Глиэр Рейнгольд Морицевич
Глиэ́р Рейнго́льд Мо́рицевич [30.12.1874(11.1.1875), Киев – 23.6.1956, Москва], российский композитор, педагог, дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927), народный артист Азербайджанской ССР (1934), народный артист РСФСР (1935), народный артист Узбекской ССР (1937), народный артист СССР (1938).
Его отец Эрнст Мориц Глиер (Glier) (1834–1896), потомственный мастер духовых инструментов, родом из Саксонии, с 1854 г. жил в Варшаве, где работал подмастерьем на фабрике своего дяди; став мастером, обосновался в Киеве. Его мать Жозефина Викентьевна (Юзефа Фёкла, урождённая Корчак), из польских ремесленников. Р. М. Глиэр был третьим из четверых детей в семье, крещён в евангелической лютеранской церкви Святой Екатерины в Киеве как Рейнгольд Эрнст (Шнадт Й. Генеалогия рода Глиеров – Глиэров // Рейнгольд Глiϵр – Борис Лятошинський. 2014. С. 12–29).
С 1897 г. подданный России, с 1913 г. личный почётный гражданин.
С 11 лет учился играть на скрипке, к 14 годам относятся первые композиторские опыты. Учился в Киевской гимназии, с 1891 г. – в Музыкальном училище Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) по классу скрипки О. Шевчика (теорией композиции занимался у Е. А. Рыба), окончил в 1894 г. Под впечатлением от гастролей П. И. Чайковского, состоявшихся в Киеве в 1891 г., решил продолжать обучение в Москве. В 1894 г. поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского, затем перешёл к И. В. Гржимали, гармонию изучал у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, полифонию и музыкальную форму – у С. И. Танеева, в 1900 г. окончил консерваторию по классу сочинения М. М. Ипполитова-Иванова с золотой медалью. Ещё в годы обучения в Киевском училище его близкими друзьями стали Л. В. Николаев, Б. Л. Яворский, И. И. Крыжановский. Переехав в Москву, стал посещать дом А. Б. Гольденвейзера (в 1902 брал у него уроки игры на фортепиано), общался с А. Н. Скрябиным, С. В. Рахманиновым, К. С. Сараджевым. В 1900–1903 гг. участвовал в собраниях Беляевского кружка в Санкт-Петербурге, в 1901 г. М. П. Беляев начал публиковать его сочинения. В 1905 г. Глиэр получил свою первую Глинкинскую премию – за Первый секстет для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей c-moll op. 1, написанный в 1898 г. (посвящён С. И. Танееву, впервые исполнен в 1902 в Петербурге).
С 1901 г. преподавал в Музыкальной школе сестёр Гнесиных (до 1913, затем с 1920). По рекомендации С. И. Танеева в летние месяцы 1902–1903 гг. был приглашён в качестве учителя музыки к юному С. С. Прокофьеву, в 1903 г. готовил к поступлению в консерваторию Н. Я. Мясковского.
В 1904–1908 гг. дважды ездил за границу, посетил Чехию, Польшу, Италию, Германию, Францию, Швейцарию. Давал там уроки С. А. Кусевицкому, сам обучался дирижированию у О. Фрида.
В 1909 г. начал концертную деятельность, исполнял главным образом собственные сочинения (за всю жизнь он появлялся за дирижёрским пультом около 300 раз). Уже в 1910-е гг. пользовался известностью как дирижёр и композитор. В 1912 г., после кончины И. А. Саца, руководство Московского Художественного театра обратилось к Глиэру с просьбой доработать оставшиеся незаконченными его сочинения.
С 1913 г. профессор по классу композиции Киевской консерватории, в 1914–1919 гг. её директор. Вёл классы строгого стиля, фуги, формы, композиции, камерного ансамбля, оркестровый и оперный. Среди учеников: Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, М. П. Фролов. В те же годы член Художественной комиссии ИРМО в Киеве (совместно с Е. А. Рыбом, В. В. Пухальским, Г. Н. Беклемишевым).
С 1920 г. жил в основном в Москве. В 1920–1923 гг. преподавал в 3-м Московском государственном музыкальном техникуме, в 1920–1941 гг. профессор Московской консерватории по классу композиции. Среди его многочисленных учеников: композиторы Б. А. Александров, Л. К. Книппер, А. В. Мосолов, Л. А. Половинкин, Н. П. Раков, В. Г. Фере, А. И. Хачатурян, А. И. Юрасовский, дирижёр Б. Э. Хайкин, теоретики А. Ф. Мутли, И. В. Способин. В 1945 г. С. С. Прокофьев писал: «...кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – или прямым, или внучатым, то есть учеником ученика» (Рейнгольд Морицевич Глиэр. Т. 1. Москва, 1965. С. 53).
