Огнивцев Александр Павлович
О́гнивцев Алекса́ндр Па́влович (27.8.1920, посёлок Петрово-Красноселье Донецкой губернии, Украинская ССР, ныне г. Петровское, Луганская Народная Республика – 7.9.1981, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище), российский певец (бас), народный артист СССР (1965).
Биография и творчество
Сын железнодорожного машиниста. По окончании Харьковского электротехникума связи (1939, ныне Харьковский колледж Государственного университета телекоммуникаций) работал диспетчером связи в г. Ворошилов (ныне Уссурийск, Приморский край). Во время Великой Отечественной войны служил связистом в действующей армии, восстанавливал железнодорожную телефонную связь в освобождённых районах Украины и Молдавии. Участвовал в художественной самодеятельности.
В 1945–1949 гг. обучался в Кишинёвской консерватории (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств; класс пения В. Г. Долева). В 1949 г. выступил в Москве на Всесоюзном смотре вокальных факультетов консерваторий и на 2-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Будапеште. По совету А. В. Неждановой за год окончил 2 последних курса Кишинёвской консерватории и прошёл прослушивание в московский Большой театр. Лауреат 3-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине (1951, 1-я премия).
В 1949–1981 гг. солист Большого театра. Дебютировал в партии Досифея («Хованщина» М. П. Мусоргского, 1950; готовил эту партию под руководством А. В. Неждановой и Н. С. Голованова; Сталинская премия 1-й степени за 1950, вручена в 1951). Александр Огнивцев.По воспоминаниям Н. Д. Шпиллер, «природная интуиция, вдумчивость помогли Огнивцеву найти в партии Досифея правильное тембровое разнообразие, выразительность слова, эмоциональную приподнятость. Значительная, запоминающаяся внешность артиста, полная вокальная свобода и увлечённость способствовали его огромному успеху в спектакле "Хованщина"» (Шпиллер. 1975).
Другие партии, исполненные Огнивцевым в Большом театре: Гремин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, 1950), Пимен (1951) и Борис Годунов (1955, «Борис Годунов» Мусоргского), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини, 1951), Варяжский гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Король Рене («Иоланта» Чайковского; обе – 1952), Иван Грозный («Псковитянка» Римского-Корсакова), Николай I и Бестужев («Декабристы» Ю. А. Шапорина; все – 1953), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно, 1956), Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина, 1959), Филипп II («Дон Карлос» Дж. Верди, 1963), Тезей («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена, 1965), Вожак («Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминова, 1967), Князь Николай Болконский («Война и мир» С. С. Прокофьева, 1970), Генерал («Игрок» Прокофьева, 1974), Тариэл («Похищение луны» О. В. Тактакишвили, 1977).
Обладал сильным басом-кантанте большого диапазона, мастерством сценического перевоплощения, позволявшим создавать разнохарактерные роли – от глубоко трагедийного Бориса Годунова (в этой партии артист неоднократно выступал за рубежом) до острохарактерного Дона Базилио. Александр Огнивцев в партии Бориса Годунова в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. 1976.Одним из лучших образов Огнивцева стал Генерал в опере Прокофьева «Игрок». «Весь облик русского аристократа, попавшего в западню сложных, неразрешимых ситуаций, затягивающих его и доводящих почти до безумия, нашёл в интерпретации Огнивцева удивительно талантливое вокально-сценическое воплощение, – писала Н. Д. Шпиллер. – Внешняя элегантность Генерала лишь прикрывает беспредельную внутреннюю опустошённость, порой глуповатость, соединённую с нелепой напыщенностью. Образ Генерала в "Игроке" – огромная удача А. П. Огнивцева, выдающегося вокалиста, тонко чувствующего актёра» (Шпиллер. 1975).
