Эшпай Андрей Яковлевич
Эшпа́й Андре́й Я́ковлевич (15.5.1925, Козьмодемьянск, Марийская автономная область, ныне Республика Марий Эл – 8.11.2015, Москва), российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), народный артист СССР (1981).
Сын марийского композитора и фольклориста Якова Андреевича Эшпая (настоящая фамилия Ишпайкин; 1890–1963). С 1928 г. жил в Москве. С 1944 г. на фронте, дошёл до Берлина. В 1953 г. окончил Московскую консерваторию как композитор (классы Н. Я. Мясковского и Е. К. Голубева) и пианист (класс В. В. Софроницкого), в 1956 г. – аспирантуру (руководитель А. И. Хачатурян). В 1965–1970 гг. профессор Московской консерватории. С 1960 г. секретарь, в 1973–1979 гг. 1-й секретарь Союза композиторов РСФСР, с 1968 г. секретарь Союза композиторов СССР. Председатель жюри Международного конкурса музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского в Москве по специальности фортепиано (1978, 1986, 1998).
С 1957 г. писал музыку к фильмам (всего свыше 60), среди них – «Повесть о первой любви» (1957, режиссёр В. Н. Левин; также снялся как актёр в эпизоде), «Ночной патруль» (1957, режиссёр В. Л. Сухобоков), «Исправленному верить» (1959, режиссёр В. С. Жилин), «Карьера Димы Горина» (1961, режиссёры Ф. В. Довлатян, Л. С. Мирский), «Им покоряется небо» (1963, режиссёр Т. М. Лиознова), «Приходите завтра» (1963), «Майор "Вихрь"» (1967), «Адъютант его превосходительства» (1969, все – режиссёр Е. И. Ташков).
Эшпай – автор многих популярных, преимущественно лирических, песен: «Москвичи» («Серёжка с Малой Бронной»), «Ты одна в моей судьбе», «Я сказал тебе не все слова», «Два берега», «Марш-песня» («Мы шагаем»), написанных в сотрудничестве с поэтами Л. П. Дербенёвым, Е. А. Евтушенко, Г. М. Поженяном, Г. Г. Регистаном, Р. И. Рождественским и др. Песня «А снег идёт» – один из музыкальных символов «оттепели». Песни Эшпая исполняли известные советские артисты, в том числе М. Н. Бернес, Г. М. Великанова, Н. И. Дорда, Е. Г. Кибкало, М. В. Кристалинская, Р. Д. Неменова, М. М. Новохижин, А. Н. Покровский, В. К. Трошин.
В то время как эстрадные песни Эшпая прочно ассоциируются с эпохой позднего СССР, академическая музыка, которую он писал на протяжении всей жизни, выходит далеко за рамки прикладной советской музыки, зачастую имеет экспериментальный характер. Она исполнялась на крупных концертных площадках России, звучала по радио, записывалась на грампластинки и CD. Среди сочинений: балеты «Ангара» (Москва, Большой театр, 1976) и «Круг» (другое название – «Помните!»; Куйбышев, ныне Самара, 1981); оперетта «Нет меня счастливее» (Киев, 1968; ставилась также под другими названиями) и мюзикл «Любить воспрещается» (Братислава, 1973; ставился также под другими названиями). Написал 9 симфоний (1959–2001), из них № 6 – «Литургическая» – включает партию хора с текстами православных молитв (1988). Среди других сочинений для симфонического оркестра: «Симфонические танцы на марийские темы» (1951), сюита «Песни горных и луговых мари» (1983), симфоническая картина «Переход Суворова через Альпы» (1996). Автор концертов для солистов с оркестром: для фортепиано (1954, 1972), скрипки (1956, 1977, 1992, 1994; наиболее известен Концерт № 2, посвящённый памяти Н. Я. Мясковского), альта (1987), виолончели (1989), контрабаса (со струнным оркестром, 1995), флейты (1992), гобоя (1982), кларнета (со струнным оркестром, арфой и литаврами, 1994), фагота (2001), трубы и тромбона (1995), тубы (в сопровождении струнного оркестра и медных духовых инструментов, 2001), саксофона (1986), бассетгорна (2007).
Основа гармонического языка – расширенная тональность, иногда с выходами за её пределы (например, в музыкальном оформлении кульминационной сцены фильма «Адъютант его превосходительства», выдающем влияние И. Ф. Стравинского), в том числе с использованием серийной техники и сонорики (1-я часть Симфонии № 3). Типична колористическая трактовка гармонии: так, в хоре «Воспоминания» на слова А. А. Эшпая мелодическая линия дублируется разными септаккордами (в том числе с использованием техники блок-аккордов); характерно применение в качестве оркестровой краски модализмов (рапсодия «Венгерские напевы» для скрипки с оркестром; 1953), нетерцовой и другой сложной аккордики («Песни горных и луговых мари», Концерт для саксофона с оркестром).
Автор мемуаров «Непрошедшее время. Беседы разных лет» (2005).
Государственная премия СССР (1976). Ленинская премия (1986). Орден Ленина (1985). Орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2000).
Сын – Андрей Андреевич Эшпай (род. 1956), режиссёр, сценарист.