Волконский Сергей Михайлович
Волко́нский Серге́й Миха́йлович [4(16).5.1860, имение Фалль, близ Ревеля, Эстляндская губерния, ныне Эстония – 25.10.1937, Ричмонд, штат Виргиния, США], князь, российский театральный деятель, художественный критик, прозаик, мемуарист.
Из рода Волконских, внук С. Г. Волконского. В 1884 г. окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. С конца 1880-х гг. выступал как художественный критик: оригинально соединяя воззрения О. Уайльда и идеи позитивистского эстетического метода И. Тэна, разрабатывал общефилософские и нравственные вопросы искусства. В статьях «Художественное наслаждение и художественное творчество» (1892), «Искусство и нравственность» (1893) и «Искусство» (1899), опираясь на И. Канта, Ф. Шиллера, Г. Спенсера, предпринимал попытку построения «чистой» эстетики и выработки единых позиций научной критики.
Литературную известность Волконскому принесла книга «Очерки русской истории и русской литературы» (1896, 1897) – цикл публичных лекций, прочитанных в 1896 г. в США. Будучи директором императорских театров (1899–1901), стремился к обновлению репертуара (ввёл на русскую оперную сцену произведения Р. Вагнера), поддерживал в балете новаторскую деятельность М. М. Фокина, привлекал к театральному делу художников «Мира искусства».
С начала 1900-х гг. в центре интересов Волконского – изучение теории и практики современной режиссуры, актёрского мастерства и декламации, экспериментальной сценографии А. Аппиа. В 1910-х гг. Волконский горячо поддерживал систему ритмической гимнастики Э. Жака-Далькроза, начал пропагандировать собственную «ритмическую утопию» – универсальную систему движения человеческого тела как «материала жизни». В 1912–1914 гг. директор Курсов ритмической гимнастики в Санкт-Петербурге. В 1913–1914 гг. издатель «Листков Курсов ритмической гимнастики».
Основные работы в области эстетики и театральной критики: «Человек на сцене», «Художественные отклики» (обе – 1912), «Выразительное слово», «Выразительный человек» (обе – 1913), «Отклики театра» (1914).
В 1915 г. сочинил и поставил в Мариинском театре аллегорическое действо в форме одноактной пантомимы «1914 год».
Начиная с 1880-х гг. создавал в своём имении Павловка «Музей декабриста»; изданный (совместно с Б. Л. Модзалевским) том семейного архива нашёл продолжение в книгах Волконского «О декабристах. По семейным воспоминаниям» (1921), «Воспоминания» (опубликованы в 1994). В 1918–1921 гг. преподавал в театральных студиях и учебных заведениях Москвы, а также Петроградском балетном училище.
Член дирекции Большого театра (1918–1919).
В конце 1921 г. эмигрировал во Францию. Театральный обозреватель газеты «Последние новости» (1924–1936). Читал лекции по русской истории и культуре, вёл класс декламации, мимики и ритмики в Русской консерватории в Париже (с 1927 профессор, с 1932 директор).
Написал в эмиграции книгу «Мои воспоминания» (т. 1–2, 1923–1924, переиздана в 1992), философическое эссе «Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного» (1924; посвящено М. И. Цветаевой), исторический роман «Последний день» (1925).