Рахманинов Сергей Васильевич
Рахма́нинов Серге́й Васи́льевич [20.3(1.4).1873, усадьба Семёново, Старорусский уезд, Новгородская губерния, ныне Старорусский район, Новгородская область – 28.3.1943, Беверли-Хилс, штат Калифорния, США; похоронен на кладбище Кенсико в г. Валхалла, штат Нью-Йорк], российский композитор, пианист, дирижёр.
Пианист, композитор, дирижёр. Начало творческого пути
Из дворян. Его дед, Аркадий Александрович Рахманинов (1808–1881) – известный в середине 19 в. пианист, автор салонных романсов. Рахманинов провёл детство в имении Онег Новгородской губернии, занимался музыкой с 4 лет. С 1882 г. учился в Санкт-Петербургской консерватории как пианист. В 1885 г. по совету своего кузена А. И. Зилоти переведён в Московскую консерваторию в класс фортепиано Н. С. Зверева (жил и воспитывался в его доме до 1889). В эти годы Рахманинов познакомился с А. Г. Рубинштейном, чей фортепианный стиль считал эталонным, и П. И. Чайковским, под влиянием которого стал сочинять и который поддерживал Рахманинова вплоть до своей кончины (1893). В 1891 г. окончил Московскую консерваторию как пианист (класс Зилоти), в 1892 г. – как композитор (теорию и композицию изучал у А. С. Аренского и С. И. Танеева).
Начиная с лета 1890 г., проведённого в Ивановке Тамбовской губернии (ныне деревня в Уваровском районе Тамбовской области) в имении родственников – Сатиных, создал несколько вокальных и фортепианных сочинений, ставших в ряд выдающихся явлений русской музыки (романс «В молчаньи ночи тайной» на стихи А. А. Фета, Сюита для двух фортепиано № 1 и др.). Кузина Рахманинова – Наталья Александровна Сатина, выпускница фортепианного класса Московской консерватории, – впоследствии стала его женой (1902). В 1892 г. в ученическом концерте исполнил I часть своего Концерта для фортепиано с оркестром № 1 (1891) под управлением В. И. Сафонова. В 1892 г. в Москве на «Электрической выставке» впервые исполнил Прелюдию ор. 3 до-диез минор («с колоколами») – впоследствии самую популярную из его фортепианных пьес. Одноактная опера «Алеко» на либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме «Цыганы» А. С. Пушкина (сочинена и инструментована за 1 месяц в качестве дипломной работы) была опубликована издательством «А. Гутхейль» и с успехом поставлена в московском Большом театре (1893). На кончину Чайковского Рахманинов написал трио «Памяти великого художника» (1893; исполнено в 1894 автором, Ю. Э. Конюсом и А. А. Брандуковым). В середине 1890-х гг. Рахманинов – известный московский пианист и композитор, которого поддерживала критика (Н. Д. Кашкин и др.).
В 1893 г. дебютировал как дирижёр в Киеве («Алеко»), в 1895 г. впервые выступил в Москве, продирижировав своим «Каприччио на цыганские темы» (сочинение 1894). В 1897 г. состоялось неудачное исполнение Симфонии № 1 Рахманинова (сочинение 1895) в Санкт-Петербурге под управлением А. К. Глазунова, которое сопровождалось резкими отзывами критиков (Ц. А. Кюи и др.); это событие произвело гнетущее впечатление на Рахманинова и повлекло за собой почти трёхлетний перерыв в сочинении (в дальнейшем он говорил, что симфония была плохо инструментована и сыграна). В 1897–1898 гг. по приглашению С. И. Мамонтова Рахманинов – 2-й дирижёр Частной русской оперы; ряд спектаклей прошёл с участием Ф. И. Шаляпина (например, первая постановка оперы «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, 1898); личная дружба и творческое общение с Шаляпиным продолжались до конца жизни. В 1899 г. Рахманинов с успехом дебютировал в Европе (в Лондоне) как пианист и симфонический дирижёр с исполнением своих сочинений.
