Доницетти Гаэтано
Донице́тти Гаэта́но, Доменико Гаэтано Мария Доницетти (Domenico Gaetano Maria Donizetti) (29.11.1797, Бергамо – 8.4.1848, там же), итальянский композитор.
Из бедной семьи (отец работал швейцаром). Изучал гармонию и контрапункт у С. Майра, в 1815–1817 гг. учился в Болонском филармоническом лицее у С. Маттеи (композиция). Ранние оперы («Пигмалион», 1816; «Энрико, граф Бургундский», поставлена в 1818; «Пётр Великий», поставлена в 1819; обе – в Венеции) написаны в стиле Майра, в дальнейшем Г. Доницетти испытал влияние Дж. Россини. Успехом пользовались его оперы «Зораида Гранадская» (поставлена в 1822, Рим), «Цыганка» (поставлена в 1822, Неаполь).
В 1822 г. переехал в Неаполь, в 1828–1838 гг. был директором королевских театров, с 1834 г. профессор консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла. Оригинальный стиль Г. Доницетти сформировался к началу 1830-х гг. Образец «неистового» романтизма – опера «Анна Болейн» (либретто Ф. Романи по одноимённой трагедии А. Э. Пеполи и драме «Генрих VIII» М.-Ж. де Шенье, поставлена в 1830, Милан, театр «Каркано»; в главных ролях выступили Дж. Паста и Дж. Б. Рубини), отмеченная непрерывностью музыкального развития; в мелодическом стиле оперы сказалось влияние кантилены В. Беллини. В опере «Лукреция Борджиа» (либретто Романи по В. Гюго, поставлена в 1833, Милан, «Ла Скала») Доницетти обратился к современной романтической драматургии, хотя сам оценивал сюжет Гюго как слишком мрачный.
В наиболее популярной опере Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» (либретто С. Каммарано по В. Скотту, поставлена в 1835, Неаполь, «Сан-Карло») воспроизведён шотландский музыкальный колорит. В кульминации оперы (сцена сумасшествия Лючии) для создания фантастического эффекта использована стеклянная гармоника. «Анне Болейн» и «Лючии ди Ламмермур» драматургически близка опера «Роберто Деверё» (либретто С. Каммарано по «Елизавете Английской» Ф. Лансело, поставлена в 1837, Неаполь, «Сан-Карло»), венчаемая чрезвычайно сложной для исполнения сольной сценой главной героини – королевы Елизаветы I Тюдор.
Оперой «Марино Фальеро» (1835) началось сотрудничество композитора с «Театр Итальен» в Париже, куда Г. Доницетти переехал в 1838 г. В том же году Доницетти создал оперу «Полиевкт» (либретто С. Каммарано по П. Корнелю), которая впервые прозвучала в новой редакции на французском языке под названием «Мученики» (либретто Э. Скриба, поставлена в 1840, Парижская опера). Французская и итальянская традиции сплелись в комической опере «Дочь полка» (либретто Ж.-А. Вернуа де Сен-Жоржа и Ж.-Ф.-А. Байяра, поставлена в 1840, Париж, «Опера-Комик») и в серьёзной большой опере «Фаворитка» (либретто А. Руайе и Г. Ваэза, поставлена в 1840, Парижская опера).
С 1842 г. капельмейстер австрийского двора. Для Вены написаны оперы «Линда ди Шамуни» (либретто Г. Росси, поставлена в 1842) и «Мария ди Роган» (либретто С. Каммарано, поставлена в 1843, обе – «Кернтнертортеатр»). Последние оперы Г. Доницетти – «Дон Себастьян Португальский» (поставлена в 1843, Парижская опера) и «Катерина Корнаро» (поставлена в 1844, «Сан-Карло»). Всего написал около 70 опер, более 30 кантат, духовные произведения (в том числе Реквием), более 200 романсов и песен, ариетты, симфонии и другие оркестровые пьесы, вокальные и инструментальные ансамбли (в том числе 18 струнных квартетов).
Творчество Г. Доницетти знаменует кульминацию развития итальянского романтического бельканто. Трагические коллизии, действенные, конфликтные ансамбли и грандиозные массовые сцены его опер оказали влияние на Дж. Верди. Доницетти равно удавались серьёзные и комические оперы; среди последних особым остроумием и в то же время поэтичностью выделяются «Любовный напиток» (либретто Ф. Романи по Э. Скрибу, поставлена в 1832, Милан, театр «Каннобьяна»), в которой традиции оперы-буффа соединяются с романтическим лиризмом (популярен романс Неморино), и «Дон Паскуале» (либретто Дж. Руффини и Доницетти, поставлена в 1843, Париж, «Театр Итальен»).
Начатое в 1988 г. критическое издание опер Г. Доницетти выходит в издательстве Ricordi под руководством Г. Дотто и Р. Паркера.
Брат – Джузеппе Доницетти (1788–1856), дирижёр и композитор, с 1828 г. руководитель военных оркестров Османской империи.