Крысанова Екатерина Валерьевна
Крыса́нова Екатери́на Вале́рьевна (род. 22.3.1985, Москва), российская артистка балета, народная артистка Республики Северная Осетия – Алания (2013), заслуженная артистка РФ (2018).
Начала профессиональное обучение балету в Центре оперного пения Г. П. Вишневской (Москва) в 1995 г., после чего продолжила занятия в Хореографической школе Михаила Лавровского (педагоги Г. Н. Крапивина, Н. Н. Сперанская). Участвовала в спектаклях Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (среди партий – Амур в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. В. Чичинадзе). Став лауреатом Международного конкурса артистов балета Prix de Luxembourg (1-я премия) и 9-го Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (3-я премия, младшая группа) в 2001 г., обратила на себя внимание выразительностью исполнения, а также свободой во всех разделах техники классического танца. С того же года продолжила обучение в Московской государственной академии хореографии (МГАХ; класс Т. А. Гальцевой). В этот период стала лауреатом Международного балетного конкурса Vaganova-Prix (2002, 3-я премия, Санкт-Петербург), исполнила партию Лизетты в балете «Волшебная флейта» Р. Дриго (2002, балетмейстер А. А. Меланьин), па-де-де из балета «Дон Кихот» Минкуса и композицию «Фрески» из балета «Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи (2003).
По окончании МГАХ в 2003 г. Крысанова получила приглашение в труппу Большого театра (ГАБТ; с 2006 солистка, с 2011 балерина), где сразу встретилась с педагогом и репетитором С. Д. Адырхаевой, с которой неизменно работает с тех пор. Не похожая на своего наставника ни внешними, ни физическими, ни актёрскими данными, Крысанова тем не менее восприняла её петербургский академизм и соединила с московской сценической свободой, широтой танца, эффектностью подачи. Техническая виртуозность, мобильность, восприимчивость к различным стилям и хореографическим языкам сразу выдвинули молодую артистку на сольные партии, а со временем – в ряд ведущих солистов. С первых профессиональных шагов она участвовала в премьерах, была первой исполнительницей партий Девушки (2004, «Магриттомания» на музыку Ю. В. Красавина) и Осени (2006, «Золушка» С. С. Прокофьева; оба балета – балетмейстер Ю. М. Посохов), Солистки (2007, «В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп), а также вариации (2008, 2022, Большое классическое па из балета «Пахита» Минкуса, балетмейстер Ю. П. Бурлака).
В самом начале карьеры Крысанову отметили ведущие критики, а В. М. Гаевский так определил тогда её творческий образ: «Дар импровизации дан ей от природы. Как и дар танцевальности – нерассуждающей, иногда безрассудной, захватывающей её целиком. Дерзкая, мечтательная, порывистая, а по временам – очень весёлая Золушка Екатерина Крысанова создана для шекспировских хореографических комедий. Со своим юмором, темпераментом, непосредственностью и любовью к игре она была бы весьма уместной в "Сне в летнюю ночь", но ведь и в "Светлом ручье" она танцует нечто напоминающее шекспировских девушек из хороших семей, в поисках приключений сбегавших из дома. Тихоня с книжкой в руках (такой она предстаёт в первой сцене), надев маску, преображается, делает какие-то пугающие жесты, принимает образ какой-то опасной феи. И где маска, где лицо, не вполне ясно» (Гаевский. 2008. С. 344–345).
Решающим для формирования творческой личности балерины было сотрудничество с А. О. Ратманским. Первая исполнительница партий в его постановках: «Болт» Д. Д. Шостаковича (Машинистка-Пловчиха, 2005), «Игра в карты» И. Ф. Стравинского (Солистка, 2005), «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (Амур, 2008), «Утраченные иллюзии» Л. А. Десятникова (Флорина, 2011; номинация на премию «Золотая маска» в категории «Лучшая женская роль в балете», 2012); первая в ГАБТе исполнительница партий в балетах Ратманского «Русские сезоны» на музыку Десятникова (2008, Пара в фиолетовом), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (2017, Джульетта; премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в балете», 2019); была занята в премьере его редакции балета «Жизель» А. Адана (2019, Жизель; приз Benois de la Danse, 2021), а также исполняла партии Зины и Классической танцовщицы («Светлый ручей» Шостаковича), Мирей де Пуатье и Жанны («Пламя Парижа» Асафьева), Пары в белом/жёлтом и Пары в красном («Русские сезоны» на музыку Десятникова), Корали («Утраченные иллюзии» Десятникова). Была среди участников мировой премьеры балета «Вываливающиеся старухи» на музыку Десятникова (2007, балетмейстер Ратманский, фестиваль «Территория» и «Мастерская новой хореографии» в Большом театре).