Расцвет композиторского творчества. 1900–1917 гг.
В период между 1900 и 1917 гг. создана бо́льшая часть самых ярких и значительных сочинений композитора. В 1901 г. в Москве Рахманинов с оркестром под управлением А. И. Зилоти впервые исполнил свой Концерт для фортепиано с оркестром № 2, посвящённый лечившему его в 1898 г. психотерапевту и гипнотизёру Н. В. Далю (Глинкинская премия, 1904). В 1901 г. состоялось первое исполнение Сюиты для двух фортепиано № 2 (Рахманинов и Зилоти), Сонаты для виолончели и фортепиано (Рахманинов и А. А. Брандуков), в 1902 г. – кантаты «Весна» на текст стихотворения «Зелёный шум» Н. А. Некрасова (под управлением Зилоти; Глинкинская премия, 1906).
В 1904–1906 гг. Рахманинов – дирижёр московского Большого театра, где вёл основной русский оперный репертуар; здесь он впервые в отечественном оперном театре, следуя примеру европейских сцен, перенёс дирижёрский пульт на место перед оркестром (прежде место дирижёра находилось за суфлёрской будкой спиной к оркестру). В Большом театре в 1904 г. под управлением Рахманинова состоялась историческая постановка оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки «в подлинной музыкальной редакции», с Шаляпиным в главной роли, в 1905 г. – московская премьера оперы «Пан воевода» Римского-Корсакова, при полном одобрении автора; в 1906 г. Рахманинов дирижировал премьерами своих новых одноактных опер «Скупой рыцарь» (на текст одноимённой «маленькой трагедии» Пушкина) и «Франческа да Римини» (либретто по «Божественной комедии» Данте). В 1907 г. принял участие как композитор, пианист (Концерт для фортепиано с оркестром № 2) и дирижёр (кантата «Весна») в Русских исторических концертах С. П. Дягилева в Париже. В 1908 г. в Санкт-Петербурге впервые продирижировал своей Симфонией № 2 (1907, посвящена С. И. Танееву; Глинкинская премия, 1908).
В 1909 г. написаны симфоническая поэма «Остров мёртвых» (по одноимённой картине А. Бёклина; Глинкинская премия, 1911) и Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов впервые сыграл его в Нью-Йорке под управлением В. Дамроша; российская премьера состоялась в 1910 в Москве).
Концерты в России, странах Европы (1907–1914), США и Канаде (1909–1910) принесли Рахманинову славу одного из величайших пианистов современности. Росла и его известность как дирижёра (в 1912 в петербургском Мариинском театре он продирижировал оперой «Пиковая дама» Чайковского) и композитора. В 1912–1914 гг. дирижёр симфонических концертов Московского филармонического общества, в котором на протяжении многих лет исполнялись все его новые сочинения. Наиболее значительные сочинения Рахманинова 1910-х гг.: «Литургия Святого Иоанна Златоуста» (1910), «Всенощное бдение» (1915; оба сочинения впервые исполнены Синодальным хором под руководством Н. М. Данилина в Москве) и симфоническая поэма с певцами-солистами и хором «Колокола» (1913; по поэме Э. По, в вольном переводе К. Д. Бальмонта; исполнена в 1913 под управлением автора в Санкт-Петербурге). С 1914 г. давал благотворительные концерты в пользу жертв Первой мировой войны.
Концерт в Большом театре 7(20) января 1917 г. («Утёс», «Остров мёртвых», «Колокола») стал его последним дирижёрским выступлением в России, концерт в Большом театре 25 марта (7 апреля) 1917 г., данный в пользу воюющей русской армии (включал его Концерт для фортепиано с оркестром № 2, дирижёр Э. А. Купер), оказался последним выступлением в Москве. Последнее выступление Рахманинова-пианиста в России состоялось в Ялте 5(18) сентября 1917 г. (Концерт для фортепиано с оркестром Ф. Листа под управлением А. И. Орлова). Последняя работа Рахманинова-композитора в Москве – 2-я редакция его Концерта для фортепиано с оркестром № 1 (1917). В конце ноября 1917 г. Рахманинов выехал из Москвы в концертное турне, 24 декабря с семьёй прибыл в Стокгольм.
