Козловский Иван Семёнович
Козло́вский Ива́н Семёнович [11(24).3.1900, село Марьяновка Васильковского уезда Киевской губернии, Российская империя, ныне Васильковский район, Киевская область, Украина – 21.12.1993, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский певец (тенор), режиссёр, народный артист СССР (1940), Герой Социалистического Труда (1980).
Биография и творчество
Любовь к музыке унаследовал от отца, крестьянина Семёна Осиповича Козловского (1861–1929), игравшего на нескольких музыкальных инструментах; мать – Анна Герасимовна Косинская (1871–1921). С 7 лет Иван вместе с братом Фёдором учился в церковно-приходской школе и пел в хоре при Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве. Позднее пел также в Софийском соборе (регент Я. С. Калишевский), в хоре Троицкого народного дома (театр Н. К. Садовского), в Большом академическом хоре под управлением А. А. Кошица (Киев). По рекомендации последнего в 1917 г. поступил на вокальный факультет Киевского музыкально-драматического института имени Н. В. Лысенко (класс Е. А. Муравьёвой). С конца 1918 г. выступал в Полтавском передвижном музыкально-драматическом театре, исполнял партии в украинских оперных и драматических спектаклях.
В 1920 г., по окончании института, призван в Красную Армию. Службу проходил под Полтавой в 22-й стрелковой бригаде инженерных войск; одновременно пел в вокальном квартете под руководством А. В. Свешникова, руководил хором в воинской части, выступал в недавно сформированном Полтавском оперном театре в партиях Фауста (одноимённая опера Ш. Гуно, среди партнёров – П. И. Цесевич в партии Мефистофеля), Йонтека («Галька» С. Монюшко), Герцога и Альфреда («Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди), Владимира Дубровского («Дубровский» Э. Ф. Направника), Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Синодала («Демон» А. Г. Рубинштейна). В 1923 г. демобилизовался.
В 1923–1924 гг. солист Харьковского театра оперы и балета. Среди исполненных здесь партий особенно выделялись две противоположные – Хозе («Кармен» Ж. Бизе, для драматического тенора) и Звездочёт («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, для тенора-альтино). Обе партии «исполнялись певцом с завидной лёгкостью и большой естественностью. Козловский спел Хозе сильно, темпераментно, трактуя образ солдата скорее в трагическом, нежели в традиционном лирико-драматическом плане. Не форсируя звук, певец свободно доминировал над оркестром. Сказывалось умение владеть дыханием, распоряжаться регистрами» (Поляновский. 1945. С. 17). По воспоминаниям М. О. Рейзена, певшего с Козловским в Харьковской опере, в партии Звездочёта «проявились все качества его красивого голоса: лёгкий, полётный тенор его беспредельно шёл вверх, вплоть до верхнего ми» (Рейзен. 1986. С. 47).
В 1924–1926 гг. солист Свердловского театра оперы и балета. В течение 2 сезонов Козловский выступал здесь в ведущем теноровом репертуаре – лирическом, меццо-характерном, лирико-драматическом (всего было исполнено 25 партий): Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Фауст, Ромео («Фауст», «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Билли Бегот («Трильби» А. И. Юрасовского), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина), Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Шуйский и Юродивый («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Герцог, Альфред («Риголетто», «Травиата» Дж. Верди), Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Пинкертон («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Джеральд («Лакме» Л. Делиба), Басманов («Князь Серебряный» П. Н. Триодина), Вальтер, Лоэнгрин («Тангейзер», «Лоэнгрин» Р. Вагнера), Владимир Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника), Вертер (одноимённая опера Ж. Массне), Фра-Дьяволо (одноимённая опера Д.-Ф.-Э. Обера), Индийский гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Йонтек («Галька» С. Монюшко), Гренише («Корневильские колокола» Р. Планкетта), Бони («Сильва» И. Кальмана), Гофман, Парис («Сказки Гофмана», «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха). «Роль Гофмана великолепно удалась артисту, – писал Г. А. Поляновский. – Мягкими штрихами, иногда с нарочитой эскизной незавершённостью артист рисовал Гофмана – фантаста, искателя красоты, правды, доверчивого и пламенного юношу» (Поляновский. 1945. С. 17–18).
В 1926–1954 гг. солист московского Большого театра. Дебютировал в партии Альфреда в опере «Травиата» Дж. Верди (12 июня 1926, Виолетта – Е. А. Степанова). Исполнил на этой сцене 22 ведущие партии. Обладал звонким, чисто и свободно звучащим лирическим тенором, легко преодолевавшим большой диапазон. «Эластичность дыхания, гибкость и беглость, непревзойдённая лёгкость в верхнем регистре, отточенная дикция – поистине безупречный вокалист, с годами доведший владение голосом до высшей степени виртуозности», – писала о Козловском Н. Д. Шпиллер (Шпиллер. 1961. С. 3).
