Рейзен Марк Осипович
Ре́йзен Марк О́сипович [21.6(3.7).1895, станица Зайцево, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, ныне в составе г. Горловка, Донецкая Народная Республика – 25.11.1992, Москва], российский певец (бас), народный артист СССР (1937).
Родился в семье начальника угольного склада. С 8 лет учился в частной начальной школе в Бахмуте, затем в Луганской пятиклассной частной гимназии О. С. Бондаря. В 1905 г. во время революционных волнений и еврейских погромов дом Рейзенов был разорён, семья переехала в Дебальцево, а в 1912 г. на постоянное место жительства в Луганск. По окончании гимназии Рейзен работал конторщиком в страховом обществе, затем помощником юриста. С детства увлекался театром, в Луганске выступал статистом в драматической труппе Г. С. Свободина, пел в гимназическом хоре, в концертах слушал А. Д. Вяльцеву и О. И. Камионского.
Весной 1914 г. окончил экстерном Луганское городское училище, намереваясь поступить в институт, однако в связи с начавшейся Первой мировой войной 1914–1918 гг. мобилизован (1915), зачислен в 1-й Финляндский стрелковый полк, на фронте был неоднократно ранен и контужен; награждён за храбрость Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени (1916). Пел на фронте солдатские и народные песни с полковым духовым оркестром и любительским оркестром народных инструментов. После очередного ранения и демобилизации (летом 1917) поступил в Харьковский практический технологический институт.
В 1917–1918 гг. обучался в Харьковской консерватории (ныне Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского) у Ф. А. Бугамелли. В 1919–1920 гг. в Харькове брал уроки пения у А. Я. Альтшуллера, выступал в небольших ролях в харьковских драматических и оперных студиях. В годы Гражданской войны давал частные уроки, концерты в воинских частях, работал чертёжником в Центральном правлении тяжёлой индустрии (ЦПТИ). Первые выступления М. О. Рейзена с профессиональными артистами состоялись в клубе военных курсов и в Польском доме (Харьков, 1920, сцены из оперы «Фауст» Ш. Гуно).
В 1921–1925 гг. солист Русской государственной оперы в Харькове. Дебютировал в 1921 г. в партии Пимена («Борис Годунов» М. П. Мусоргского). Среди исполненных партий на этой сцене: Герольд, Битерольф («Лоэнгрин», «Тангейзер» Р. Вагнера), Цунига («Кармен» Ж. Бизе), Спарафучиле, Рамфис и Царь Египта («Риголетто», «Аида» Дж. Верди), Досифей («Хованщина» Мусоргского; одна из лучших партий в репертуаре М. О. Рейзена), Собакин («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Орлик, Гремин, Томский («Мазепа», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Старый слуга и Гудал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Авимелех («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Руслан («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Воевода и Тарас Бульба («Тарас Бульба» Н. В. Лысенко), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера), Нилаканта («Лакме» Л. Делиба).
В 1925–1930 гг. солист ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ; отдельные выступления продолжались до 1940). На сцене этого театра М. О. Рейзен исполнил ряд новых партий: Иван Грозный и Бурундай («Псковитянка» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова), Борис Годунов (одноимённая опера М. П. Мусоргского в редакции П. А. Ламма, 1928), Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина), Олоферн («Юдифь» А. Н. Серова), Фарлаф («Руслан и Людмила» М. И. Глинки). Значительным событием в творческой биографии певца стало выступление в партии Досифея в возобновлении постановки «Хованщины» на сцене ГАТОБа (1926, с включением сцены Досифея и Сусанны; среди партнёров: И. В. Ершов – Голицын, П. М. Журавленко – Иван Хованский, П. З. Андреев – Шакловитый, О. Ф. Мшанская и С. П. Преображенская – Марфа). Принимал участие в постановках ранних советских опер: «За Красный Петроград» А. П. Гладковского и Е. В. Пруссака (Малый Петроградский государственный академический театр, 1925, Рабочий Молотов) и «Стенька Разин» С. В. Бершадского (Большой зал Ленинградской консерватории, 1926, концертная постановка, заглавная партия).
В 1930–1954 гг. солист московского Большого театра (отдельные выступления с 1929), на сцене которого исполнял 13 оперных партий, среди них: Руслан и Фарлаф, Базилио, Мефистофель («Фауст»), Нилаканта, Мельник, Галицкий, Гремин, Иван Грозный, Варяжский гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова). В 1939 г. М. О. Рейзен впервые исполнил здесь заглавную партию в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин». Творческими вершинами артиста на сцене Большого театра стали образы в операх Мусоргского – Борис Годунов (1948) и Досифей (1950) в постановках Л. В. Баратова (дирижёр Н. С. Голованов). Последний раз Рейзен выступил в Большом театре на своём 90-летнем юбилее в партии Гремина в спектакле «Евгений Онегин» (1985), став, согласно Книге рекордов Гиннесса, старейшим действующим оперным певцом в мире.
Обладал ровным и свободным во всех регистрах басом-кантанте сочного бархатного тембра, широкого диапазона (свыше 2 октав). Исполнение отличалось тонкой фразировкой и нюансировкой.
