Мартынов Владимир Иванович
Марты́нов Влади́мир Ива́нович (род. 20.2.1946, Москва), российский композитор и философ.
Биографические сведения
Сын музыковеда Ивана Ивановича Мартынова (1908–2005). Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н. Н. Сидельникова (1970) и по классу фортепиано М. Л. Межлумова (1971). Изучал музыку традиционных культур, а также средневековую церковную и светскую музыку, участвовал в фольклорных экспедициях (РСФСР, горный Таджикистан). В 1973–1980 гг. занимался в Московской экспериментальной студии электронной музыки.
Основатель (1977) и руководитель (1977–1978) рок-группы «Форпост». Идеолог и организатор инструментального ансамбля Opus Posth (1999, на основе ансамбля «Академия старинной музыки», художественный руководитель Т. Т. Гринденко, жена композитора).
В 1970–1980-х гг. принимал участие в фестивалях авангардной музыки в Риге, Таллине, Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Новосибирске. Один из основателей фестиваля «Альтернатива» (с 1988, Москва).
Выступает с исполнением собственных композиций, в том числе мультимедийных. Осуществил совместные проекты с поэтами Д. А. Приговым, Л. С. Рубинштейном, с рок-музыкантом Л. В. Фёдоровым (лидер группы «АукцЫон»). Участвовал в выставках актуального искусства, представляя арт-объекты. С 2002 г. в Москве проводится ежегодный Фестиваль работ Владимира Мартынова.
Преподавал в Московской духовной академии (1979–1997), вёл курс музыкальной антропологии на философском факультете Московского государственного университета (2005–2014). Инициатор создания певческих групп, занимающихся восстановлением древнерусской певческой системы, при издательском отделе Московского патриархата и Московской духовной академии.
Редактор-составитель ценных для своего времени сборников сочинений Х. Изака, Гильома де Машо, А. Габриели, Дж. Данстейбла, Г. Дюфаи (1976–1980).
Автор многочисленных книг и статей, посвящённых философии культуры.
Приз имени Микаэла Таривердиева на кинофестивале «Кинотавр» (2000) за лучшую музыку к фильму («Русский бунт», режиссёр А. А. Прошкин, 1999).
Государственная премия РФ (2002; совместно с Т. Т. Гринденко).
Музыкальное творчество
Творческий метод Мартынова, отражающий его разносторонние интересы (фольклор, музыка западноевропейского Средневековья и Возрождения, классическая музыка Востока, христианские певческие традиции Запада и Востока, рок-культура, электронная музыка), сочетает принципы авангардизма, постмодернизма, неотрадиционализма и практики т. н. актуального искусства (видеоарт, мультимедиа, интерактивная инсталляция).
В 1-й половине 1970-х гг. Мартынов выступал как представитель радикального авангардизма. В этот период создан ряд додекафонных (Соната для скрипки и фортепиано, «Epistole amorose» для камерного ансамбля, «Гексаграмма» для фортепиано по древнекитайской книге «И цзин») и сонорных («Охранная от кометы Когоутека» для двух фортепиано в 8 рук, написана в связи с открытием Л. Когоутеком кометы; «Асана» для контрабаса соло) сочинений.
В 1974–1978 гг. в творчестве композитора произошёл поворот к минимализму и «новой простоте», идее ритуальности искусства («Листок из альбома» для скрипки, фортепиано, камерного ансамбля и рок-группы, «Рождественская музыка» для смешанного ансамбля и детского хора, Партита для скрипки соло и др.).
Сочинения середины 1980 – 2010-х гг. основаны на методах постминимализма, концептуализма, бриколажа (включение стилевых аллюзий, квазицитат в современный контекст), интертекстуальности, новых формах синтеза с визуальными искусствами, поэзией, театром. В них использованы новые исполнительские стратегии, в том числе связанные с применением средств мультимедиа.
Мартынову принадлежат несколько опер: «Серафические видения Франциска Ассизского» (1978, Таллин), «Упражнения и танцы Гвидо» (1997, фестиваль Sacro Art, Локкум, Германия; сценическая постановка Театра имени Н. Сац, режиссёр Г. Г. Исаакян, 2017), «Vita nuova» (по Данте; 2009, Лондон, Нью-Йорк; сценическая постановка – Башкирский государственный театр оперы и балета, режиссёр Е. Корнеева, 2021), «Школа жён» (опера-буффа, по Мольеру; 2014, Москва, «Новая опера», проект Ю. П. Любимова, режиссёр И. Г. Ушаков).