Особое место в творчестве Крысановой занимает балет «Укрощение строптивой» на музыку Шостаковича (2014, балетмейстер Ж.-К. Майо), в котором она стала первой исполнительницей партии Катарины (премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в балете», 2015). Т. А. Кузнецова писала о премьерном выступлении: «[…] балерину Крысанову никто не видел раньше такой нежно-эротичной, такой свободной пластически и открытой актёрски. Эпизод, когда её героиня, вынырнув из властных рук Петруччо, запечатавшего ей рот поцелуем, вдруг осознаёт свою женскую природу, буквально "поплыв" всем расслабленным телом от неведомой ещё ласки, возглавит список её достижений – перед ним меркнут все фуэте, которыми славится эта техничная балерина» (Кузнецова. 2014). Не меньшее впечатление производил этот образ на многочисленных показах «Укрощения строптивой» за рубежом. «Екатерина Крысанова оказывает почти завораживающее воздействие в партии Катарины, – признавалась британский критик Дж. Макрелл (Mackrell. 2016). С бледным лицом, абсолютно лишённым какого-либо балеринского шарма, при первом своём появлении она так брыкается и всех теснит, что напоминает животное, запертое в клетке, доминируя на сцене благодаря едва сдерживаемой мощи своего танца. Однако есть также и трогательная деликатность в проблесках той ранимости и неудовлетворённости, которую она даёт почувствовать. И благодаря буйной, гипнотической энергии, наделяемой Владиславом Лантратовым Петруччо, становится ясно, почему эта Катарина готова перестать держать свою оборону перед ним».
Первая исполнительница партий Ундины (2016, «Ундина» Х. В. Хенце, балетмейстер В. В. Самодуров; номинация на премию «Золотая маска» в категории «Лучшая женская роль в балете», 2017), Балерины (2018, «Петрушка» Стравинского, балетмейстер Э. Клюг), Солистки (2020, «Девятый вал» на музыку М. И. Глинки и Н. А. Римского-Корсакова, балетмейстер Б. Ариас), Ведущей солистки (2020, «Угасание» на музыку Э. Гранадоса, балетмейстер Д. Милев), Аркадиной (2021, «Чайка» И. А. Демуцкого, балетмейстер Посохов, режиссёр А. А. Молочников), Маргариты (2021, «Мастер и Маргарита» на музыку А. Г. Шнитке и М. Лазара, балетмейстер Клюг), Солистки (2022, «Made in Bolshoi» на музыку А. А. Королёва, балетмейстер А. А. Пимонов), Солистки (2022, «Танцемания» Красавина, балетмейстер Самодуров, номинация на премию «Золотая маска» в категории «Лучшая женская роль в балете», 2023).
Первая исполнительница в Большом театре партий: Заря (2009, «Коппелия» Л. Делиба, балетмейстер С. Г. Вихарев), Солистка (2011, «Chroma» на музыку Дж. Тэлбота, Дж. Уайта, балетмейстер У. Макгрегор), Ведущая пара (2012, «Классическая симфония» на музыку Прокофьева, балетмейстер Посохов), Солистка (2016, «Совсем недолго вместе» на музыку Л. ван Бетховена и М. Рихтера, балетмейстеры С. Леон, П. Лайтфут).
Участвовала в постановках балетов «Misericordes» на музыку А. Пярта (Солистка, 2007, балетмейстер К. Уилдон), «Класс-концерт» на сборную музыку (Солистка, 2007, балетмейстер М. Г. Мессерер), «Сильфида» Г. Лёвеншелля (Сильфида, 2008, балетмейстер Й. Кобборг), «Эсмеральда» Пуньи (Диана и Флёр де Лис, 2009, балетмейстеры Ю. П. Бурлака и В. М. Медведев), «Марко Спада» Д.-Ф.-Э. Обера (Анжела, 2013, балетмейстер П. Лакотт), «Клетка» на музыку Стравинского (Новенькая, 2017, хореография Дж. Роббинса), «Этюды» на музыку К. Черни (Балерина, 2017, хореография Х. Ландера), Седьмого вальса и Мазурки (2022, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, балетмейстеры Н. Д. Большакова и В. Н. Гуляев).
Значительное место в репертуаре Крысановой занимают партии в балетах Ю. Н. Григоровича: Принцесса Аврора, Фея Сирени («Спящая красавица»), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро»), Мари («Щелкунчик»; все – Чайковского), Гамзатти и Никия («Баядерка» Минкуса), Жизель («Жизель» Адана), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова), Люська и Рита («Золотой век» Шостаковича), Эгина («Спартак» А. И. Хачатуряна), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева), Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова). Неизменная участница постановок балетов Дж. Баланчина, выступала в «Симфонии до мажор» на музыку Ж. Бизе (Солистка I, III и IV частей), «Агоне» (Па де труа-I) и «Аполлоне Мусагете» (Терпсихора) Стравинского, «Серенаде» (Солистка) и Па де де на музыку Чайковского, «Рубинах» на музыку Стравинского (Дуэт) и «Бриллиантах» на музыку Чайковского (Балерина) из «Драгоценностей».
