» (1972, режиссёр Я. Л. Миримов), «Леонид Собинов. Поэт на сцене, поэт в жизни» (2009, режиссёр И. В. Виленкина).
Семья
Сыновья Л. В. Собинова от первого брака (с М. Ф. Коржавиной): Борис Леонидович Собинов (1895–1955), пианист, композитор и концертмейстер (в 1930–1931 аккомпанировал отцу во время его заграничного турне), во время Гражданской войны 1917–1922 гг. эмигрировал вместе с армией барона П. Н. Врангеля, в 1945 г., после окончания Второй мировой войны 1939–1945 гг., оказался в американской зоне оккупации, был выдан СССР, провёл 10 лет в лагерях, после освобождения скоропостижно скончался; Юрий Леонидович Собинов (1897–1920), погиб во время Гражданской войны в Мелитополе.
Дочь от второго брака (с Н. И. Мухиной) – Светлана Леонидовна Собинова-Кассиль (1920–2002), жена писателя Л. А. Кассиля. Внучка – Ирина Львовна Собинова-Кассиль (род. 1948), режиссёр-мультипликатор.