Одной из первых партий Козловского в Большом театре стала партия Юродивого («Борис Годунов» М. П. Мусоргского) в новой постановке 1927 г. (режиссёр В. А. Лосский), в которой впервые была показана «Сцена у собора Василия Блаженного» (редакция Н. А. Римского-Корсакова, в оркестровке М. М. Ипполитова-Иванова). Образ Юродивого с тех пор стал одним из центральных в российских оперных постановках и вершинным вокально-сценическим созданием Козловского. «Все компоненты выразительности артиста: голос, фигура, манера пения, вечное стремление к оригинальному, необычному, художественная экзальтация, своеобразная сценическая и вокальная смелость – были здесь удивительно кстати и органичны до предела», – вспоминал Б. А. Покровский (Иван Козловский. Воспоминания. Статьи. 2005. С. 458). Позднее артист участвовал в постановках «Бориса Годунова» 1948 г. (Сталинская премия 1-й степени за 1948, вручена в 1949), выступал в этом образе на протяжении всей своей сценической жизни.
Другими шедеврами, созданными Козловским в Большом театре, стали партии Ромео, Ленского и Лоэнгрина (все – 1927), в которых он часто заменял Л. В. Собинова. М. О. Рейзен вспоминал о Козловском в роли Лоэнгрина: «Это был вдохновенный рыцарь священного Грааля – высокий, стройный, пластичный; очень подходил к этой роли и его голос какого-то необычайно прозрачного, если можно так сказать, тембра. Продолжая лирические традиции образа Лоэнгрина, утверждённые Собиновым, Козловский, однако, нашёл новые черты своего героя, благодаря яркой певческой индивидуальности и поэтичной внешности» (Рейзен. 1986. С. 48). По воспоминаниям музыковеда Е. А. Грошевой, Козловский создал образ большой эпической силы, «величественный, благородный и чистый, светящийся "нездешней" красотой» (Грошева. 1960. С. 137). В 1956 г. Козловский поставил в качестве режиссёра спектакль «Лоэнгрин» на сцене Большого театра (с участием солистов радио, с минимумом декораций и костюмов), вновь исполнив в нём заглавную партию. Последний раз он вышел в образах Лоэнгрина и Юродивого в Большом театре на своём творческом вечере (5 апреля 1969).
Образ Ленского артист наделял «теплотой и человечностью, наивной трогательностью и поэтической одухотворённостью», трактуя его «не столько в чисто лирическом, сколько в более… драматическом плане» (Поляновский. 1945. С. 21). Ленский Козловского был с «душою восторженной, впечатлительной, легко и быстро воспламеняющейся»; он «воспринимал мир, природу, любовь, обиду, горечь разочарования с наивной горячностью человека, идеализирующего жизнь и тем трагичнее переживающего измену друга, легкомыслие возлюбленной» (Поляновский. 1945. С. 21–22). Продолжая собиновскую традицию, Козловский вместе с тем создавал свой образ, не заимствуя у Собинова «ни приёмов игры, ни мизансцен» (Поляновский. 1945. С. 22).
Остальные партии, исполненные Козловским в Большом театре: Владимир Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника), Джеральд («Лакме» Л. Делиба), Пинкертон [«Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан») Дж. Пуччини; все – 1926], Рудольф («Богема» Пуччини), Князь Данило-Говорило («Иван-солдат» К. А. Корчмарёва), Герцог («Риголетто» Дж. Верди; все – 1927), Зибель и Фауст («Фауст» Ш. Гуно), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина), Принц («Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева), Индийский гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова; все – 1928), Билли Бегот («Трильби» А. И. Юрасовского, 1929), Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини, 1931), Баян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Берендей («Снегурочка» Римского-Корсакова; обе – 1938), Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна, 1941).
В 1938 г. по инициативе и под художественным руководством И. С. Козловского создан Государственный ансамбль оперы, где на протяжении 3 лет (до 1941) Козловский как режиссёр осуществил ряд концертных постановок; среди них: «Вертер» Ж. Массне, «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, «Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко, «Катерина» Н. Н. Аркаса, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини. В большинстве этих постановок он исполнил главные партии. Спектакли проходили в Большом зале Московской консерватории и в зале московского Дома учёных. Работая над созданием концертного варианта спектакля, Козловский стремился сохранить его драматическую сюжетность; в игре актёров добивался выразительности жеста, мимики, дикции. «В спектаклях Ансамбля по-новому решался целый ряд постановочных проблем, связанных с участием хора, с использованием балета ("не типично оперный балет, а полноправно действующие, немногочисленные, но предельно выразительные танцовщики-актёры"), с размещением оркестра, с предельно лаконичным сценическим оформлением ("Тогда мы мечтали найти новую форму оперного спектакля, основу которого составляло бы звучание, а не зрелищность", – вспоминал много позже Иван Семёнович)» (Пичугин. 1976. С. 190–191). В работе ансамбля принимали участие выдающиеся певцы: Л. Ф. Савранский, В. М. Политковский, В. Р. Сливинский, С. И. Мигай, А. И. Батурин, Н. С. Ханаев, М. П. Максакова, П. И. Селиванов, Ю. С. Кипоренко-Даманский, И. С. Паторжинский, М. И. Литвиненко-Вольгемут, А. И. Орфёнов, Н. П. Рождественская, начинающие творческий путь И. И. Петров, П. И. Чекин, Т. Е. Талахадзе, В. А. Нечаев. Постановке оперы-оратории «Царь Эдип» И. Ф. Стравинского помешало начало Великой Отечественной войны; деятельность ансамбля была прекращена.
