Баганова Татьяна Валентиновна
Бага́нова Татья́на Валенти́новна (род. 30.4.1968, посёлок Пионерский, Советский район, Тюменская область), российская танцовщица, хореограф, педагог.
Одна из пионеров и лидеров современного танца в России. В 1990 г. окончила Московский государственный университет культуры и искусства (МГУКИ). Во время учёбы ставила концертные миниатюры.
С 1990 г. артистка театра «Провинциальные танцы» (Свердловск, ныне Екатеринбург). В 1992 г. в этом театре дебютировала как автор полнометражного одноактного спектакля «Версии. Часть I» на музыку А. Р. Тертеряна. С 1993 г. художественный руководитель театра.
В 1993–1994 гг. на базе American dance festival в Дареме (США) проходила стажировки, во время которых участвовала как танцовщица в спектаклях хореографов К. Брунель, М. Рунде, Д. Маккейла, А. ван Дайк, И. Шлемера. Далее сосредоточилась на карьере хореографа, но до 2012 г. продолжала танцевать в отдельных спектаклях, в т. ч. поставленных в театре «Провинциальные танцы» другими хореографами («Песня не про любовь» А. Розенцвайга, хореография У. Ивги и Й. Гребена, 2009; «Alibi» на музыку К. Воланса, Х. Франко, М. Хюблера, З. Шваба, хореография И. С. Естегнеева и Е. П. Кулагина, 2012).
Первые постановки Т. В. Багановой отличал особенный интерес к участи женщины в современном мире. В спектакле «Мужчина в ожидании» на музыку А. А. Пантыкина, групп «Белый острог» и «Вечерние посиделки анархистов», еврейскую народную музыку («Провинциальные танцы», 1998) мужчина представал слабым существом, за чьё внимание соревновались две сильные женщины. В спектакле «Свадебка» И. Ф. Стравинского («Провинциальные танцы», 1999; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» за лучшую работу хореографа, 2000) Баганова перевела разговор о женской участи на надбытовой и вневременной уровень. Танцовщицы превращались в жертв и валькирий одновременно, а хореограф продемонстрировала тонкую чуткость к музыке. В спектакле «Тихая жизнь с селёдками» на музыку И. Биттовой, В. Вацлавека, Дж. Джексона («Провинциальные танцы», 2001) бытовой антураж вернулся, но добавилась абсурдистская нота: вялые мужчины сравнивались с солёной рыбой, которую деловитым женщинам следовало приготовить для употребления. При этом спектакли Багановой не имели ничего общего с идеологией феминизма – подобный взгляд на жизнь коренился в оставшихся надолго в стране привычках послевоенной деревни, где мужчин было мало и ценился каждый из них. Эту печальную ситуацию Баганова превращала в остроумный танцевальный рассказ, в равной степени смешной и трогательный.
Ещё одной важной особенностью творческого почерка Багановой является интерес к оформлению спектакля – она всегда тщательно выбирает художников. Многие работы сделаны в сотрудничестве с О. В. Паутовой. Первым спектаклем, в котором хореография и сценография существовали на равных правах, стал «Кленовый сад» на музыку группы «Вечерние посиделки анархистов» и проекта «Moscow Art Trio», сделанный по заказу American dance festival («Провинциальные танцы», 1999; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» за лучшую работу хореографа в современном танце и лучшую работу художника в музыкальном театре, 2001). Своеобразную трилогию с «Кленовым садом» составляют спектакли «Полёты во время чаепития» на музыку К. Ланкастера, И. Сумак, И. С. Баха, группы «Металлика» (сделан по заказу American dance festival в США в 2001; премьера в Екатеринбурге в театре «Провинциальные танцы» в 2003; номинации на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в разделах «Современный танец/Спектакль» и «Работа балетмейстера–хореографа», 2004) и «Lazy Suzan» на музыку К. Хатциса, Ланкастера («Провинциальные танцы», 2003; номинация на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в разделе «Современный танец/Спектакль», 2005). Объединяют спектакли сложно выстроенный визуальный ряд и идиллическая интонация в танце. Баганова предлагает восхищаться изумительной странностью мира, в котором волшебный сон смешивается с явью.
