Пярт Арво
Пярт А́рво (Arvo Pärt) (род. 11.9.1935, Пайде), эстонский композитор, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1978).
В 1963 г. окончил Таллинскую консерваторию по классу Х. Эллера. В 1958–1967 гг. звукорежиссёр на Эстонском радио. Писал музыку для кинофильмов и мультфильмов. В 1980 г. эмигрировал в Вену (в том же году получил австрийское гражданство), с 1981 г. жил в Берлине, с 2010 г. – в Эстонии.
В поисках собственного стиля изучал григорианский хорал, средневековые органум и мотет, полифонию франко-фламандской школы. Сочинял в серийной технике («Некролог», 1960; «Perpetuum mobile», 1963), в технике изоритмии («Modus», 1977), фобурдона («Da pacem Domine», 2004), применял методы сонорики («Если бы Бах разводил пчёл», 1976), минимализма («Зеркало в зеркале», 1978; «Саре было 90 лет», 1990), приём коллажа («Коллаж на тему BACH», 1964; «Моцарт-Адажио», 1992) и др., однако не примкнул ни к одной из авангардных школ и в целом не поддержал радикализма, характерного для эстетики музыкального авангарда 20 в. Собственный стиль композитор метафорически назвал «тинтиннабули» (tintinnabuli; искажённое лат. tintinnabula – колокольчики), имея в виду небольшие церковные колокола и особенности их звона (призвуки). Согласно А. Пярту, каждый «квант» музыкальной материи должен быть обдуман, проверен на «истинность» и, наконец, письменно зафиксирован. В простейшем случае композиция в этой технике представляет собой двухголосный контрапункт, в котором каждый звук мелодической фразы гармонизуется одним из тонов ассоциированного с этой фразой большого или малого трезвучия (при этом унисон и октавные дублировки исключаются); гармонический «голос-призвук» и есть собственно голос-тинтиннабули. Сочинения Пярта начиная с 1976 г. (фортепианная пьеса «Для Алины») в той или иной степени относят к стилистике и технике тинтиннабули.
Ряд произведений А. Пярта существует в многочисленных авторских переработках. Так, хоровое сочинение «Summa» на латинский текст Credo (1977) переложено для 4 продольных флейт и 2 гитар (1977), для струнного квартета, а также для струнного оркестра (оба переложения – 1991), для 4 саксофонов (2009). Минималистическая инструментальная композиция «Fratres» (без указания состава, 1977) – одна из самых репертуарных у Пярта – к 2009 г. насчитывала 19 авторизованных версий. Зрелый стиль Пярта также относят к поставангардной эстетике «новой простоты» (нем. neue Einfachheit), подразумевая «простоту» гармонии (расширенная тональность с опорой на трезвучие, скупо украшенное дополнительными элементами вертикали) и ритма (остинатные ритмоформулы – «паттерны»), силлабический распев текста, прозрачную моноритмическую фактуру, и шире – отказ от концертного лоска (виртуозности, резких динамических контрастов, пышной оркестровки и прочего).
В творчестве А. Пярта доминирует музыка для хора либо вокального ансамбля (с сопровождением или без него) на христианские молитвословные тексты. Пярт, крещённый в православие, отдал дань русской церковной традиции: псалмы 130 («Господи, не вознесеся сердце мое») и 116 («Хвалите Господа вси языцы»; оба – 1984), «Богородице Дево радуйся» (1990), «Канон покаянный» (1997) (все сочинения – на церковнославянские тексты), «Адамов плач» (на русский текст преподобного Силуана Афонского; 2009). Большинство духовных хоровых сочинений Пярта написано на интернациональные латинские тексты: псалмы 129 («De profundis», 1980), 50 («Miserere», 1989), «Te Deum» (1984), «Stabat mater» (1985), Магнификат (1989), «Nunc dimittis» (2001), «Salve regina» (2002), «Силлабическая месса» (1977), «Берлинская месса» (1992), редко – на других языках, в том числе «Семь антифонов к магнификату» (т. н. О-антифоны католического оффиция, в переводе на немецкий язык, 1988), «Малая литания» (на греческом и немецком языках, 2015), «Литлморский тракт» (на английский текст проповеди Дж. Г. Ньюмена, 2000), «О святитель Николай» (православный тропарь в переводе на английский язык, 2021). Названия многих инструментальных сочинений Пярта также ориентируют слушателя на духовную тематику: «Песнь Силуана» (1991), «Трисвятое» (1992) и «Плащаница» (2005) для оркестра, струнный квартет «Псалом» (1985), «Missa brevis» для 12 виолончелей (2009). Среди других сочинений: 4 симфонии (1964, 1966, 1971, 2008), Концерт для 2 скрипок с оркестром «Tabula rasa» (1977), оркестровые пьесы «Cantus памяти Б. Бриттена» (1977), «Festina lente» (1988).
В 2010 г. в курортном месте Лауласмаа (близ Таллина) на средства частных спонсоров открыт Центр Арво Пярта, созданный с целью сохранения архива композитора, исследования и пропаганды его творчества в разных странах.