Асафьев Борис Владимирович
Аса́фьев Бори́с Влади́мирович (псевдоним Игорь Глебов) [17(29).7.1884, Санкт-Петербург – 27.1.1949, Москва], российский музыковед, композитор, педагог, академик Академии наук СССР (АН СССР, 1943), народный артист СССР (1946).
Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1908) и Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции А. К. Лядова (1910). Как критик выступал с 1914 г. в московском журнале «Музыка». Одним из первых оценил масштаб дарования С. С. Прокофьева.
В 1918–1921 гг. работал в Музыкальном отделе Наркомпроса, создал первый советский музыкальный словарь «Путеводитель по концертам» (1919, вып. 1). В 1919–1930 гг. вёл преподавательскую и научно-исследовательскую работу в ленинградском Институте истории искусств (организатор и с 1920 руководитель разряда музыки). В 1921–1930 гг. художественный руководитель Ленинградской филармонии (ныне Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича). С 1925 г. профессор Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургская консерватория) (организатор историко-теоретического факультета). В 1920-х гг. редактировал сборники «Новая музыка», посвятил несколько статей творчеству А. Берга, П. Хиндемита, Э. Кшенека.
С 1943 г. в Москве, руководил научно-исследовательским кабинетом при Московской консерватории и сектором музыки Института истории искусств. С 1948 г. председатель Союза композиторов СССР.
Основоположник крупной музыковедческой школы; среди учеников: В. А. Васина-Гроссман, С. Л. Гинзбург, Е. В. Гиппиус, Р. И. Грубер, М. С. Друскин, Ю. А. Кремлёв, А. С. Рабинович, З. В. Эвальд. Автор исследований творчества М. И. Глинки, И. Ф. Стравинского, П. И. Чайковского. Убедительно показал значение русской музыкальной культуры 18 – 1-й четверти 19 вв., пропагандировал авторский текст опер М. П. Мусоргского. Определяя музыку как «искусство интонируемого смысла», отстаивал процессуально-динамический подход к музыкальной форме. Разрабатывая теорию музыкальной интонации (с 1924), одним из первых в существенных моментах проследил закономерности музыкально-исторического процесса. Идеи Б. В. Асафьева задавали направление исследований русской музыки до конца 20 в. В критических и публицистических статьях горячая защита нового в творчестве и музыкальной жизни со временем уступила место конформистским тенденциям.
Автор 11 опер (в том числе «Казначейша» по М. Ю. Лермонтову, поставлена в 1937), 28 балетов (в том числе «Пламя Парижа», 1932; «Бахчисарайский фонтан» по одноимённой поэме А. С. Пушкина, 1934), 4 симфоний, музыки к драматическим спектаклям, камерных инструментальных произведений, романсов. Инструментовал по авторским рукописям оперу М. П. Мусоргского «Хованщина», осуществил новую редакцию оперы А. Н. Серова «Вражья сила».
Сталинская премия (1943, 1948).