Делиб Лео
Дели́б Ле́о (Léo Delibes; Клеман Филибер Лео Делиб, Clément Philibert Léo Delibes) (21.2.1836, Сен-Жермен-дю-Валь, ныне в черте г. Ла-Флеш, департамент Сарта – 16.1.1891, Париж; похоронен на кладбище Монмартр), французский композитор, член Института Франции (1884).
Биографические сведения
Внебрачный сын почтового служащего (по другим данным, рантье) Филибера-Жана-Шарля-Огюста Делиба (1783–1847). Его мать – Элизабет-Клеманс Батист (1808–1886), дочь Жана-Матья Батиста (1778–1848), певца «Опера-Комик», сводная сестра Эдуара-Антуана (Антуана-Эдуара) Батиста (1820 – 1871 или 1876), органиста, композитора и профессора Парижской консерватории. Мать Делиба, одарённая музыкантша, стала для своего сына первым преподавателем.
В 1847 г., вскоре после смерти отца, переехал с матерью в Париж. Уроки музыки, которые он начал получать в семье, дали свой результат: в 1848 г. мальчик, обладавший красивым голосом, привлёк внимание одного из хормейстеров и по его приглашению стал певчим парижской церкви Сент-Мадлен (в 1849 участвовал в премьере оперы Дж. Мейербера «Пророк»). Одновременно он поступил в Парижскую консерваторию, поначалу в класс теории музыки, в 1849 г. получил 2-ю, а в 1850 г. – 1-ю премию по сольфеджио, после чего был принят в класс фортепиано Ф. Ле Куппе (1811–1887) и гармонии Ф. Базена (1816–1878). В 1854 г. получил похвальный лист по гармонии и вскоре поступил в классы композиции А. Адана и органа Ф. Бенуа (1794–1878). В 1856 г., вскоре после кончины Адана, оставил консерваторию, отказавшись от участия в конкурсе на Большую Римскую премию (Girard. 2018. Р. 30).
Одновременно с учением с 1853 г. работал аккомпаниатором в «Театр лирик», по окончании консерватории – органистом в парижских церквах Святого Петра в Шайо, в 1862–1871 гг. – Святых Иоанна и Франциска. В 1858 г. опубликовал ряд статей в еженедельной газете Le Gaulois под псевдонимом Элуа Дельбе (Eloi Delbès, анаграмма имени композитора: Léo Delibes – Eloi Delbès), однако музыкальная критика не стала для него одним из основных его занятий (в отличие от его учителя – Адана).
В 1864 г. Делиб занял должность второго хормейстера в Парижской опере (первый хормейстер – В. Массе); кроме того, входил в состав комиссии по обучению пению в школах Сен-Дени и Со (О-де-Сен) (Fétis. 1881. Р. 253). В 1871 г. оставил должности театрального хормейстера и церковного органиста, женился на Леонтин-Эстель Денен-Менаж [дочь актрисы «Комеди Франсез», известной как мадемуазель Денен (Полин-Леонтин-Элизабет-Дезире Менаж, 1823–1892)] и сосредоточился на собственном творчестве. «Он не мог изменить своему призванию, которое непреодолимо влекло его в театр, – писал Э. Гиро, – и чувствовал себя рождённым для того, чтобы делать там нечто большее, чем исполнять на фортепиано чужие партитуры» (Guiraud. 1892. Р. 5–6).
В 1881 г. Л. Делиб был приглашён в Парижскую консерваторию на должность профессора класса композиции (сменил скончавшегося в 1880 Н. А. Ребера). «Он привнёс в порученное ему высшее образование щепетильную совесть, волю к добру, преданность, самоотверженность, которые были характерными признаками состояния его ума и сердца» (Guiraud. 1892. Р. 10).
В конце 1884 г. избран членом Института Франции (занял место скончавшегося В. Массе).
Кавалер (1877), офицер (1889) ордена Почётного легиона.