Важнейшее место в творчестве Мартынова принадлежит сочинениям с участием хора. Для хора а капелла написаны: «Апокалипсис» (1991), «Плач Иеремии» (1992), «Илиада» (с ударными, на текст Гомера, 1998–2001). К оркестрово-хоровым сочинениям относятся: симфония «Сингапур. О чужих краях и людях. Геополитическая утопия» (2005), «Рождественский вертеп» для симфонического оркестра, хора, солистов (2019); произведения для хора и струнного оркестра – «Рождественская музыка» (1976), «Stabat Mater» (1994), Реквием (1995), «Игра человеков и ангелов» (2000). К ним примыкают «Смерть дикого воина» для струнного ансамбля, хора, драматических артистов и видеопроекции на тексты Д. И. Хармса и Л. Н. Толстого (2008, совместный проект ансамбля Opus Posth и «Школы драматического искусства», режиссёр И. В. Яцко) и «Исайя, ликуй!» для академического хора, солистов, фольклорного ансамбля и медных духовых инструментов (2015).
Для симфонического оркестра написаны: «Увертюра в честь Сапелкина» (1970), «Времена года» (1994–2003), «De profundis» (2009, Москва). Сочинение «Войдите!» («Come in!») предназначено для скрипки, струнного оркестра и челесты (1985, Москва).
К произведениям для голоса (голосов) и струнного оркестра относятся: «Passionlieder» (1977), Магнификат («Magnificat quinti toni» для контратенора, скрипки и струнных, 1993), «Гимн брату солнцу. В восьми тонах» («Canticum fratris Solis. Octo tonorum», 1996), «Литания Пресвятой Деве Марии» (1999).
Мартынов – автор камерной музыки: «Der Abschied» («Прощание») для струнного квартета (2006), «Шуберт-Квинтет (Неоконченный)» (2009), «In memory of Górecki» («Памяти Гурецкого», 2010), «"Тристан и Изольда". Продолжение» для струнных, ударных и электроники (2020).
Регулярно выступая как пианист, Мартынов создаёт произведения с участием фортепиано: «Двенадцать побед короля Артура: семь роялей» (1990), «Opus posth II» для двух фортепиано и дисканта (1993), «Бриколаж» (1998), «Переписка» для двух фортепиано (1998, в соавторстве с Г. Пелецисом), мультимедийная композиция «Regio opus posth» (2003), «Сырое и приготовленное» (2009), «Quasi una fantasia» для двух фортепиано (2010), «Gradus ad Parnassum» (2014). В 2023 г. состоялась премьера сочинения для сопрано, струнных и фортепиано «Canzonetta spirituale sopra alla nanna» (2022).
Среди сочинений композитора значатся работы в сфере электронной музыки: «Весенний этюд», «Утро в горах», обработки средневековой композиции «Летний канон», музыки К. Монтеверди, Дж. Булла, И. С. Баха, К. Дебюсси (все 1976); инсталляции – «В сторону Людвига, или Танцы Кали-Юги» (2002), «Стена-сообщение» (фортепиано с видеоинсталляцией, 2007).
Мартынов – автор музыки для театра. Сотрудничал с Московским театром на Таганке (17 спектаклей Ю. П. Любимова, в том числе: «Шарашка», 1998; «"Хроники" Шекспира», «Евгений Онегин», оба – 2000; «Фауст», 2002; «Идите и остановите прогресс (обэриуты)», 2004; «Антигона», 2006; «Замок», 2008), Театром Романа Виктюка, «Школой драматического искусства» А. А. Васильева («Илиада. Песнь XXIII. Погребение Патрокла. Игры», первый показ 2001, официальная премьера 2004), Театром имени Евгения Вахтангова («Старик и море», 2017). Музыка из двух последних спектаклей (оба – режиссёр Васильев) исполняется в качестве самостоятельных произведений.
Ряд крупных, изначально не театральных хоровых, инструментальных и вокально-инструментальных сочинений Мартынова получил сценическое воплощение: «Плач Иеремии» (1996; Российская национальная театральная премия «Золотая маска», 1997), Реквием (в спектакле «А. Пушкин. "Моцарт и Сальери" / В. Мартынов. "Реквием"», 2000, «Школа драматического искусства»; оба – режиссёр А. А. Васильев), «Апокалипсис» (мистерия, 2001, Третья всемирная театральная олимпиада, Москва, режиссёр Ю. П. Любимов), «Времена года» для струнных (перформанс; 2003, режиссёр И. М. Эпельбаум; 2013, театр «Балет Москва», хореографы: А. В. Кадрулёва, К. А. Симонов, А. А. Игнатьев).
Сотрудничал с художниками Ф. Инфанте («Ночь в Галиции», «Выстраивание знака», 2001–2003), А. Романовой («Народный танец», Мартынов – фортепиано, А. Романова – арт-объекты, 2007), А. Д. Бартеневым (перформанс «Три товарища», 2004).
