Дидло Шарль-Луи
Дидло́ Шарль-Луи́ (Charles-Louis Didelot; полное имя Шарль-Фредерик-Луи, Charles-Frédéric-Louis) [27.3.1767, Стокгольм – 7(19).11.1837, Киев], французский артист балета, хореограф, педагог.
Сын танцовщика Шарля Дидло. Учился в Стокгольме у отца и Луи Фроссара. С 1776 г. в Париже изучал академический танец у Жана Бартелеми Лани и Жака Франсуа Деге. Тогда же работал в детской труппе театра «Амбигю-Комик». Около 1782 г. принят в труппу «Комеди Франсез» как солист в дивертисментах. В 1783 г. ученик школы при Королевской академии музыки и танца. В 1786 г. вернулся в Стокгольм первым танцовщиком придворного театра. Затем выступал в Лондоне в труппе Ж.-Ж. Новерра, в Королевской академии музыки и танца, в труппе Ж. Доберваля (Бордо). В 1795 г. в Лионе сочинил на сборную музыку первую версию балета «Зефир и Флора». В 1796–1801 гг. в Лондоне поставил на музыку Ч. Босси балеты «Флора и Зефир», «Ацис и Галатея», а также «Счастливое кораблекрушение, или Шотландские ведьмы» с посвящением У. Шекспиру.
В 1801–1811 гг. Дидло возглавлял балетную часть Петербургского театрального училища. Спектакли на мифологические и сказочные темы («Аполлон и Дафна» Ф.-А. Филидора, 1802; «Роланд и Моргана, или Разрушение очарованного острова» К. А. Кавоса и Ф. Антонолини, 1803, и др.) принесли ему известность.
Вернувшись в Лондон, возобновил там петербургскую постановку «Зелиса и Альсиндор, или Лес Приключений» Кавоса (1812) и поставил спектакли «Царица Голконды» (1812) и «Пастух и Гамадриада» (1813) Ф. М. А. Венюа и др. Серию своих героических балетов открыл премьерой спектакля «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» на музыку Венюа (1813, Лондон). В 1815 г. поставил балет «Зефир и Флора» Босси на сцене парижской Академии музыки и танца.
С 1816 г. вновь в Санкт-Петербурге, где осуществил свыше 40 постановок: «Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра» (1817) и «Хензи и Тао, или Красавица и чудовище» (1819) Антонолини, «Федра» Кавоса и Ф. П. Турике (1821), «Кавказский пленник, или Тень невесты» Кавоса (1823, по мотивам поэмы А. С. Пушкина). В 1829 г. из-за конфликта с Дирекцией императорских театров вынужден был выйти в отставку.
Лучшие постановки Ш.-Л. Дидло отличали драматургическая логика и стилевое единство; декорационное оформление и сценические эффекты служили раскрытию содержания; кордебалет превратился в активного участника действия. Художественные ансамбли Дидло подготовили преобразования эпохи романтизма в балете. Под его руководством русский балетный театр выдвинулся на одно из первых мест в Европе. Творческие находки хореографа получили развитие во 2-й половине 19 в., в частности в балетах М. И. Петипа. Среди учеников – Е. И. Колосова, М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. А. Лихутина, А. П. Глушковский, Н. О. Гольц.