В годы Великой Отечественной войны Козловский организовывал концерты, сборы от которых шли в Фонд обороны, выезжал на фронт, пел в госпиталях и на заводах, в воинских частях на передовой и в прифронтовой полосе (часто в дуэте с М. Д. Михайловым), в освобождённых городах.
И. С. Козловский – один из крупнейших камерных певцов. В его обширный концертный репертуар входили романсы и песни А. Н. Верстовского, А. Л. Гурилёва, А. Е. Варламова, П. П. Булахова, М. И. Глинки, М. Л. Яковлева, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Аренского, С. И. Танеева, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинова, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, Ш. Гуно, Ж.-Б. Векерлена, православные духовные песнопения, рождественские колядки, старинные романсы, русские, украинские, советские песни. Исполнял редко звучащие и забытые произведения («Молитва» Глинки, монолог Пимена из музыки Рахманинова к драме А. С. Пушкина «Борис Годунов», «Серенада» для тенора, валторны и струнного оркестра Б. Бриттена, «Поэма о любви и море» Э. Шоссона, романсы Н. К. Метнера, С. Н. Василенко, В. А. Золотарёва), сочинения современных авторов (романсы В. М. Юровского на стихи С. А. Есенина, «Плач о потерянном сердце» и другие произведения В. Г. Кикты). Делал собственные обработки старинных и городских романсов (часто аккомпанировал сам себе на гитаре). На концертной эстраде, как и на оперной сцене, стремился к созданию цельных, законченных образов. В 1962 г. выступил в партии Моцарта в концертном исполнении оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (Концертный зал имени П. И. Чайковского, в партии Сальери – Б. Р. Гмыря). Принял участие в одном из первых в СССР исполнений «Всенощного бдения» Рахманинова (с Государственной русской хоровой капеллой под управлением А. А. Юрлова, 2 марта 1965, Большой зал Московской консерватории). Одно из последних концертных выступлений Козловского состоялось в 1987 г. (программа из произведений Рахманинова, дирижёр И. Б. Гусман, Большой зал Московской консерватории).
Много гастролировал по СССР, выступал в Румынии, Чехословакии, Австрии, Германии (1945), на Цейлоне (1968). В 1960–1970-х гг. принимал участие во Всесоюзных пушкинских праздниках поэзии (Псков, Пушкинские Горы, село Михайловское, Святогорский монастырь). В селе Марьяновка на средства Козловского построены музыкальная школа и культурный центр, в 1969 г. организованы детский хор и духовой оркестр.
Награды
Сталинская премия 1-й степени за выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства (вручена в 1941). Награждён орденом «Знак Почёта» (1937), орденом Ленина (1939, 1951, 1970, 1976, 1980).
Аудио- и видеозаписи
Первые известные записи голоса И. С. Козловского на грампластинке сделаны в 1928 г. («Колыбельная» Б. Флиса, ария Ленского и плач Юродивого, Музтрест, № 38, 61-2). К наиболее ранним его записям относится также сцена Юродивого (дирижёр М. М. Ипполитов-Иванов, Борис – В. М. Политковский, Шуйский – Н. С. Ханаев, 1930). С 1937 г. записывался в фонд Всесоюзного радио (на тонфильм и магнитную ленту).
С участием Козловского записаны оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1936–1939, 1948, 1951), «Князь Игорь» А. П. Бородина (1936–1938, фрагменты; 1941), «Травиата» и «Риголетто» Дж. Верди (обе – 1947), «Ромео и Джульетта» (1947) и «Фауст» Ш. Гуно (1947, 1948), «Вертер» Ж. Массне (1948), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дубровский» Э. Ф. Направника (обе – 1949), «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского (Андрей; обе – 1950), «Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко (Петро; 1950, 1954), «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова (1951, 1962), «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини (обе – 1951), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (Орфей), «Садко» (обе – 1952), «Богема» Пуччини (1954), «Русалка» А. С. Даргомыжского (Князь, 1957, в 1971 под эту фонограмму был снят телефильм-опера), «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Лоэнгрин» Р. Вагнера (обе – 1957), «Катерина» Н. Н. Аркаса (Андрей, 1964), «Галька» С. Монюшко (1983).