За границей. Мировая слава
В конце 1918 г. Рахманинов обосновался в США, где жил, постоянно гастролируя. В отличие от России, где Рахманинов-пианист исполнял прежде всего свою музыку, для Америки он приготовил новые программы с популярной классической музыкой, часто рассчитанные на успех у публики. С. С. Прокофьев записал в дневнике, что Рахманинов пользовался в США «бешеным успехом» (Прокофьев С. С. Дневник, 1907–1933. Ч. 1. Paris, 2002. С. 759). Ежегодно давая десятки концертов в Америке и разных европейских странах, он исполнял разнообразный пианистический репертуар, особенно охотно играл произведения Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Уже с 1919 г. смог давать благотворительные концерты: в пользу голодающих в России (1922), в пользу соотечественников-эмигрантов, в пользу Красной Армии в годы Второй мировой войны.
В середине 1920-х гг. в Париже организовал частное издательство «Таир» (названо по именам дочерей Татьяны и Ирины; существовало до середины 1930-х гг.) с благотворительной целью и для пропаганды русской культуры: издал некоторые свои ноты, а также литературные сочинения И. С. Шмелёва, А. М. Ремизова, автобиографию Н. В. Плевицкой, книги «С. И. Танеев: Мысли о творчестве и воспоминания о жизни» Л. Л. Сабанеева (1930), «Муза и мода» Н. К. Метнера (1935) и др. В США Рахманинов-пианист осуществил множество звукозаписей, в том числе с 1919 г. – на «воспроизводящих роялях» Duo-Art и Ampico (в дальнейшем сделана перезапись с роликов на грампластинки).
В 1922 г. дал первые после отъезда в США концерты в Европе (Лондон). Среди его немногочисленных друзей – Ф. Стейнвей (в 1919–1927 глава фирмы Steinway), близкие по духу музыканты-традиционалисты Н. К. Метнер, Ф. Крейслер. В 1926 г. вновь обратился к композиции: завершил свой Концерт для фортепиано с оркестром № 4, посвящённый Метнеру (Рахманинов исполнил его в 1927 под управлением Л. Стоковского); вдохновлённый пением приехавшей на гастроли в США Н. В. Плевицкой, записал с ней песню «Белилицы-румяницы» (на фирме Victor), которую затем включил в «Три русские песни» для хора и симфонического оркестра (1926).
С 1932 г. проводил лето в Швейцарии в собственном доме на берегу Фирвальдштетского озера близ Люцерна (имение Сенар, название – от «Сергей и Наталья Рахманиновы»). Последние крупные сочинения – Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931, посвящены Ф. Крейслеру), Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934; премьера – в том же году в Балтиморе; исполняли Филадельфийский оркестр под управлением Стоковского и автор), Симфония № 3 (1936; премьера – в том же году в Филадельфии, оркестр и дирижёр те же), «Симфонические танцы» (1940, посвящены первым исполнителям – Филадельфийскому оркестру и дирижёру Ю. Орманди; премьера – 3 января 1941).
В Европе Рахманинов играл до окончательного отъезда в США в августе 1939 г. В конце 1939 г. в Нью-Йорке и Филадельфии прошёл цикл концертов из произведений и с участием Рахманинова в качестве пианиста и дирижёра. В том же году он записал Симфонию № 3 с Филадельфийским оркестром. Между 1939 и 1942 гг. сделаны его последние фортепианные грамзаписи. Последние фортепианные концерты прошли в феврале 1943 г. В 1943 г., заботясь о наследниках, принял американское гражданство. Последний год жил в собственном доме в г. Беверли-Хилс.
