Курентзис Теодор
Куре́нтзис Теодо́р (греч. Θεόδωρος Κουρεντζής; англ. Teodor Currentzis) (род. 24.2.1972, Афины), греческий и российский дирижёр.
Окончил Национальную консерваторию Греции как теоретик (1987) и скрипач (1989). Учился дирижированию в Греции у Й. Хадзиникоса (с 1987), у И. А. Мусина в Санкт-Петербургской консерватории (1994–1999), сольному пению – в Греции у Д. Ариваса (1988–1989) и др.
С 1990 г. главный дирижёр Musica Aeterna Ensemble (Афины), с 1991 г. – Летнего международного фестиваля Зевса в Греции.
С 1999 г. ассистент дирижёра Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Дебютировал как оперный дирижёр-постановщик в 2001 г. («Фальстаф» Дж. Верди в московском театре «Геликон-опера»).
В 2004–2011 гг. музыкальный руководитель и главный дирижёр Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, на базе которого в 2004 г. организовал камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор The New Siberian Singers. Дирижёр-постановщик опер «Аида» Дж. Верди (режиссёр Д. Ф. Черняков, 2004), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (режиссёр Т. Гюрбача, 2006), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (режиссёр Г. Барановский, 2006), «Дон Карлос» Верди (концертное исполнение, 2008), «Макбет» Верди (совместная постановка Новосибирского театра оперы и балета и Парижской оперы, режиссёр Черняков, 2008; в Париже поставлена в 2009), «Душа философа, или Орфей и Эвридика» Й. Гайдна (российская премьера, концертное исполнение, 2009), балетов «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (хореограф А. М. Сигалова, 2003), «Золушка» С. С. Прокофьева (хореограф К. А. Симонов, 2006).
В 2005–2009 гг. в Москве осуществил концертное исполнение опер «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (в редакции Г. Берлиоза), «Так поступают все», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Золушка» Дж. Россини, «Душа философа, или Орфей и Эвридика» Й. Гайдна.
Соорганизатор фестиваля современного искусства «Территория» в Москве (2006).
В 2009/2010 г. приглашённый дирижёр московского Большого театра. Дирижёр-постановщик опер «Воццек» А. Берга (впервые в Москве, 2009) и «Дон Жуан» В. А. Моцарта [совместная постановка Большого театра, Экс-ан-Прованского фестиваля (Франция), «Театро Реаль» (Мадрид), Канадской оперной компании (Торонто), 2010; обе – режиссёр Д. Ф. Черняков].
В 2011–2019 гг. музыкальный руководитель и главный дирижёр Пермского государственного академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. В 2011 г. внутри структуры театра основаны камерные коллективы – оркестр и хор musicAeterna.
В числе постановок, осуществлённых в Перми: семи-опера «Королева индейцев» Г. Пёрселла (режиссёр П. Селларс; вместе с «Театро Реаль» и Английской национальной оперой; 2013), опера «Травиата» Дж. Верди [режиссёр Р. Уилсон; вместе с компанией Unlimited Performing Arts (Дания), Государственным театром Линца (Австрия) и Театрами Люксембурга (Les Théâtres de la Ville de Luxembourg), 2016], драматическая оратория «Жанна на костре» А. Онеггера [режиссёр Р. Кастеллуччи; вместе с Лионской национальной оперой (Франция), театром «Ла Монне» (Бельгия), Театром Базеля (Швейцария); 2018]; балеты «Свадебка» (хореограф И. Килиан) и «Петрушка» (хореограф Н. Фонте) И. Ф. Стравинского (оба – 2012), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (режиссёр К. Макмиллан, 2013).
Художественный руководитель Международного Дягилевского фестиваля в Перми (с 2012). Среди премьер, осуществлённых в рамках фестиваля, – оперы современных композиторов: «Medeamaterial» П. Дюсапена (2012), «Носферату» Д. А. Курляндского (2014), «Cantos» А. С. Сюмака (2016), хоровая опера «Тристия» Ф. Эрсана (2016).