Из других многочисленных записей выделяются арии, дуэты и сцены из опер (в том числе с А. В. Неждановой, Е. К. Катульской, Е. В. Шумской, А. А. Ивановым, Б. Р. Гмырей, Н. П. Рождественской, Л. П. Александровской, З. А. Долухановой, М. Н. Звездиной, В. Н. Левко, Б. А. Руденко, Г. А. Писаренко), романсы и песни (в том числе с Квартетом имени Бетховена, вокальные циклы «К далёкой возлюбленной» Л. ван Бетховена и «Любовь поэта» Р. Шумана, последний – под аккомпанемент К. Н. Игумнова, 1945; романсы С. В. Рахманинова в оркестровке В. М. Юровского, старинные романсы под аккомпанемент А. М. Иванова-Крамского, украинские народные песни с Государственной капеллой бандуристов), произведения И. С. Баха (арии из кантат, духовные песни из сборника Г. К. Шемелли), православные песнопения и рождественские колядки, сольные концерты. Изданы CD (на лейблах Aquarius, RCD, Myto и др.).
Снялся в фильме-опере «Борис Годунов» (Юродивый, 1954), в кинофильмах «Большой концерт» (1951; оба – режиссёр В. П. Строева), «Концерт-вальс» (режиссёры М. И. Дубсон, И. З. Трауберг), «Чайковский» (режиссёр Я. Л. Миримов; оба – 1940), «Концерт фронту» (1942, режиссёр М. Я. Слуцкий), «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943, режиссёры С. А. Герасимов, Е. Л. Дзиган, М. К. Калатозов), «Поэма о море» (Кобзарь, 1958, режиссёр Ю. И. Солнцева), «И жизнь, и слёзы, и любовь» (1983, режиссёр Н. Н. Губенко). В фильме-опере «Запорожец за Дунаем» (1937, режиссёр И. П. Кавалеридзе) исполнил вокальную партию Андрея.
С участием Козловского на телевидении сняты фильмы и передачи: «Встречи с мастерами сцены: А. М. Иванов-Крамской» (1972, режиссёр Д. Г. Кознов), «Народный артист» (о М. Д. Михайлове, 1972, режиссёр Л. А. Нечаев), «Памяти Н. А. Обуховой» (1976, режиссёр Ю. М. Богатыренко), «Размышления о Мравинском» (1979, режиссёр С. И. Чекин), «Я помню чудное мгновенье» (1980, режиссёр В. Б. Виноградов), «Борис Гмыря» (1983, режиссёр О. И. Бийма), «Фёдор Фёдорович Федоровский» (1983, режиссёр Д. Ю. Федоровский), «Модест из рода Мусоргских» (1989, режиссёр В. Ф. Окунцов), «Вилла "Валерия"» (1990, режиссёр Ю. С. Сааков), «Друг, помолись за меня» (1993, режиссёры С. В. Литвяков, С. В. Скворцов) и др.
Певцу посвящены документальные фильмы, телепередачи и фильмы-концерты, в том числе: «Иван Козловский» (1960, режиссёр И. В. Венжер), «Встречи с мастерами сцены: И. С. Козловский» (1974, режиссёр Кознов), «Иван Семёнович Козловский» (1978, режиссёр А. Д. Борсюк), «И то же в Вас очарованье…» (1980), «Пел много, как никогда…: Вспоминает И. С. Козловский» (1985; оба – режиссёр Сааков), «Иван Семёнович Козловский: Вера… Надежда… Любовь…» (2010, режиссёр Ю. В. Коваленко), сняты сольные концерты, юбилейные вечера в Большом театре.
Семья
В 1920–1937 гг. был женат на актрисе Александре Алексеевне Герцик (1887–1964), в 1937–1963 гг. – на актрисе Галине Ермолаевне Сергеевой (1914–2000), заслуженной артистке РСФСР (1935).
Память
Именем певца названы переулок в Киеве, детская школа искусств в Москве (при ней действуют фонд и музей имени И. С. Козловского). Мемориальная доска установлена в 2005 г. в Москве на доме, где жил артист в 1936–1993 гг. (Брюсов переулок, дом 7). Памятники открыты в Киеве (скульпторы В. И. Зноба и Н. В. Зноба), в Марьяновке (родном селе артиста, скульптор А. Ф. Игнащенко) и в Москве на могиле певца на Новодевичьем кладбище (скульптор Ю. Г. Орехов). В честь Козловского назван астероид (№ 4944).