Ананиашвили Нина Гедевановна
Ананиашви́ли Ни́на Гедева́новна (груз. ნინო ანანიაშვილი) (род. 28.3.1963, Тбилиси), российская и грузинская артистка балета, педагог, заслуженная артистка РСФСР (1986), народная артистка Грузинской ССР (1989), народная артистка РФ (1995).
Училась в Тбилисском хореографическом училище (ныне Тбилисское училище балетного искусства; педагог Т. М. Выходцева), затем в Московской государственной академии хореографии (педагог Н. В. Золотова). В годы учёбы исполнила партию Сванильды («Коппелия» Л. Делиба) в школьном спектакле на сцене Большого театра, стала лауреатом Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария; 1980, отличие 1-й степени, младшая группа) и Международного конкурса артистов балета в Москве (1981, 1-я премия и приз Министерства культуры СССР, младшая группа).
В 1981–2004 гг. в труппе Государственного академического Большого театра России (репетировала под руководством Р. С. Стручковой, М. Т. Семёновой). Среди первых партий: Фея («Деревянный принц» Б. Бартока, хореограф А. Н. Фадеечев; первая исполнительница, 1982), Мазурка, Седьмой вальс и Прелюд («Шопениана» на музыку Ф. Шопена), Кити («Анна Каренина» Р. К. Щедрина), Испанская невеста и Одетта – Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Роза («Маленький принц» Е. А. Глебова, хореограф Г. А. Майоров; первая исполнительница, 1983). Важнейшие работы этого периода – Мирта и Жизель («Жизель» А. Адана), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), Мари и Принцесса Аврора («Щелкунчик» и «Спящая красавица» Чайковского), в которых Нина Ананиашвили предстала балериной выдающейся академической выучки, но вносящей в классический танец современные лаконичность, мобильность, эффектность.
Завоевав 1-ю премию Международного конкурса артистов балета в Москве (1985) и Гран-при Международного балетного конкурса в Джексоне (США, 1986), Ананиашвили стала единственной на то время обладательницей четырёх высших наград самых престижных балетных соревнований мира. Победа в Джексоне (в дуэте с А. М. Лиепой) сделала её одним из символов перестройки в СССР, что позволило, не порывая с Большим театром, сотрудничать с лучшими зарубежными труппами. Первая приглашённая солистка (с А. М. Лиепой) труппы New York City Ballet (США): выступила в балетах Дж. Баланчина «Аполлон» И. Ф. Стравинского (Терпсихора), «Вариации Раймонды» на музыку А. К. Глазунова (Солистка), «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (Солистка 2-й части).
Первая зарубежная солистка, приглашённая в Датский королевский балет: исполнила партии в балетах А. Бурнонвиля – Сильфида («Сильфида» Г. Лёвеншелля), Терезина («Неаполь, или Рыбак и его невеста» Н. Гаде, Э. Хёльстеда, Х. С. Паулли и Х. Лумбю).
По приглашению хореографа К. Макмиллана сотрудничала с Королевским балетом Великобритании, выступая в балетах «Принц Пагод» Б. Бриттена (Роза), «Ромео и Джульетта» (Джульетта) и «Золушка» (Золушка) С. С. Прокофьева, «Щелкунчик» П. И. Чайковского (Фея Драже), «Тщетная предосторожность» Л.-Ж.-Ф. Герольда (Лиза), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (Жар-птица).
Первая балерина своего поколения, сознательно стремившаяся в танце к синтезу достижений русской и зарубежных балетных школ. Театральную праздничность, открытость, эффектные перепады эмоций и блеск виртуозности, культивируемые на московской сцене, соединила с благородством манеры, стилистическим разнообразием, точностью следования авторскому замыслу и скрупулёзной выверенностью деталей, которые характерны для западного балета.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. карьера Ананиашвили развивалась преимущественно вне Большого театра, но она продолжала выступать на его сцене и пополнять репертуар. Среди партий: Рита («Золотой век» Д. Д. Шостаковича), Девушка («Видение розы» на музыку К. М. фон Вебера), Солистка (Гран-па из балета «Пахита» Л. Минкуса). Первая исполнительница партий: Княжна Млада и Тень царицы Клеопатры (опера-балет «Млада» Н. А. Римского-Корсакова, 1988), Солистка (Па-де-де из балета «Ярмарка в Брюгге» Х. С. Паулли; хореография А. Бурнонвиля, 1989), Мария Тальони («Па де катр» на музыку Ч. Пуньи, 1993). Концертный репертуар включал также хореографические номера «Настроение» на музыку С. В. Рахманинова, «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса, адажио из балета «Золушка» С. С. Прокофьева.
Активно сотрудничала с Мариинским театром, исполняя центральные партии в балетах «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Дон Кихот» Л. Минкуса.
Выступала с труппами Балета Альберты (Канада), Финского национального балета (Хельсинки), Балета Бостона (США), Римской оперы, Национального балета Португалии (Лиссабон), Бирмингемского королевского балета (Великобритания), Шведского королевского балета (Стокгольм), «Токио-балета», Пермского государственного театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, театра «Ла Скала» (Милан), Венгерского национального балета (Будапешт), Муниципального театра Сантьяго-де-Чили.
Значительная веха в карьере Н. Г. Ананиашвили – сотрудничество с Балетом Хьюстона (США). Среди исполненных там партий: Солистка (Па-де-де «Сильвия» на музыку Л. Делиба, хореография Дж. Баланчина), Снегурочка («Снегурочка» на музыку П. И. Чайковского, балетмейстер Б. Стивенсон, первая исполнительница, 1998).