В 2005 г. дебютировала как режиссёр в опере («Соловей» И. Ф. Стравинского в Пермском театре оперы и балета, художник С. Б. Башарина; номинация на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в разделе «Опера/Работа режиссёра», 2006). Последовавшая за этим танцевальная дилогия – «После вовлечённости. Диптих. Часть 1» Э. Леграна («Провинциальные танцы», 2006) и «После вовлечённости. Диптих. Часть 2» на музыку Н. Н. Судника, Г. И. Гурджиева, В. Тсабропулоса, группы «Вечерние посиделки анархистов» («Провинциальные танцы», 2006; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» за лучший спектакль в современном танце и номинация на премию «Золотая маска» как лучшая работа хореографа, 2008) характеризуется резкой сменой авторского почерка – танец Багановой стал жёстче, технологичнее и мрачнее. В 2010 г. по заказу American dance festival поставила в театре «Провинциальные танцы» спектакль «Sepia» на музыку Тертеряна (вдохновлён повестью Абэ Кобо «Женщина в песках»; номинации на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в разделах «Современный танец/Спектакль» и «Работа балетмейстера–хореографа», 2013), где вернулась к идее визуального спектакля, но не к интонации идиллии.
В 2010 г. экспериментировала с приёмами театра кукол («Спящая красавица» на музыку Дж. Вульф, М. Гордона, М. Фельдмана, Ф. Кляйна, О. В. Викторовой; «Провинциальные танцы»). В 2013 г. поставила «Весну священную» Стравинского на сцене Большого театра в Москве (художник А. Р. Шишкин, Российская национальная театральная премия «Золотая маска» за лучший спектакль в современном танце и лучшую работу художника в музыкальном театре и номинация на премию в категории «Балет/Работа балетмейстера–хореографа», 2014; первая в истории Большого театра постановка, где совместно работали труппы современного и классического танца). Спектакль «Имаго-ловушка» на музыку В. Б. Васюкова («Провинциальные танцы», 2016; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» за лучший спектакль в современном танце и номинация в категории «Современный танец/Работа балетмейстера–хореографа, 2018) вдохновлён баснями Эзопа, Ж. де Лафонтена, И. А. Крылова. «Синяя борода» Р. Вольты (2021) – экспериментальная постановка, в которой действие одновременно происходит на двух континентах, участники спектакля танцуют реально и онлайн, в Екатеринбурге и Сан-Франциско.
В поисках нового языка и новых сюжетов Т. В. Баганова привлекает к сотрудничеству режиссёров. В 2013 г. с В. Н. Панковым поставила «Сказку» на музыку студии «SounDrama» (Москва) при участии ансамбля Omnibus (Ташкент) и Е. Н. Кармазина, где предложила свой взгляд на «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, а в 2014 г. вместе с М. В. Исаевым и П. О. Семченко («Инженерный театр АХЕ») – спектакль «Мера тел» Судника, вдохновлённый Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
Хореограф-постановщик и режиссёр по пластике драматических и музыкальных спектаклей: «Собор Парижской Богоматери» по В. Гюго (1997, театр «Глобус», Новосибирск), «Травиата» Дж. Пуччини (1998) и «Кармен» Ж. Бизе (2015, оба – Екатеринбургский театр оперы и балета), «Прекрасная Галатея» Ф. Зуппе (1998, Свердловский театр музыкальной комедии), «Дневник Анны К.» по Л. Н. Толстому (2000) и «Русалочка» по Х. К. Андерсену (2015, оба – Екатеринбургский ТЮЗ), «Золото Нартов» (2003, Северо-Осетинский обрядовый театр «Арвайден»), «Огненный ангел» С. С. Прокофьева (2004) и «Манон Леско» Пуччини (2016, оба – Большой театр, Москва), «Екатерина Великая» (2008) и «Яма» (2013, оба – С. Г. Дрезнина, Свердловский театр музыкальной комедии), «Лулу» А. Берга (2015, Баварская государственная опера).
В 2018 г. по заказу фестиваля «Дягилев. P.S.» (Санкт-Петербург) к 200-летнему юбилею М. И. Петипа поставила для «Провинциальных танцев» спектакль «Девушка с фарфоровыми глазами» А. В. Кима по мотивам балета Л. Делиба «Коппелия». В 2019 г. создала новую версию «Свадебки» И. Ф. Стравинского.
Т. В. Баганова стала одной из героинь первого документального фильма о российском современном танце «Три камаринских» (2005, режиссёр Д. В. Булныгин; Fast production LTD).
1-я премия 7-го Международного конкурса молодых хореографов в Ганновере (1994). Лауреат 11-го Международного конкурса хореографов в Париже «Prix Volinine» (1995), международных фестивалей современной хореографии в Витебске (1992 – 3-я премия, 1996 и 1997 – 2-я премия, 1999 – 1-я премия), 7-го фестиваля «Международные хореографические встречи в Баньоле» (Франция, 2000). Премия Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2000).