Осуществил постановки на сценах европейских театров: в Парижской опере – «Дон Карлос» (2008) и «Макбет» (2009) Дж. Верди; в мадридском «Театро Реаль» – диптих «Иоланта»/«Персефона» («Иоланта» П. И. Чайковского и «Персефона» И. Ф. Стравинского, 2012); в Цюрихской опере – «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (2012), «Макбет» Дж. Верди (2016).
С 2017 г. Т. Курентзис участвует в Зальцбургском фестивале с оркестром и хором musicAeterna. В программу, представленную на фестивале, входили: в 2017 г. – «Милосердие Тита» (режиссёр П. Селларс) и «Реквием» В. А. Моцарта; в 2018 г. – полный цикл симфоний Л. ван Бетховена и Концерт для хора А. Г. Шнитке; в 2019 г. – «Идоменей» Моцарта (режиссёр Селларс, Фрайбургский барочный оркестр); в 2021 г. – «Дон Жуан» Моцарта (режиссёр Р. Кастеллуччи).
Среди выступлений Т. Курентзиса на других международных фестивалях в качестве дирижёра и дирижёра-постановщика – спектакли в Ребург-Локкуме (Германия; опера «Слепая ласточка» А. С. Щетинского, мировая премьера, 2002), Баден-Бадене (Германия; «Кармен» Ж. Бизе, 2010; «Так поступают все» В. А. Моцарта, режиссёр Ф. Химмельман, сезон 2011/2012), Брегенце (Австрия; «Пассажирка» М. С. Вайнберга, режиссёр Д. Паунтни, сценическая премьера, 2010), Экс-ан-Провансе («Альцина» Г. Ф. Генделя, режиссёр К. Митчелл; «Похищение из сераля» В. А. Моцарта, режиссёр М. Кушей, 2015), на фестивале «Рурская триеннале» в Бохуме (Германия; «Золото Рейна» Р. Вагнера, режиссёр Й. Симонс, 2015), Брукнеровском фестивале в Линце (Австрия; с ансамблем Camerata Salzburg, c 2016).
Выступал с оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Государственным симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Национальным филармоническим оркестром России, Симфоническим оркестром Штутгартского радио, Венским филармоническим оркестром, Берлинским симфоническим оркестром. Главный дирижёр Оркестра Юго-Западного радио Германии (с 2018).
С 2014 г. гражданин РФ. Лауреат Российской национальной премии «Золотая маска»: специальная премия жюри музыкального театра в 2007 г. («Золушка» С. С. Прокофьева), 2008 г. («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), 2018 г. («Cantos» А. С. Сюмака); премия в номинации «Работа дирижёра» в 2011 г. («Воццек» А. Берга), 2013 г. (опера «Так поступают все» Моцарта, балет «Шут» Прокофьева), 2015 г. («Королева индейцев» Г. Пёрселла), 2017 г. («Травиата» Дж. Верди), 2018 г. («Золушка» Прокофьева).
С 2019 г. Т. Курентзис с хором и оркестром musicAeterna работают в Санкт-Петербурге в статусе независимого коллектива в рамках вновь созданного Культурно-образовательного центра на базе Дома радио.
Среди аудиозаписей с участием Т. Курентзиса: избранные вокальные и инструментальные произведения Ж.-Ф. Рамо (2014), балет «Весна священная» И. Ф. Стравинского (2015, премия ECHO Klassik), оперы В. А. Моцарта (проект «Оперы Моцарта – Да Понте в Перми», 2016), Симфония № 6 Г. Малера (2018; музыкальная премия Нидерландов Edison Klassiek, 2019).
Под управлением Т. Курентзиса на DVD записаны оперы «Воццек» А. Берга (2012) и «Королева индейцев» Г. Пёрселла (2016).
Т. Курентзис снялся в главной роли в художественном фильме «Дау» [режиссёр И. А. Хржановский (в 2024 в РФ признан иноагентом), 2009].
Награждён орденом Дружбы (2008). Командор ордена Феникса (Греция, 2018).