Новерр Жан-Жорж
Нове́рр Жан-Жорж (Jean-Georges Noverre) (29.4.1727, Париж – 19.10.1810, Сен-Жермен-ан-Ле), французский танцовщик и балетмейстер.
Реформатор и теоретик хореографического искусства. Учился у знаменитого танцовщика Л. Дюпре. В 1740-х гг. в «Опера-Комик», в придворной опере в Берлине, в Марселе. С 1750 г. в Лионе (в 1751–1752 возглавлял балетную труппу как балетмейстер).
В 1754 г. в «Опера-Комик» поставил свой первый известный балетный спектакль «Китайский праздник». В этом и в последующих поставленных там же балетах («Источник юности», 1754; «Фламандские увеселения», 1755) придерживался принципа живописности, беря за образец станковые картины, гобелены, изделия из фарфора.
В 1755 г. и 1756–1757 гг. гастролировал в Лондоне по приглашению Д. Гаррика. Знакомством со знаменитым актёром Ж.-Ж. Новерр объяснял перелом в своих эстетических взглядах – отказ от изобразительности во имя действенности хореографии.
В 1757 г. поставил в Лионе балет «Ревность, или Празднества в серале» (музыка предположительно Ф. Гарнье), в котором отчётливо проступили действенные мотивы, наметились драматические характеры. В книге «Письма о танце и балетах» (1760) Ж.-Ж. Новерр изложил свои взгляды на балет как самостоятельный спектакль с крепкой сюжетной интригой, логично и последовательно развитым действием, с героями – выразителями сильных страстей. Признавал за искусством балета право нарушать классицистские единства места, времени и действия в интересах главного – логики развития сюжета, подчинённой законам музыки. Новерр упорядочил и развил структурные формы академического балетного танца – сольного и ансамблевого. Начал осуществлять свою реформу в Штутгарте; в 1762 г. на сцене придворного театра поставил балет «Адмет и Альцеста» Ж.-Ж. Родольфа и Ф. Деллера, а также «Ринальдо и Армида», «Психея и Амур», «Смерть Геркулеса» (все на музыку Родольфа). В 1763 г. создал один из своих прославленных балетов – «Медея и Язон» Родольфа. Эти и другие балеты Новерра шли между актами опер, обычно по три балета в одном спектакле и, следовательно, были коротки. Вместе с тем каждый, отвечая по смыслу тому или иному акту оперы, являл собой развёрнутое и законченное целое, часто поделённое на несколько эпизодов – актов. Содержание определялось преимущественно кругом мифологических тем, от анакреонтических басенок в галантном духе до героических и трагических историй, часто заимствованных из репертуара современной драмы и оперы. Новерр обращался также к романам, сказкам, восточной экзотике. В 1767 г. заключил контракт с оперным театром Вены, где сотрудничал с К. В. Глюком (балеты в операх «Парис и Елена» и «Орфей и Эвридика»). В конце 1760-х – середине 1770-х гг. поставил балеты на музыку Й. Штарцера («Дон Кихот», «Роджер и Брадаманта», «Пять султанш», «Адель де Понтье», «Оставленная Дидона», «Горации и Куриации» и многие др.), на музыку Ф. Аспельмайра («Ацис и Галатея», «Отмщённый Агамемнон», «Ифигения в Тавриде», «Апеллес и Кампаспа») и др.
В эпоху нарождавшейся эстетики сентиментализма Ж.-Ж. Новерру были близки идеи Ж.-Ж. Руссо: поэтизация естественных чувств и отношений, возвращение человека к природе и т. д. Руссоистские мотивы отозвались в балете «Белтон и Элиза», поставленном в Милане (1775). Значительно повлияли на практику Новерра итальянская опера-буффа и французская комическая опера. Пользуясь сценариями комической оперы, он вывел на балетную сцену образы людей из народа, а жанровые особенности её музыки отразились на хореографии. Пантомимное действие балетных комедий, устремляясь к счастливой развязке, заканчивалось праздником – танцевальным дивертисментом. Примером может служить балет «Добродетельная избранница в Саланси» на музыку де Байю (1775, Милан), сочинённый через год после появления одноимённой оперы А.-Э.-М. Гретри.
В 1776–1780 гг. Ж.-Ж. Новерр занимал пост главного балетмейстера Королевской академии музыки, где возобновил несколько своих балетов, а также создал новые: комедии «Безделушки» и «Аннета и Любен» (обе – 1778). Наибольшим успехом пользовались балеты Новерра в операх К. В. Глюка «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде», «Эхо и Нарцисс» (обе – 1779). В 1778 г. он сочинил «Китайский балет» для оперы Н. Пиччинни «Роланд». В январе 1780 г. возобновил балет «Медея и Язон». С 1781 г. периодически работал в Лондоне, главным образом возобновлял свои старые балеты. Из новых выделялся балет «Ифигения в Авлиде» на музыку Э. Миллера (1793), сочинённый, вероятно, под воздействием одноимённой оперы Глюка. Последний балет Новерра «Шалости любви» на музыку Миллера был показан в Лондонском королевском театре в 1794 г.
Метод Ж.-Ж. Новерра-хореографа развили Ж. Доберваль, Ш.-Л. Дидло, С. Вигано. Главный творческий критерий – взаимосвязь и взаимодействие слагаемых балетного спектакля. Новерр открыл доступ в балет серьёзному драматическому содержанию и установил более гибкие, сравнительно с предшественниками, законы сценического действия. В его балетах пантомима выросла в пластическую кантилену движений, позировок и групп. Действенный танец возникал как кульминация страстей. Новерр упорядочил жанры танца и спектакля в целом. Он добавил к существовавшим малым формам развёрнутую форму многоактного балета. Ценность теоретических работ Новерра в том, что он внёс в частную область балетной эстетики достижения эстетической мысли своего времени, завоевав в истории репутацию отца современного балета.