Белоголовцев Дмитрий Владимирович
Белоголо́вцев Дми́трий Влади́мирович (род. 26.11.1973, Львов), российский артист балета, педагог, народный артист РФ (2008).
В 1992 г. окончил Московское хореографическое училище (педагог А. И. Бондаренко), в 1995 г. – Московское хореографическое училище (вуз) по специальности «хореографическое исполнительство» (педагог Бондаренко). В 1992–2012 гг. в Государственном академическом Большом театре России. Единственный танцовщик своего поколения, сочетавший физическую выносливость, пластичность, виртуозную технику с классической внешней формой. Это позволило ему, вопреки традиции, начать освоение репертуара не с балетов наследия, а с постановок Ю. Н. Григоровича. Под руководством балетмейстера-репетитора Н. Р. Симачёва подготовил партии Яшки («Золотой век» Д. Д. Шостаковича), Спартака («Спартак» А. И. Хачатуряна) и Ферхада («Легенда о любви» А. Меликова), в которых выступал на протяжении всей карьеры. Прошёл в них путь от воспроизведения предшествующей традиции до собственной современной интерпретации. Преодолев героическую «цельность» Спартака и Ферхада, представил их рефлексирующими героями, сомневающимися и страдающими, преодолевающими неуверенность и страх. В дальнейшем репетировал с В. Н. Барыкиным.
Среди партий: Вставное па-де-де («Жизель» А. Адана), Голубая птица и Принц Дезире («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Тибальд и Ромео («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), Петруччио («Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти в обработке К. Х. Штольце), Джеймс («Сильфида» Х. Лёвеншелля).
В партии Короля («Лебединое озеро» П. И. Чайковского, балетмейстер В. В. Васильев) за изломанной пластикой, благородной, мужественной, сдержанной манерой приоткрылась неожиданная импульсивность артиста, которая также проявилась в партиях классического репертуара: Базиль («Дон Кихот») и Солор («Баядерка», оба – Л. Минкуса), Абдерахман и Жан де Бриен («Раймонда» А. К. Глазунова), Злой гений («Лебединое озеро» Чайковского), Таор («Дочь фараона» Ч. Пуньи), Конрад («Корсар» А. Адана).
Творческий расцвет танцовщика пришёлся на период стремительного освоения балетной труппой Большого театра западной хореографии 20 в., в которой проявились широта его актёрского и танцевального диапазона, умение наполнять драматизмом бессюжетные балеты, чутко улавливая музыкальную эмоцию. Первый исполнитель в Большом театре партий: Солист («Моцартиана» на музыку П. И. Чайковского; «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, «Магриттомания» Ю. В. Красавина), Дуэт («Агон» И. Ф. Стравинского), Солист IV части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе).
Среди лучших работ также: Фаворит («Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и А. Г. Шнитке), Квазимодо («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра), Тезей/Оберон («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети), Принц («Золушка» С. С. Прокофьева). Репертуар Д. В. Белоголовцева включал па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда» Ч. Пуньи, па-де-де «Венецианский карнавал» из балета «Сатанилла» на музыку Пуньи – А. К. Лядова, номера «Паганини» на музыку Г. Ф. Генделя, «Укрощение огня» на музыку В. П. Артёмова и др.
В 1998 г. исполнил партию Базиля в спектакле Мариинского театра «Дон Кихот» Л. Минкуса. Первый исполнитель партии Солиста в балете «Green» на музыку А. Вивальди (2000, балетмейстер С. Уэлш) в Театре танца Алексея Фадеечева (Москва). В этой же труппе исполнил партии: Солист («Сны о Японии» на музыку Л. Ето, Н. Ямагути, А. Тоша; «Прелести маньеризма» на музыку Р. Штрауса; I часть балета «Между небом и землёй» на музыку Kronos Quartet). На протяжении многих лет сотрудничал с Балетом Арлингтона (США) и Национальным балетом Израиля (Тель-Авив). Один из самых активных участников международных балетных фестивалей.
С 2002 г. учился на педагогическом отделении балетмейстерского факультета ГИТИСа (педагог Е. П. Валукин; не окончил). С 2012 г. преподаёт в Канаде.
3-я премия VII Международного конкурса артистов балета в Москве (1993), 2-я премия VI Международного балетного конкурса в Джексоне (1998, США), приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Звезда» (2005).