В советское время активно занимался просветительской и общественной работой. В разные годы был заведующим музыкальной секцией Московского отдела народного образования, сотрудником Музыкального отдела (МУЗО) Наркомпроса РСФСР, членом этнографической секции московского Пролеткульта, председателем Всероскомдрама, работал в Коммунистическом университете трудящихся Востока, был членом худсовета Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко, заместителем председателя Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства (председатель – Немирович-Данченко), в 1924–1930 гг. – председателем Всероссийского общества драматургов и композиторов.
В 1938 г. председатель Московского союза композиторов, в 1938–1948 гг. (до I Всесоюзного съезда композиторов) председатель Оргкомитета Союза композиторов СССР. Был участником 1-й конференции по вопросам музыкальной и политико-просветительской работы (1926), входил в состав жюри Всесоюзного конкурса композиторов к 100-летию со дня смерти Ф. Шуберта (1927), возглавлял комитет по празднованию 100-летия со дня рождения П. И. Чайковского (1940), был участником научной сессии памяти С. И. Танеева (1945) и т. д. В 1924 г. основан струнный квартет, названный его именем. В 1941 г. ему присвоена учёная степень доктора искусствоведения.
Дарование Глиэра-композитора – по преимуществу лирическое, тесно связано с традициями русской музыки. Он в совершенстве владел мастерством построения музыкальной формы, инструментовкой; оставаясь в пределах классико-романтической гармонии, находил новые приёмы в обращении с фольклорным материалом.
Автор 3 симфоний и значительного количества других сочинений для симфонического оркестра. 1-я симфония Es-dur op. 8 (1900) впервые исполнена в 1902 г. в Москве под управлением В. И. Сафонова, которому и была посвящена. Премьера 2-й симфонии (1907) состоялась в 1908 г. в Берлине под управлением С. А. Кусевицкого, который включил её в своё первое заграничное выступление в качестве дирижёра (эту симфонию Глиэр посвятил Кусевицкому). 3-я симфония h-moll op. 42 «Илья Муромец» – программная (1911, посвящена А. К. Глазунову; Глинкинская премия, 1914), нередко исполнялась зарубежными оркестрами, ею неоднократно дирижировал Л. Стоковский, который писал композитору 25 августа 1944 г.: «Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре, – музыку, которая выражает силу русского народа» (цит. по: Глиэр Р. М. Статьи, воспоминания, материалы. Т. 2. С. 26). Первым программным произведением Глиэра была завершённая в 1908 г. симфоническая поэма «Сирены» f-moll op. 33, посвящённая жене – Марии Робертовне Ренквист (Глинкинская премия, 1912).
В жанре концерта с оркестром им написаны: Концерт для арфы (1938, первая исполнительница – К. А. Эрдели), Концерт для колоратурного сопрано (1943, Сталинская премия 1-й степени, присуждена в 1946), Концерт для виолончели op. 87 (1946; первый исполнитель – С. Н. Кнушевицкий, 1947), Концерт для валторны op. 91 (1950; посвящён первому исполнителю – В. В. Полеху, 1951).
Скрипичный концерт (op. 100) завершён Б. Н. Лятошинским.
За 4-й квартет f-moll ор. 83 (1943; впервые исполнен в Москве 30 октября 1943 Квартетом имени Бетховена, которому и посвящён) Глиэр получил Сталинскую премию 1-й степени (присуждена в 1948). 6 ноября 1937 г. в концерте в честь 20-летия Октябрьской революции в Большом театре под управлением А. В. Гаука была исполнена «Торжественная увертюра» Глиэра (ор. 72), на многие годы ставшая неотъемлемой частью официальных концертов в СССР. 20 марта 1941 г. в Чикаго (США) состоялась премьера увертюры «Ферганский праздник» (ор. 75, 1940), написанной на узбекском материале, посвящённой Чикагскому симфоническому оркестру и его дирижёру Ф. Стоку.
Кроме произведений крупной формы, композитором написаны около 150 пьес для фортепиано (часть из них учебно-методического характера, по заказу Е. Ф. Гнесиной), пьесы для скрипки, виолончели, около 150 романсов и песен (главным образом на стихи современных поэтов).