В репертуаре также партии: Китри («Дон Кихот» Минкуса, балетмейстер А. Н. Фадеечев), Медора и Гюльнара («Корсар» Адана, балетмейстеры Ратманский, Бурлака), Пахита (Большое классическое па из балета «Пахита» Минкуса, постановка Бурлаки), Аспиччия («Дочь фараона» Пуньи, балетмейстер Лакотт), Сванильда («Коппелия» Делиба, балетмейстер Вихарев), Соблазн («Предзнаменования» на музыку Чайковского, балетмейстер Л. Ф. Мясин), Золушка («Золушка» Прокофьева, балетмейстер Посохов, режиссёр Ю. А. Борисов), Балерина («Петрушка», балетмейстер Вихарев), Татьяна («Онегин» на музыку П. И. Чайковского, хореография Дж. Кранко), Анюта («Анюта» на музыку В. А. Гаврилина, балетмейстер В. В. Васильев), Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина, хореография Альберто Алонсо).
Участвовала в проектах Большого театра: «Мастерская новой хореографии» (2006, номер «+2» на музыку Г. Ф. Генделя, балетмейстер Самодуров, первая исполнительница; 2007, «Драматическая поэма» из балета «Скрябиниана» на музыку А. Н. Скрябина, хореография К. Я. Голейзовского); совместном проекте Большого театра и Сегерстром-центра искусств (США, штат Калифорния, Орандж-Каунти) «Reflections/Отражения» (2011), в рамках которого была участницей мировой премьеры балета «Cinque» на музыку А. Вивальди (балетмейстер М. Бигонцетти), российской премьеры балета «Remansos» на музыку Гранадоса (балетмейстер Н. Дуато) и исполнила номера «Fractus» на музыку H. Чатема (балетмейстер К. Армитаж) и Па-де-труа на музыку Глинки (хореография Дж. Баланчина); проекте «Пьеса для него» (2018, «Love Song» на сборную музыку, балетмейстер А. А. Кайдановский, первая исполнительница).
Участница проекта продюсерской компании MuzArts (Москва) «Postscript» (2020, Лондон; 2021, Москва), в котором выступала в российских премьерах балетов «Воспоминание о дорогом месте» на музыку Чайковского (балетмейстер Ратманский), «Postscript» на музыку Гласса (балетмейстеры Леон и Лайтфут) и «Postscript 2:0» (2022, Москва).
Сотрудничала с хореографом А. Н. Меркурьевым, исполняя поставленные для неё миниатюры «Pas de deux Gala» на музыку Э. Грига и «Не дай мне уйти» на музыку Н. Фрам.
Концертный репертуар Крысановой включает па-де-де из балета «Эсмеральда» на музыку Дриго, Пуньи, Р. Маренко (хореография Н. Берёзова), хореографические номера в постановке Меланьина «Заклинание» на музыку Д. Арчера и «Старая пластинка» на музыку А. Пьяццоллы (оба – первая исполнительница).
Как приглашённая балерина выступала с Баварским государственным балетом (Медора – «Корсар» Адана, балетмейстеры Д. Фаллингтон и И. Лишка, 2009; Китри – «Дон Кихот» Минкуса, балетмейстер Р. Барра, 2011), Берлинским государственным балетом (Одетта – Одиллия – «Лебединое озеро» Чайковского, балетмейстер П. Барт, 2011; Пери – «Пери» Ф. Бургмюллера, балетмейстер В. А. Малахов, 2011), Мариинским театром (2015, «Дон Кихот» Минкуса, Китри, хореография М. И. Петипа, А. А. Горского; «Лебединое озеро» Чайковского, Одетта – Одиллия, редакция К. М. Сергеева), Балетом Монте-Карло [2017; 2020 (гастроли труппы в Новосибирске), оба – «Укрощение строптивой» на музыку Шостаковича, Катарина, хореография Майо], Новосибирским театром оперы и балета (2018, «Коппелия» Делиба, Сванильда, редакция М. Г. Мессерера; 2019, «Спартак» Хачатуряна, Эгина; 2023, «Щелкунчик» Чейковского, Мари, оба – балетмейстер Григорович), Михайловским театром (2018, «Золушка» Прокофьева, Золушка, редакция Мессерера), Алма-Атинским театром оперы и балета имени Абая (2018, «Баядерка» Минкуса, Никия, 2-й Международный фестиваль Ballet Globe), Театром оперы и балета Республики Коми [2021, гала-концерт 31-го международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна») имени И. П. Бобраковой], Театром оперы и балета Республики Марий Эл (2022, «Жизель» Адана, Жизель, 20-й фестиваль классического балета в честь Галины Улановой). Участвовала в 16-м Всемирном фестивале балета в Японии (2021, Токио; па-де-де из балетов «Корсар» и «Дон Кихот») и др.
Член жюри проекта «Dance-платформа» в Екатеринбургском театре оперы и балета (2012).
Вторая премия 10-го Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (2005). Премии Попечительского совета ГАБТ (2004, 2005). Приз «Душа танца» журнала «Балет» (2008, номинация «Восходящая звезда»). Первая обладательница Международного балетного приза «Бенуа-Москва – Мясин-Позитано» (2016). Номинация на Национальный танцевальный приз Великобритании (2017).