Исполнительский стиль
Феноменально одарённый музыкант, Рахманинов прославился как «пианист века». Виртуозное мастерство Рахманинова-пианиста было безгранично, однако оно всегда подчинялось художественному замыслу. Его захватывающая игра отличалась особым характером ритма – энергичного и при этом очень свободного. По отзывам современников, той же гипнотической силой (при внешней сдержанности) отличалось и его дирижёрское искусство.
Композиторское творчество
В большей части сочинений Рахманинов проявился как композитор-романтик. Коренившаяся в его художественной натуре склонность к лирическому самовыражению (согласно его убеждению, музыку надо создавать «чувством», а не «рассудком») подпитывалась постоянной меланхолией и выраженной склонностью к рефлексии. С юных лет его сопровождало и обострённое чувство Родины (ностальгические чувства, которые Рахманинов испытывал по отношению к России и уходящей русской культуре, отразились не только в его творчестве, но и во всём его образе жизни). Наиболее очевидна его связь с творчеством П. И. Чайковского: лирико-трагедийная стихия музыки, обращение к классическим европейским жанрам – опере, симфонии, инструментальному концерту и др., главенство мелодии при тематической наполненности и др. В зрелые годы он очень ценил Н. А. Римского-Корсакова, в особенности его оркестровку. В ранней опере «Алеко» слышны отголоски музыкального веризма. «Скупой рыцарь» продолжает линию русской декламационной оперы, однако здесь, в отличие от «Каменного гостя» А. С. Даргомыжского и «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова, основным выразительным компонентом становится оркестр.
В разнообразном по жанрам творческом наследии Рахманинова центральное место занимают фортепианные сочинения. В них Рахманинов следует традициям пианизма Ф. Листа (его учитель А. И. Зилоти был непосредственным учеником Листа), соединяя их с эмоционально открытыми лирическими темами русского характера.
Фортепианное творчество Рахманинова оказало сильнейшее влияние на развитие мировой фортепианной музыки. В концертном репертуаре 20 – начала 21 вв. прочное место занимают его 4 концерта для фортепиано с оркестром (из них концерты № 2 и 3 – непревзойдённые шедевры жанра), Рапсодия на тему Паганини. Пианистическое мастерство Рахманинова отражено в «Этюдах-картинах» ор. 33 (1911) и ор. 39 (1916–1917), двух фортепианных сонатах (ре минор, 1907, и си-бемоль минор, 1913), Вариациях на тему Корелли (1931), ряде других пьес и концертных транскрипций.
В романсах (около 80, многие – на стихи русских поэтов) едва ли не главенствующую роль играет фортепианная партия (например, из ор. 14, 1896–1897: «Сирень», «Здесь хорошо», на стихи Ф. И. Тютчева – «Весенние воды»).
Симфонии Рахманинова преемственно связаны с концепциями симфоний № 4–6 Чайковского. Заглавная, «роковая» тема Симфонии № 2, проходящая через весь цикл, глубоко символична и отражает растущую тревогу композитора в связи с начавшимися историческими катаклизмами. Как и Чайковский, Рахманинов придал инструментальному концерту черты симфонии, вместе с тем существенно обогатив виртуозно-технический арсенал фортепианной партии. Вершинными достижениями русской симфонической лирики явились медленные части Концерта для фортепиано с оркестром № 2 и Симфонии № 2. Особое единство цикла Концерта для фортепиано с оркестром № 3 обеспечивается сквозной темой, имеющей два мелодических варианта при неизменном ритмическом рисунке; для дальнейшей эволюции творчества Рахманинова важное значение приобрёл начальный узкообъёмный вариант, вызывающий в памяти мелодии знаменного распева (эта особенность мелодического строения позднее будет усилена в теме-эпиграфе Симфонии № 3). Ряд его сочинений вдохновлён живописью, поэзией (оркестровая фантазия «Утёс» по стихотворению М. Ю. Лермонтова, 1893; «Остров мёртвых», «Колокола»), некоторые имеют скрытую программность. Рахманинов обладал особой манерой гармонического письма, образцы применения т. н. рахманиновской гармонии (септаккорд на 4-й ступени в миноре с заменой квинтового тона вводным тоном 7-й ступени) – во многих его ранних и некоторых зрелых сочинениях.
