Серов Александр Николаевич (композитор)
Серо́в Алекса́ндр Никола́евич [11(23).1.1820, Cанкт-Петербург – 20.1(1.2).1871, там же], российский композитор, музыкальный писатель.
Отец художника В. А. Серова. В 1835–1840 гг. учился в Училище правоведения, где занимался музыкой у А. Л. Гензельта (фортепиано), К. Б. Шуберта (виолончель) и др. Служил в Министерстве юстиции, с 1845 г. секретарь 4-го департамента Сената; в 1845–1850, 1852–1854 гг. работал главным образом в Крыму, в 1855–1869 гг. вновь в Санкт-Петербурге (в том числе в Министерстве внутренних дел); уволен в чине действительного статского советника.
В 1851 г. начал карьеру музыкального критика (журналы «Современник», «Библиотека для чтения», «Пантеон»), в 1856–1860 гг. фельетонист в «Музыкальном и театральном вестнике», в 1867–1868 гг. вместе с женой издавал газету «Музыка и театр», до 1870 г. хроникёр в Journal de St.-Pétersbourg. В 1858 и 1859 гг. посетил Ф. Листа в Веймаре, впервые был на постановках опер Р. Вагнера, в Цюрихе познакомился с ним лично; из заграничной поездки вернулся убеждённым вагнерианцем, что поставило его в оппозицию как «Могучей кучке», так и Русскому музыкальному обществу. В 1868 г. по поручению Вагнера руководил постановкой оперы «Лоэнгрин» в Санкт-Петербурге (дирижировал Э. Ф. Направник). Опубликовал «Заметки об инструментовке» М. И. Глинки (1856), много сделал для популяризации в России творчества Л. ван Бетховена (автор статей «Тематизм увертюры к опере "Леонора"», 1861, «Девятая симфония Бетховена, её склад и смысл», 1868). В понимании значения музыки Бетховена полемизировал с А. Д. Улыбышевым, в критическом отношении к «Могучей кучке» – с В. В. Стасовым. Ввёл русский термин «музыкознание» (1864). Музыкальную науку не отделял от критики; критику понимал в аналитическом смысле и способствовал её профессионализации.
Известен как оперный композитор. Опера «Юдифь» (либретто по пьесе П. Джакометти; петербургский Мариинский театр, 1863) – одна из немногих русских опер на библейский сюжет. Серов писал о своей приверженности в этой опере музыкально-драматургическим принципам Р. Вагнера, однако на практике их применение ограничилось в основном использованием лейтмотивов. Оркестровка, как и в последующих операх, составляет одну из наиболее сильных сторон музыки Серова. «Юдифь» высоко оценили П. И. Чайковский, В. Ф. Одоевский; М. П. Мусоргский писал, что «Юдифь – первая после "Русалки" [А. С. Даргомыжского] серьёзно трактованная опера на русской сцене» (Мусоргский М. П. Литературное наследие. Кн. 1. Москва, 1971. С. 64). В 1909 г. 4-е действие оперы «Юдифь» показано в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже. Постановка оперы «Рогнеда» (либретто на основе «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и романа «Аскольдова могила» М. Н. Загоскина; Мариинский театр, 1865) вызвала полемику: Серов стремился в этом сочинении к «исторической правде», но в действительности опера продемонстрировала приверженность автора романтической стилистике в духе К. М. фон Вебера и А. Н. Верстовского. В опере «Вражья сила» (либретто по пьесе А. Н. Островского «Не так живи, как хочется», не окончена; завершена В. С. Серовой и Н. Ф. Соловьёвым; поставлена после смерти автора в 1871 в Мариинском театре под управлением Э. Ф. Направника) Серов стремился к созданию бытовой драмы. Открытия Серова в области музыкальной драматургии и выразительных средств, значительные для своего времени, отошли в тень с появлением опер Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина.
Его жена – Валентина Семёновна Серова (урождённая Бергман; 1846–1924), общественный деятель, композитор. Написала оперу «Уриэль Акоста» (либретто по одноимённой драме К. Гуцкова; московский Большой театр, 1885), книги «Серовы А. Н. и В. А. Воспоминания» (1914), «Как рос мой сын» (1968).