Мартынову принадлежит музыка к анимационным фильмам А. Ю. Хржановского («День чудесный», 1975; «Дом, который построил Джек», 1976; «Чудеса в решете», 1978), кинофильмам С. А. Герасимова («Юность Петра», «В начале славных дел»; оба – 1980), В. Ю. Абдрашитова («Слово для защиты», 1976; «Поворот», 1978), А. А. Прошкина («Михайло Ломоносов», 1986; «Холодное лето пятьдесят третьего...», 1987; «Николай Вавилов», 1990; «Русский бунт», 1999), Н. Н. Досталя («Завещание Ленина», 2007; «Раскол», 2011), П. С. Лунгина («Остров», 2006), П. Соррентино («Великая красота» – «La grande bellezza», 2013) и др.
Среди музыкантов, исполнявших музыку Мартынова: дирижёры – Г. Н. Рождественский, В. А. Гергиев, В. М. Юровский, В. С. Попов, Ю. А. Башмет, А. А. Левин, А. Э. Маркин; скрипачи – Т. Т. Гринденко, Г. Кремер; пианисты – А. Б. Любимов, А. А. Батагов, И. Г. Соколов, М. Э. Дубов, П. О. Осетинская, А. А. Гориболь; певцы – М. Гали, Г. Мурадова, Л. Петрова, Т. Моногарова, Дэвид Джеймс, Марк Такер, Марк Пэдмор; хоры – мужской хор и хор мальчиков Академии хорового искусства имени В. С. Попова, хоры «Сирин», «Илиада», «Братство лютни» (Польша, руководитель А. Пильх), Linnamuusikud (Эстония, руководитель Т. Нийтвяги), детский «Хор Святого Михаила» (Эстония); ансамбли «Академия старинной музыки» (руководитель Т. Т. Гринденко), Кронос-квартет. Для Ансамбля Д. В. Покровского и струнного оркестра им написана «Ночь в Галиции» (1997); для тувинской группы «Хун-Хурту», струнного ансамбля и хора – «Дети Выдры» (2009; оба сочинения – по Велимиру Хлебникову); для Ансамбля ударных М. И. Пекарского – «Иерархия разумных ценностей» (1977), «Распорядок дня» (1978), «Триумф аэробики» (1990), «Обретение абсолютно прекрасного звука» (1993).
Дискография включает виниловые пластинки, выпущенные на фирме «Мелодия» – «Метаморфозы» (1980, совместно с Э. Н. Артемьевым), на которой представлены аранжировки для синтезатора СИНТИ-100 классических (К. Монтеверди, И. С. Бах, К. Дебюсси и др.) и современных музыкальных произведений; «Come in!» (1990), – а также многочисленные CD, среди которых: «The Lamentation of Jeremiah» (1997), «Hymni. "Canticum fratris solis". Magnificat» (2000), «Night in Galicia» (2001), «Come in!» (2001), «Stabat Mater. Requiem» (2003), «The Correspondence» (с Г. Пелецисом, 2003), «Children of the Otter» (2010), «Iliad» (2011), «The Beatitudes» (1998), «Schubert-Quintet (Unfinished)» (2009), «Игры ангелов и людей» (2016).
Религиозно-философская концепция
Религиозно-философская концепция Мартынова исходит из принципиального разграничения богослужебного пения как молитвенной аскетической дисциплины, имеющей своей целью преображение сознания, и музыки как профанной игровой стихии, представляющей собой естественное состояние человека после грехопадения. Основу богослужебного пения, восходящего к ветхозаветному храмовому пению и сложившегося, как и иконопись, в условиях монашеского образа жизни в 1-м тыс. (византийское осмогласие и воспринявшая его древнерусская певческая система 11–17 вв., григорианское пение), составляет «внутренний умный вопль» Иисусовой молитвы (Григорий Синаит) и соответствующий ему способ звуковой организации, который получил законченное выражение в принципе распева. Отсюда двойное значение древнерусской крюковой нотации, фиксирующей одновременно и безмолвный уровень молитвенного движения, и слышимый уровень движения голоса, характеризующегося нерасторжимым единством мелодического интонирования и словесной артикуляции (Мартынов. 1997).
В истории музыки Мартынов выделяет магический, мистический, этический и эстетический этапы, предстающие соответственно как экстатическое действо (камлание шаманов), как медитативное приобщение к космической гармонии (пифагореизм), как «гимнастика души» и средство идеального общественного устроения (Платон, Конфуций) и, наконец, как свободное искусство, дарующее чисто эстетическое наслаждение («интеллектуальное развлечение», Аристотель).