Творчество
Основу творчества Л. Делиба составляют музыкально-театральные произведения. Некоторые авторы (прежде всего современники) усматривали в этом выборе невольное влияние его учителя – Адана: «Надо сказать, что у Лео Делиба в качестве преподавателя в консерватории был маэстро Адан и что его призвание, как и его образование, казалось, предопределили ему кратковременные, но быстрые успехи в лёгкой музыке» (E. L. 1891. P 39).
Первыми сочинениями Л. Делиба, создание которых относится к середине 1850-х гг., стали оперетты. Этот жанр привлекал композитора на протяжении следующих полутора десятилетий, большинство его оперетт ставились на сцене театра «Буфф-Паризьен». Среди них (везде, где не указано другое, имеется в виду постановка в «Буфф-Паризьен»): «На два су угольков» («Deux sous de charbon», либреттист Ж. Муано, 1856, театр «Фоли-Нувель»), «Две старые сиделки» («Deux vieilles gardes», либреттисты Ф. де Вильнёв и А.-И. Лемонье, 1856), «Шесть девиц на выданье» («Six demoiselles à marier», либреттисты Э. Жем и Ж.-А. Шолерr, 1856), «Яичница а ля Фоллембуш» [«L’omelette à la Follembuche», либреттисты Э. Лабиш и Марк-Мишель (М.-А.-А. Мишель), 1859], «Месье де Бонн-Этуаль» (либреттист Ф. Жиль, 1860), «Музыканты оркестра» (либреттист А. Бурдуа, 1861), «Традиция» [либреттист Дервиль (Л. Денуайер), 1864, пролог в стихах к открытию сезона в «Буфф-Паризьен»], «Пернатый змей» [«Le serpent à plumes», либреттисты Ф. Жиль и Кам (А.-Ш.-А., виконт де Ноэ), 1864], «Бык Апис» (либреттисты Ф. Жиль и Э. Фурпиль, 1865), «Шотландец из Шату» («L’écossais de Chatou», либреттисты Ф. Жиль и А. Жем, 1869), «Двор короля Пето» («La cour du roi Pétaud», либреттисты Жиль и Жем, 1869, театр «Варьете»).
Критики, высказывавшие свои суждения относительно этих сочинений, как правило, отзывались о них невысоко. Один из них писал: «Я охотно сравнил бы Лео Делиба – Лео Делиба "Пернатого змея" – с теми маленькими поэтами восемнадцатого века, иногда легкомысленными, несдержанными и неуместными, но всегда такими изысканными и обладающими таким тонким вкусом в то самое время, когда воображение и каприз влекут их к границам хорошего вкуса» (E. L. 1891. Р. 39).
Несмотря на большое количество оперетт, настоящую известность композитору при его жизни принесли оперы, сочинявшиеся в 1870–1880-х гг.: именно в это время он, отказавшись от места хормейстера Парижской оперы, сосредоточился на создании более масштабных сочинений, поставленных в парижской «Опера-Комик».
Опера «Король сказал» («Le roi l’a dit», либреттист Э. Гондине, 1873) – один из ярких примеров французской опера-комик 2-й половины 19 в.; отличается особым изяществом мелодики, колоритностью характеристик и тонкостью сценических ситуаций. «Жан де Нивель» («Jean de Nivelle», либреттисты Э. Гондине и Ф. Жиль, 1880), хотя и написана в жанре опера-комик, несёт на себе отпечаток влияния творчества Дж. Мейербера и типичного для него жанра большой оперы. Среди произведений этого времени наиболее популярной была и поныне остаётся ориентальная опера «Лакме» (либреттисты Гондине и Жиль, 1883), привлекавшая слушателей экзотическим сюжетом и изобретательностью оркестрового письма. Особенную, почти символическую, значимость в творчестве композитора эта опера имеет ещё и потому, что она стала последним сценическим произведением Делиба, поставленным при его жизни.