Выступал как концертный певец. Камерный репертуар Огнивцева включал романсы и песни М. И. Глинки, А. Е. Варламова, П. П. Булахова, А. Л. Гурилёва, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. П. Бородина, А. Г. Рубинштейна, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, В. С. Калинникова, С. В. Рахманинова, А. С. Аренского, М. М. Ипполитова-Иванова, Р. М. Глиэра, А. Т. Гречанинова, Ю. С. Сахновского, Н. К. Метнера, Ю. А. Шапорина, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, Н. П. Ракова, А. К. Власова, В. С. Косенко, Ю. В. Кочурова, А. С. Животова, В. М. Дешевова, А. Г. Флярковского, Р. М. Яхина, А. Н. Холминова, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, С. Монюшко, И. Брамса, Ж.-П. Мартини, Г. Форе, Ж. Бизе, Ж. Массне, К. Сен-Санса, Э. Альнеса, Э. Грига, О. Респиги, Р. Штрауса, А. Онеггера, старинные романсы, русские народные песни (многие из них исполнял сольно, без сопровождения), песни советских композиторов. Своеобразию трактовок Огнивцева во многом способствовало богатство тембровых красок, умелое использование фальцета, которым он часто заканчивал исполнение народных песен и некоторых романсов (например, «С тобою быть» Альнеса, «Я знал тропинку одну» Онеггера). Постоянный концертмейстер Огнивцева – пианист Н. В. Корольков.
Гастролировал с концертами по СССР; выступал в Чехословакии, Индии, Афганистане, Бирме (Мьянма), Венгрии, Франции, Румынии, Турции, ГДР, Австрии, Италии, Канаде, Польше, Японии, США. В 1964 г. участвовал в первых гастролях Большого театра в театре «Ла Скала».
В последние годы жизни преподавал на вокальном факультете ГИТИСа.
Аудиозаписи. Фильмография
Среди аудиозаписей с участием А. П. Огнивцева: оперы «Алеко» С. В. Рахманинова (Старик, 1951, дирижёр Н. С. Голованов), «Хованщина» (1968, 1973, дирижёр Б. Э. Хайкин) и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1970, 1971, заглавная партия), «Псковитянка» (1971) и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1979; все – дирижёр Ю. И. Симонов), «Князь Игорь» А. П. Бородина (1959, дирижёр Е. Ф. Светланов), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1959, дирижёр Хайкин; 1970, дирижёр М. Л. Ростропович; 1975, дирижёр Ф. Ш. Мансуров), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1959, дирижёр М. Ф. Эрмлер), «Декабристы» Ю. А. Шапорина (Николай I, 1953, 1955, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев), «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена (1965, дирижёр Г. Н. Рождественский), «Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминова (1973), «Война и мир» (обе – дирижёр Эрмлер) и «Игрок» С. С. Прокофьева (обе – 1981), «Похищение луны» О. В. Тактакишвили (1977; обе – дирижёр А. Н. Лазарев), сцены и арии из опер, романсы и русские народные песни, сольные концерты. Фирмой «Мелодия» изданы сольные грампластинки.
Снялся в фильме «Римский-Корсаков» (1953, режиссёр Г. Л. Рошаль, роль Ф. И. Шаляпина), в фильме-опере «Алеко» (1953, режиссёры Г. Л. Рошаль, С. И. Сиделёв, заглавная роль), в музыкальных фильмах «Большой концерт» (1951, режиссёр В. П. Строева, роль Уфимцева), «Песни родной стороны» (1953, режиссёр А. В. Фролов, исполнение русской народной песни «Ноченька»), в телефильмах-концертах «Поёт Александр Огнивцев» (1966), «Я романсу отдал честь» (1976, романсы М. И. Глинки, А. Т. Гречанинова, Э. Грига, Ц. А. Кюи, Ф. Листа, А. Онеггера, Р. Штрауса, Ж. Массне, А. Г. Рубинштейна, С. В. Рахманинова) и др. С участием Огнивцева сняты спектакль Большого театра «Садко» (1980, дирижёр Ю. И. Симонов), сольный концерт (1967, Концертный зал имени П. И. Чайковского).
Награды
Награждён орденом «Знак Почёта» (1951), орденом Ленина (1971, 1976), орденом Трудового Красного Знамени (1980).
Память
В 1983 г. на доме в Москве, где жил певец (Котельническая набережная, 1/15), открыта мемориальная доска; на могиле певца на Новодевичьем кладбище установлен памятник (архитектор В. С. Егерев).