Мартынов выделяет 2 несводимых один к другому типа музыки – характерное для древних и традиционных культур анонимное, внеличное музицирование как акустический аналог божественного или космического порядка, основанный на ритуальном повторении изначальной архетипической модели, которое осуществляется посредством канона, и западноевропейскую авторскую (композиторскую) музыку 2-го тыс., ориентированную на выражение внутреннего мира человека в его неповторимом своеобразии и тем самым на постоянные новации в организации звукового материала на основе принципа композиции. Уникальность западноевропейской музыки определяется тем, что она живёт энергией распада богослужебно-певческой системы, и с каждым перепадом в процессе этого нисхождения совершаются открытия всё новых сфер музыкального искусства.
Антропологическую предпосылку этого перерождения богослужебного пения в музыку (принцип распева сменяется принципом концерта, пребывание в сакральном пространстве – переживанием и выражением сакрального в пространстве искусства) Мартынов усматривает в постепенном расцерковлении сознания, понижении молитвенного уровня (сосредоточенная сердечная молитва, сопровождающая аскетическое «сведение ума в сердце», сменяется спонтанной эмоциональной устремлённостью к «высшим небесным образам»); достоверность спасения во Христе уступает место самоудостоверению человека как источника творческой свободы, послушание как готовность услышать простой зов божественной воли – свободному волеизъявлению, многоголосие которого заглушает этот зов.
Говоря о невозможности богослужебного пения в современную эпоху в силу отсутствия адекватного аскетического опыта и соответствующей ей общественной атмосферы как о частном случае десакрализации мира, Мартынов видит в этом метаисторическое откровение, свидетельствующее об утрате целостности бытия. Этот процесс партикуляризации, или «остывания» бытия, возрастающего отчуждения от него описывается Мартыновым в иерархической последовательности фаз «иконосферы», «культуры», «цивилизации» и «информосферы», характеризующихся соответственно причастностью бытию, соучастием в нём, сочувствованием с ним и просто знанием («информированностью») о нём. Содержащиеся в Откровении святого Иоанна Богослова образы «жены, облечённой в солнце» и «жены, укрывшейся в пустыне» символизируют для Мартынова 2 фазы существования Церкви в мире – как духовного центра общества и источника творческой энергии в строительстве церковной культуры и как переставшей быть таким центром и участвовать в культурном строительстве; продолжая совершать таинства в противостоянии окружающему её секулярному миру, она вынуждена пользоваться услугами расцерковлённой культуры для организации своего визуального и акустического пространства.
Постепенная эмансипация музыки от сакрального канона, господствовавшего в ранних органумах и сохраняющегося в той или иной форме вплоть до Дж. П. да Палестрины и О. ди Лассо, осуществляется в «цепи музыкальных революций» (контрапункт как противостояние канонического и индивидуального, становление и развитие тематизма и автономной тональной системы) и сопровождается усложнением звуковысотных систем и высвобождением динамической музыкальной стихии, достигающей предельного раскрытия в сонатно-симфоническом цикле 18–19 вв. Очевидным проявлением коллапса новоевропейского субъективизма в 20 в. стал кризис самого принципа выражения, идеи автора и произведения как единого и завершённого в себе целого (Мартынов. 2002).
Констатируемое Мартыновым одновременное функционирование в пространстве современного мегаполиса («музыкальном супермаркете») самых разнообразных музыкальных форм, созданий различных эпох, культур, направлений и стилей, становящихся в условиях массовой культуры предметом потребления и объектом манипуляций независимо от своего первоначального назначения, сопряжено с девальвацией смыслового содержания произведения, идея которого сменяется идеей проекта, создающего информационный повод для ситуативной художественной репрезентации. Устная импровизационная практика, с развитием нотопечатания вытесненная на периферию музыкальной жизни, вновь получает широкое распространение в обществе (джаз, рок-музыка и др.), чему способствует техника звукозаписи, непосредственно запечатлевающая музыкальный процесс. В ситуации исчерпанности новационных шагов авангарда и в отталкивании от явленной модернизмом предельной идентификации художника с негативной реальностью мира возникает характерное для постмодернизма сознательное продуцирование симулякров (своего рода «посмертных масок») искусства прошлого, исходящее из невозможности прямого высказывания. В этой актуализации историко-художественной памяти при одновременном осознании своего отчуждения от бытия, «пребывания в божественном отсутствии» Мартынов видит залог возможного обретения «нового сакрального пространства» и нового типа музицирования (музыка как доступный каждому «свободно льющийся нескончаемый поток»), предпосылкой которого должно стать радикальное изменение самого человека и всех его взаимоотношений с миром.