Самосуд Самуил Абрамович
Самосу́д Самуи́л Абра́мович [2(14).5.1884, Тифлис, ныне Тбилиси – 6.11.1964, Москва], российский дирижёр, народный артист СССР (1937).
Сын военного капельмейстера. В 1906 г. окончил Музыкальное училище Тифлисского отделения Императорского Русского музыкального общества как виолончелист. Стажировался в Праге у Г. Вигана (виолончель) и К. Коваржовица (дирижирование), в Париже у П. Касальса (виолончель), В. д’Энди (композиция) и Э. Колонна (дирижирование).
В 1917–1919 гг. дирижёр Мариинского театра. В 1918–1936 гг. художественный руководитель Малого Ленинградского государственного оперного театра (название с 1926), дирижировал премьерами опер Д. Д. Шостаковича «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934). В 1936–1943 гг. главный дирижёр московского Большого театра, дирижировал операми «Руслан и Людмила» (1937) и «Иван Сусанин» М. И. Глинки (1939, впервые с текстом С. М. Городецкого; Сталинская премия 2-й степени за достижения последних 6–7 лет, выдана в 1941), «Иоланта» П. И. Чайковского (1940) и др. Первый исполнитель Симфонии № 7 Шостаковича (1942, г. Куйбышев, ныне Самара), оперы «Война и мир» (концертная версия, Москва, 1945; Сталинская премия 1-й степени за 1946, выдана в 1947) и Симфонии № 7 С. С. Прокофьева (1952) и др.
В 1943–1950 гг. главный дирижёр Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дирижировал здесь первым исполнением оперы «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1-я редакция, 1947; Сталинская премия 2-й степени за 1951, выдана в 1952). В 1951–1957 гг. возглавлял оркестр Московской филармонии (название с 1953). В 1957 г. организовал и до 1964 г. возглавлял Оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.
Среди многих аудиозаписей – редко звучащие оперы Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» (1947) и «Пан воевода» (1951).
Награждён орденом Ленина (1937).