Выступала с труппой Норвежского национального балета (Осло), единственная российская балерина, исполнившая партии в спектаклях, признанных классикой танца модерн: Солистка («Четыре последние песни» на музыку Р. Штрауса, балетмейстер Х. ван Манен), Солистка («Лунный олень» К. Рийсагера) и Фрекен Юлия («Фрекен Юлия» Т. Рангстрёма, оба – хореография Б. Кульберг), Солистка («Произвольности» на музыку Ф. Пуленка, хореография Г. Тетли). Там же стала первой исполнительницей партии Титании («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона, балетмейстер Р. Сунд, 1996), исполнила партии Солистки в постановках А. Леркесен «Двое» на музыку В. А. Моцарта и «Polacca» на музыку Ф. Шопена, а также специально созданное для неё Т. Каском Па-де-де на музыку Г. Холста (1997).
В 1993–2009 гг. ведущая солистка American Ballet Theatre (Нью-Йорк). Наряду со знакомой танцовщице классикой, репертуар в этой труппе включал партии: Манон («Манон» на музыку Ж. Массне), Солистка (Па-де-де на музыку П. И. Чайковского), Солистка 2-й части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе), Солистка (Па-де-де «Сильвия» на музыку Л. Делиба), Солистка («Балле Империаль» на музыку Чайковского), Ганна Главари («Весёлая вдова» на музыку Ф. Легара), Медора («Корсар» А. Адана, Ч. Пуньи, Делиба, Р. Дриго, П. Г. Ольденбургского), Перчаточница («Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха), Опереточная дива («Оффенбах в аду» на музыку Оффенбаха) и др. Первая исполнительница партии Солистки в балете «Гонг» на музыку К. Макфи (2001).
В России деятельность Н. Г. Ананиашвили способствовала выдвижению молодого поколения хореографов. А. О. Ратманский дебютировал в Москве поставленным для неё одноактным балетом «Прелести маньеризма» на музыку Р. Штрауса и Ф. Куперена (1997, Солистка). В 2000 г. совместно с А. Н. Фадеечевым Ананиашвили организовала «Театр танца Алексея Фадеечева», на сцене которого шли постановки молодых зарубежных хореографов. В спектаклях этого театра стала первой исполнительницей партий: Солистка («Green» на музыку А. Вивальди, 2000; «Opus X» на музыку Л. Ето, 2001; оба – балетмейстер С. Уэлш), Леа («Леа» на музыку Л. Бернстайна, 2001, балетмейстер Ратманский).
Во 2-й половине 1990-х гг. возобновила активную деятельность в Большом театре, где стала первой исполнительницей партий: Жизель («Жизель» А. Адана, редакция В. В. Васильева, 1997), Солистка («Сны о Японии» на музыку японских композиторов, балетмейстер А. О. Ратманский, 1998), Аспиччия («Дочь фараона» Ч. Пуньи, балетмейстер П. Лакотт, 2000) и др.
На протяжении всей карьеры постоянно сотрудничала с Грузинским театром оперы и балета (Тбилиси). С 2004 г. художественный руководитель театра (до 2014) и балетной труппы. Возглавив театр, ввела его в ряды наиболее активно развивающихся балетных компаний Европы: восстановлены артистический состав и разнообразный репертуар (его пополнили более 50 названий классики 19–20 вв., в том числе в постановке Н. Г. Ананиашвили; состоялись мировые премьеры, в том числе балетов А. О. Ратманского и Ю. М. Посохова), к коллективу привлечено международное внимание (труппа впервые в своей истории гастролировала в США, Японии, странах Европы и Азии). По инициативе и благодаря Ананиашвили в афише появились балеты Ф. Аштона, Дж. Баланчина, И. Килиана, а также постановки современных хореографов, среди которых С. Уэлш, Т. Каск, Й. Эло, Т. Макинтайр, М. Алексидзе, С. Евтимова, М. Валерски, И. Живой.
С 2004 г. артистический директор Тбилисского училища балетного искусства имени В. М. Чабукиани.
Продолжает выступать в спектаклях как солистка. Пополнила свой репертуар партией Маргариты («Маргарита и Арман» на музыку Ф. Листа); как приглашённая солистка выступала в этой партии в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Первая исполнительница «Вариаций Бизе» на музыку Ж. Бизе (2008, балетмейстер А. О. Ратманский).
Среди постановок: «Щелкунчик-сюита» на музыку П. И. Чайковского и «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (Пекинская академия танца), «Дон Кихот-сюита» на музыку Л. Минкуса (Балетная школа Лиссабона, все – 2012), а также балет для детей «Цуна и Цруцуна» на музыку М. Давиташвили в обработке З. Надареишвили (2016, Грузинский театр оперы и балета, Тбилиси). На сцене Грузинского театра оперы и балета представила новые версии балетов В. М. Чабукиани: «Горда» Д. Торадзе (2016), «Лауренсия» А. А. Крейна (2017), «Отелло» А. Мачавариани (2022).
С 2017 г. художественный руководитель Тбилисского международного фестиваля балета.
С 2007 г. Н. Г. Ананиашвили – посол доброй воли ООН. С 2019 г. почётный президент общеевропейской организации по защите культурного и национального наследия Europa Nostra Georgia.
Снималась в фильмах «Переполох» (дочь Сашико, 1975), «Возвращение Жар-птицы» (Жар-птица, 1997) и др.
Балерине посвящены документальные фильмы «Нина Ананиашвили, Андрис Лиепа – "Такой короткий век..."» (1989), «Виват, Нина, виват!» (2008) и др.
Государственная премия Республики Грузия имени Ш. Руставели (1993), Российская национальная независимая премия «Триумф» (1993). Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Королева танца» (2002) и др.
Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2001, РФ), орденом Чести (2003, Грузия), Президентским орденом «Сияние» (2010, Грузия), орденом Звезды итальянской солидарности (2011), орденом Восходящего солнца 2-й степени (2017, Япония).