Мордкин Михаил Михайлович
Мо́рдкин Михаи́л Миха́йлович [9(21).12.1880, Москва – 15.7.1944, Милбрук, штат Нью-Джерси], российский и американский артист балета, хореограф, педагог.
Из семьи оркестранта Большого театра. Окончив в 1900 г. балетное отделение Московского театрального училища (педагог В. Д. Тихомиров), занял ведущее положение в Большом театре. Был сторонником реформ А. А. Горского, в чьей постановке балета «Дон Кихот» Л. Минкуса исполнял специально созданную для него партию Эспады, а позднее и главную партию – Базиля. Среди других партий в балетах Горского: Феб («Дочь Гудулы» А. Ю. Симона), Нур («Нур и Анитра» А. А. Ильинского), Мато («Саламбо» А. Ф. Арендса).
После выступления во время Русских сезонов в Париже 1909 г. в партии Рене де Божанси («Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, балетмейстер М. М. Фокин) Мордкин стал партнёром А. П. Павловой в гастрольных поездках.
В 1910 г. в США осуществил и свои первые постановки, в том числе «Азиадэ» на сборную музыку. В 1911 г., гастролируя с собственной труппой, познакомил американцев с полной многоактной версией балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского.
В 1912 г. вернулся в Большой театр, выступил в новых постановках Горского: «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (Рыбак), «Шубертиана» на музыку Ф. Шуберта (Зонневальд) и «Евника и Петроний» на музыку Ф. Шопена (Петроний). Ставил концертные номера («Итальянский нищий» на музыку К. Сен-Санса, 1913), танцы в драматических спектаклях: «Мнимый больной» Мольера (МХТ, постановка К. С. Станиславского; 1913), «Саломея» О. Уайльда (Камерный театр, постановка А. Я. Таирова; 1917) и др. В 1915–1917 гг. поставил несколько балетов в Киеве («Цветы Гренады» на музыку М. Мошковского, 1915, и др.).
В 1918 г. из-за конфликта с руководством Большого театра покинул труппу, посвятив себя студии (которую создал в 1914) и гастролям с труппой своих учеников. В 1918–1919 гг. работал на Украине (преимущественно в Киеве): основал студию, ставил балеты, а также танцы в одном из самых знаменитых спектаклей тех лет – «Овечий источник» Лопе де Веги в постановке К. А. Марджанишвили.
Снялся в фильмах «Азиадэ» («Невольница гарема», 1918) и «Жизнь не простила» (1920).
В 1920–1922 гг. в Тифлисе (ныне Тбилиси) организовал балетную труппу при Оперном театре, руководил школой, продолжал работать в качестве хореографа («Дионис» на музыку А. К. Глазунова, «Карнавал» на сборную музыку). В 1922 г. вернулся в Москву, гастролировал по России.
В 1924 г. уехал в США и последующие 20 лет провёл в Нью-Йорке, где создал школу, на основе которой несколько раз организовывал гастрольные коллективы. В Америке заявил о себе прежде всего как педагог, много работая и с артистами драмы. Поставил балеты: «Золотая рыбка» на музыку Н. Н. Черепнина (1937), «Трепак» на музыку А. Н. Черепнина и «Весенние голоса» на музыку И. Штрауса (оба – 1938) и др.
Как танцовщик Мордкин сохранял и развивал традиции московского исполнительства, предполагавшего умение выступать как в классических, так и в характерных ролях, сочетать танец с актёрской игрой. Танцовщик, склонный к импровизации, отличался энергичной, экспрессивной манерой исполнения. Он выработал новый – мужественный и динамичный («героический») – стиль, получивший в дальнейшем развитие на отечественной сцене в искусстве А. Н. Ермолаева, В. М. Чабукиани и др.