Яркая стилевая черта фортепианных и вокальных сочинений – проработанность фортепианной фактуры, многослойной и мелодизированной, при сохранении её «пианистичности» (т. е. удобства для исполнителя). В музыкально-драматургическом построении крупных форм (вокальных и оркестровых) большое значение имеют широкие размеренные кульминации с долгим нарастанием, мощной вершиной и медленным спадом звучания. Умение выстраивать кульминации, необходимое для «чувства целого», он ставил во главу угла и в своей исполнительской практике.
Несмотря на декларируемый Рахманиновым «антимодернизм», в его творчестве нашли выражение умеренные модернистские тенденции: например, «Остров мёртвых», неоконченная опера «Мона Ванна» (по одноимённой пьесе М. Метерлинка) и некоторые другие сочинения обнаруживают тяготение к символизму. В нескольких сочинениях Рахманинов использует мелодию «Dies irae» как символ смерти («Остров мёртвых», Рапсодия на тему Паганини, «Симфонические танцы»), в символическом смысле трактованы и темы его вариаций (тема 24-го каприса в Рапсодии на тему Паганини; фолия в Вариациях на тему Корелли). «Всенощное бдение» стоит особняком в ряду сочинений русских композиторов на церковнославянские богослужебные тексты и представляет собой образец духовной музыки, выходящей за пределы нарядного музыкального оформления православного богослужения. Притом что его мелодическую основу составляют канонические распевы Обихода, их композиционная и стилевая обработка уникальна: богатейшее полифоническое многоголосие отчасти опирается на приёмы русской народной полифонии, использованы особые тембровые и фактурные хоровые эффекты (divisi хоровых партий, пение с закрытым ртом, имитация колокольного звона и др.). В целом это сочинение может рассматриваться как художественное, символическое изображение Всенощного бдения.
Наследие
В 1982 г. в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области открыт Дом-музей С. В. Рахманинова, здесь ежегодно проходит Международный музыкальный фестиваль его имени; в 1987 г. преобразован в Музей-усадьбу С. В. Рахманинова, с 2019 г. Музей-заповедник С. В. Рахманинова «Ивановка».
Поныне Рахманинов-пианист сохраняет мировую славу непревзойдённого исполнителя своих сочинений: его игра зафиксирована на грампластинках и «воспроизводящих фортепиано» фирм Duo-Art и Ampico (переиздано на компакт-дисках). Широкую известность имели записи его концертов с Филадельфийским оркестром под управлением Ю. Орманди и Л. Стоковского (записи 1929, 1939, 1940). Ныне, однако, его записи почти не издаются и в качественном звучании малодоступны. Среди других знаменитых записей произведений Рахманинова – Концерт для фортепиано с оркестром № 3 в исполнении В. С. Горовица (запись 1951), в исполнении В. Клиберна (запись 1958). Из современных российских пианистов все концерты Рахманинова записал, в частности, Н. Л. Луганский. Симфонические сочинения записали К. П. Кондрашин, Е. Ф. Светланов и многие другие дирижёры. Большое историческое значение имеют записи «Всенощного бдения» под управлением А. В. Свешникова (с Государственным академическим русским хором; впервые в СССР, 1965) и В. А. Чернушенко (с Ленинградской академической капеллой, 1982).
В 2006 г. Русское музыкальное издательство приступило к работе по изданию Полного академического собрания сочинений Рахманинова в 50 томах. В 2023 г. издательство «Музыка» выпустило второе издание литературного наследия Рахманинова (в трёхтомник вошли его статьи, интервью, письма и воспоминания), а также 1-й том полного Собрания фортепианных сочинений композитора (в 13 томах).