Последняя опера композитора – «Кассия» (либреттисты А. Мельяк и Ф. Жиль), работу над которой он не довёл до конца. Э. Гиро отмечал: «Сочинение "Кассии" было завершено. Не закончена была только оркестровка» (Guiraud. 1892. Р. 11). При этом автор одного из некрологов писал так: «Кажется, однако, что для завершения "Кассии" <…> не хватает лишь нескольких оркестровых партий, уже набросанных: почтительным ученикам или друзьям следует вдохновиться этими оставленными Лео Делибом нотами, чтобы развить и на сцене представить нам его последнюю музыкальную мысль» (E. L. 1891. Р. 39). Завершённая и оркестрованная Ж. Массне после смерти Делиба, опера была поставлена в «Опера-Комик» в 1893 г.
Несмотря на известность некоторых опер Л. Делиба, настоящую славу ему снискали балетные партитуры. Музыка его первого балета, «Ручей» («La Source», балетмейстер А. Сен-Леон), создана для Парижской оперы в 1866 г. в соавторстве с Л. Минкусом (Делиб написал 2-й акт и первую картину 3-го, Минкус – 1-й акт и вторую картину 3-го). В 1867 г. Делиб написал вставной дивертисмент («Pas de fleurs») для новой постановки балета А. Адана «Корсар». В 1868 г. для возобновления балета на петербургской императорской сцене М. И. Петипа на основе этого дивертисмента создал новый вариант; па получило наименование «Оживлённый сад» («Le Jardin Animé»), а его структура была переработана.
«Успех "Ручья" был для Делиба лишь первым шагом на пути к успеху превосходящему», – писал Э. Гиро (Guiraud. 1892. Р. 7). Он имел в виду второй балет Делиба, принёсший композитору мировую славу: «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» (балетмейстер А. Сен-Леон, 1870, Парижская опера). Музыка этого балета, обладающая драматургической цельностью, стала одним из важных этапов на пути симфонизации западноевропейского балета. «Коппелия» – единственный балет Парижской оперы, который со времени премьеры в 19 в. находился на её афише и в 20 в. (для сравнения: знаменитые «Жизель» А. Адана и «Сильфида» Ж.-М. Шнейцхоффера к началу 20 в. на этой сцене уже не исполнялись).
Столь же удачной оказалась музыка балета «Сильвия, или Нимфа Дианы» (балетмейстер Л. Мерант, 1876, Парижская опера) – последнее произведение Делиба в этом жанре. Музыка «Сильвии» с её изысканным оркестровым решением, полная певучих мелодий, выстроенная драматургически, считается одной из вершин мирового балета. Эту партитуру высоко ценил П. И. Чайковский; 26 ноября 1877 г. он писал из Вены к Н. Ф. фон Мекк: «Мне кажется, теперь на сцену выступают французы: у них много теперь новых, сильных талантов. Слышал я недавно гениальную в своем роде музыку Делиба к балету "Сильвия". Я уже прежде познакомился по клавираусцугу с этой чудной музыкой, но в великолепном исполнении венского оркестра она меня просто очаровала, особенно в первой части. "Озеро лебедей" чистая дрянь в сравнении с "Сильвией"» (цит. по: Чайковский. 1997. С. 47).
К сожалению, оригинальная хореография балета «Сильвия» не обеспечила спектаклю долгую сценическую жизнь. В 1934 г. музыка «Сильвии» (с добавлением фрагментов сочинений Ж. Массне, А. Тома, Д.-Ф.-Э. Обера, Р. Дриго) была использована для нового балета «Фадетта» (либретто В. Н. Соловьёва и Л. М. Лавровского по мотивам повести Жорж Санд «Маленькая Фадетта»), поставленного Л. М. Лавровским для выпускников Ленинградского балетного училища.
В числе других сочинений Л. Делиба: кантата «Алжир» (1865), месса (Messe brève, издана в 1875), лирическая сцена для солистов, хора и оркестра «Смерть Орфея» (по А. Рено, 1877), музыка к пьесе «Король забавляется» В. Гюго (1882; содержит 6 танцев в старинном стиле), хоры, песни, дуэты, фортепианные пьесы.