Выступал как концертный певец (первый сольный концерт состоялся в 1926 в Большом зале Ленинградской филармонии); репертуар включал сцены и арии из опер, в том числе «Прощание Вотана и Заклинание огня» из оперы Р. Вагнера «Валькирия», романсы и песни русских и западноевропейских композиторов, народные песни (подробный перечень произведений, входивших в концертный репертуар Рейзена, см. в книге: Рейзен М. О. Автобиографические записки. Статьи. Воспоминания. – 2-е изд. доп. – Москва : Советский композитор, 1986. С. 268–272). Первый исполнитель вокального цикла Д. Б. Кабалевского «Десять сонетов Шекспира». Исполнял сольную партию в Девятой симфонии Л. ван Бетховена (в том числе под управлением О. Клемперера, Х. Кнаппертсбуша, Г. Абендрота, Ф. Штидри, О. Фрида и других дирижёров). В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. пел в шефских концертах, участвовал в спектаклях в Москве и Куйбышеве (ныне Самара), где находилась в эвакуации часть труппы Большого театра.
Неоднократно гастролировал за рубежом (впервые – в Париже, концерт в зале Плейель, 1929). В 1930 г. выступал в оперном театре Монте-Карло в спектаклях «Севильский цирюльник» Дж. Россини и «Мефистофель» А. Бойто (заглавная партия), после войны – в Бухаресте (1950), Лондоне (1952), Будапеште (1954).
В 1954–1958 гг. преподавал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. В 1965–1970 гг. заведующий кафедрой сольного пения Московской консерватории (профессор с 1967). Принимал участие в работе жюри международных музыкальных конкурсов в Софии (1956), имени Дж. Энеску в Бухаресте (1964), имени П. И. Чайковского в Москве (1966, 1970); председатель жюри Третьего всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки (Москва, 1965).
С участием М. О. Рейзена записаны оперы «Руслан и Людмила» (1938, Руслан, дирижёр С. А. Самосуд; 1948, Фарлаф, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев), «Князь Игорь» (1951, Кончак, дирижёр Мелик-Пашаев), «Садко» (1946, Варяжский гость, дирижёр В. В. Небольсин; 1952, дирижёр Н. С. Голованов), «Хованщина» (1946, Досифей, дирижёр Б. Э. Хайкин; 1953, дирижёр Небольсин), «Фауст» (Мефистофель, дирижёр Небольсин), «Евгений Онегин» (Гремин, дирижёр А. И. Орлов; обе – 1948), «Борис Годунов» [заглавная партия; 1949–1950, дирижёры Голованов, Небольсин (Сцена у собора Василия Блаженного); 1954, дирижёр Я. Ференчик], «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова (1951, Сальери, дирижёр Самосуд), «Севильский цирюльник» (1951, Базилио, дирижёр Самосуд); большие фрагменты из опер «Русалка», «Псковитянка», «Иван Сусанин» (первую полную публикацию на CD осуществила фирма Aquarius-classic, 2010–2014), 2-я картина 1 действия из оперы «Борис Годунов» (партия Варлаама), «Прощание Вотана и Заклинание огня» из оперы «Валькирия» (1950, дирижёр Небольсин; 1965, дирижёр Г. Н. Рождественский). В 1940–1950-х гг. артист записал произведения камерного репертуара на Всесоюзном радио (бо́льшая часть издана на CD фирмой Aquarius-classic, 2007–2014). В последние годы творчества (1975–1982) Рейзен записал четыре грампластинки на фирме «Мелодия» с романсами и песнями (партию фортепиано исполнял В. И. Хвостин). В Гостелерадиофонде хранятся аудиозаписи воспоминаний певца (1978, 1985).
Снимался в фильме «Большой концерт» (1951, роль Ивана Сусанина, режиссёр В. П. Строева), фильмах-операх «Алеко» (1953, роль Старого цыгана, режиссёры Г. Л. Рошаль, С. И. Сиделёв), «Хованщина» (1959, роль Досифея, режиссёр Строева), в документальных фильмах «Чайковский» (1940, режиссёр Я. Л. Миримов), «Один день и вся жизнь» (1986, режиссёр В. А. Рытченков), «Модест из рода Мусоргских» (1989, режиссёр В. Ф. Окунцов), в телепередачах «Выдающиеся мастера оперной сцены: Марк Рейзен» (1971, режиссёр И. В. Корпаносова), «Встреча с Марком Рейзеном» (1981, режиссёр Н. П. Павлова-Арбенина), «Песня остаётся с человеком» (1987, о «Песне о родине» И. О. Дунаевского), концертных телепрограммах «В гостях у Чайковского» (1974), «Поёт Марк Рейзен» (1975), «В исполнении Марка Рейзена» (1980). Собрание телевизионных музыкальных записей певца издано на DVD «Поёт Марк Рейзен» (Aquarius-classic, 2006).
Сталинская премия 1-й степени за выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства (1941), за участие в спектаклях «Борис Годунов» (1949) и «Хованщина» (1951). Награждён орденами Ленина (1937, 1951, 1976), Трудового Красного Знамени (1955), Дружбы народов (1985).
Дочь – Татьяна Марковна Рейзен (1930–2018), переводчица.
Внучка – Ольга Кирилловна Рейзен (род. 1956), киновед, сценарист.