Бурнонвиль Август
Бурнонви́ль А́вгуст (Огюст Бурнонвиль; August Bournonville) (21.8.1805, Копенгаген – 30.11.1879, там же), датский артист балета, хореограф, педагог.
Учился у своего отца, Антуана Бурнонвиля (1760–1843), и В. Галеотти в Дании, затем в Париже (1820 и 1824–1826), в частности у О. Вестриса, танцевал в Парижской опере (партнёр М. Тальони). В 1829 г. вернулся в Копенгаген, выступал как танцовщик (до 1848; «Поль и Виргиния» и др.) и балетмейстер (до 1877); в 1855–1856 гг. танцевал в Вене, в 1861–1864 гг. – в Стокгольме. Преподавал танцы при датском королевском дворе.
Поставил более 50 балетов, некоторые сохранились, войдя в мировой репертуар. Наиболее известны: «Сильфида» Х. Лёвеншелля (1836), «Неаполь, или Рыбак и его невеста» Х. С. Паулли, Э. Хельстеда, Н. В. Гаде, Х. К. Люмбю (1842), «Консерватория, или Брачное объявление в газете» (1849) и «Ярмарка в Брюгге, или Три дара» (1852) Паулли, «Народное предание» Гаде и Й. П. Э. Хартмана (1854), «Фестиваль цветов в Джендзано» Хельстеда и Паулли (1858).
Один из последних балетов, поставленных А. Бурнонвилем, – «Из Сибири в Москву» К. К. Мёллера (1876) – возник под впечатлением от поездки в Россию в 1874 г.
Виднейший представитель балета эпохи романтизма. Создавал балеты различных жанров: лирические хореодрамы, комедии, пантомимные балеты, балеты-водевили и др. Соединяя классический танец и характерный танец, обращался к фантастическим преданиям и народному эпосу Дании, широко использовал фольклор разных народов. Включал в свои постановки большие пантомимные сцены, требовавшие от танцовщиков актёрского мастерства.
Творчество А. Бурнонвиля определило национальное своеобразие датского балета. Хореограф уделял особое внимание мимической выразительности, «мелкой технике» ног, виртуозности мужского танца.
Выдающийся педагог создал свою методику преподавания, т. н. урок Бурнонвиля, записанный его учениками и вошедший в балетную педагогическую практику. Благодаря неукоснительному следованию традициям Бурнонвиля классический танец в балете Дании сохранился почти без изменений, не потеряв своего значения и в 21 в.