Большое внимание Р. М. Глиэр уделял музыкально-сценическим жанрам. Написанный в 1912 г. одноактный балет-пантомима «Хризис» (по мотивам романа «Афродита» и поэтического сборника «Песни Билитис» П. Луиса) был поставлен в том же году в Никитском (Интернациональном) театре силами артистов Студии Э. И. Рабенек (хореографы В. Ф. Воскресенская и Т. А. Савинская). В 1921 г. Р. М. Глиэр начал сотрудничать в качестве композитора с Большим театром, по заказу которого написал балет «Запорожцы» (постановка не осуществлена, музыка продолжила существование в качестве одночастного симфонического произведения). В том же 1921 г. здесь был поставлен балет «Хризис» в новой редакции (дирижёр Ю. Ф. Файер, балетмейстер А. А. Горский, художник А. А. Арапов), который, однако, быстро сошёл с афиши как несоответствующий духу времени. В 1926 г. в Большом театре состоялась постановка балета «Эсмеральда» с музыкой Ч. Пуньи в редакции Глиэра (дирижёр Файер, хореография по Ж. Перро и М. И. Петипа, балетмейстер В. Д. Тихомиров, художник М. И. Курилко; в этой редакции балет шёл здесь до 1934).
В историю музыкального театра Р. М. Глиэр вошёл прежде всего как автор балета «Красный мак» (впервые поставлен в 1927 в Большом театре, во 2-й редакции – в 1949 в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова) – своего самого интересного по музыкальному языку произведения в балетном жанре; в этом балете в главной женской роли (Тао Хоа) прославилась Г. С. Уланова.
Стремясь создать произведение на социально значимую тему, Глиэр ещё в 1920-е гг. начал работать над балетом «Комедианты» на сюжет пьесы «Овечий источник» Лопе де Веги. В 1931 г. балет был поставлен на сцене филиала Большого театра (либреттист и режиссёр А. П. Петровский, балетмейстер А. И. Чекрыгин, художник Б. Р. Эрдман), однако после 10 спектаклей снят. В новой редакции, под названием «Дочь Кастилии», поставлен на сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в 1955 г. (балетмейстер А. В. Чичинадзе).
Три оперы Глиэра написаны на азербайджанском и узбекском национальном материале. «Шахсенем» (1925, впервые поставлена на русском языке в 1927 в Азербайджанском театре оперы и балета, премьерой дирижировал А. В. Павлов-Арбенин) и «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков, по одноимённой поэме Алишера Навои, впервые поставлена в 1940 в Узбекском театре оперы и балета) способствовали развитию национального оперного театра в советских республиках. В 1937 г., во время Декады узбекского искусства в Москве, на сцене Филиала Большого театра была показала музыкальная драма «Гюльсара» с музыкой в обработке и инструментовке Глиэра; на её основе он написал оперу «Гюльсара» (соавтор Садыков, поставлена в 1949 в Ташкенте). В 1943 г. на Московском радио состоялось первое исполнение одноактной оперы «Рашель» (либретто М. А. Булгакова и М. И. Алигер по рассказу «Мадемуазель Фифи» Г. де Мопассана, дирижёр А. И. Орлов).
Балет «Медный всадник» по одноимённой поэме А. С. Пушкина, написанный по заказу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1949, балетмейстер Р. В. Захаров; Сталинская премия 1-й степени, присуждена в 1950), в значительной степени связан с традициями балетной музыки П. И. Чайковского и А. К. Глазунова. Музыка финала – «Гимн Великому городу» – послужила основой официального гимна Санкт-Петербурга (вместе с новым текстом окончательно утверждён в 2003).
В 1951 г. по предложению Большого театра Глиэр работал над балетом «Тарас Бульба» (по повести Н. В. Гоголя), постановка которого предполагалась в год 100-летия со дня смерти писателя (1952). Балет был полностью закончен, однако постановка так и не осуществилась.
12–22 мая 1956 г. состоялись последние гастроли Глиэра-дирижёра в Кишинёве и Одессе, где он с большим успехом исполнил сюиту из музыки к балету «Тарас Бульба» (Новосельский К. «Тарас Бульба»: прерванный балет // Рейнгольд Глієр – Борис Лятошинський. 2014. С. 210–222).
Награждён орденом «Знак Почёта» (1938), орденом Ленина «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства» (1945, 1950 и 1955).
Похоронен на Новодевичьем кладбище (бюст-надгробие работы М. К. Аникушина).
Имя Р. М. Глиэра носят Киевское музыкальное училище (с 1956; ныне Киевская муниципальная академия музыки имени Р. М. Глиэра), Республиканский специализированный музыкальный академический лицей в Ташкенте (до 2001 Детская музыкальная школа имени Глиэра), детские музыкальные школы в Москве (с 1993; основана в 1933), Калининграде (с 1956; основана в 1946), Алма-Ате (Казахстан), Маркнойкирхене (Германия). Улица Глиэра есть в Донецке, Магнитогорске и др.