Пирогов Александр Степанович
Пирого́в Алекса́ндр Степа́нович [22.6(4.7).1899, Рязань – 26.6.1964, остров Медвежья Голова, Рязанская область; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский певец (бас), народный артист СССР (1937).
Биография
Из крестьян. Сын Степана Ивановича Пирогова (1856–1926), в конце 19 в. основавшего столярную артель при Рязанской духовной семинарии, и Марфы Нефёдьевны Пироговой (в девичестве Воеводина; 1856–1931). Младший из пяти братьев Пироговых, обладавших уникальными голосами. Четверо из них – Григорий Степанович, Михаил Степанович, Алексей Степанович и Александр Степанович Пироговы – стали профессиональными певцами. Третий (по старшинству) брат, Иван Степанович Пирогов (1892–1914), погиб в Первую мировую войну. Сильными голосами обладали их отец и дед.
Петь начал в 16 лет. Первое выступление состоялось в ученическом концерте Рязанского Дворянского собрания. По воспоминаниям хорового дирижёра С. Д. Кроткова, в юности А. С. Пирогов пел в хоре Спасского монастыря в Рязани (Его голос как океан ... 1999. С. 168). По окончании Рязанской частной мужской классической гимназии Н. Н. Зелятрова обучался на историко-филологическом факультете Московского университета (1917–1918), одновременно занимался на вокальном отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (класс В. С. Тютюнника). В 1919–1922 гг. артист хора Передвижного театра Реввоенсовета (концертная бригада, выступавшая главным образом в частях Красной Армии). В 1920 г. вместе с театром находился в Перми, принимал участие в организации здесь красноармейского гарнизонного клуба, музыкально-хоровых коллективов. После окончания Гражданской войны 1917–1922 гг. А. С. Пирогов работал в белорусской оперной труппе (на сцене московского кинотеатра «Уран») и в Белорусском вокальном квартете в Москве.
В 1920-х гг. часто пел в церковном хоре в московском храме великомученика Никиты в Старых Толмачах (снесён в 1935); сохранилось песнопение «Отче наш» для баса с хором с посвящением А. С. Пирогову, написанное консультантом хора, преподавателем Московской консерватории С. В. Евсеевым (Русская духовная музыка в документах и материалах ... 2015. С. 635). С. Д. Катков писал о своих встречах с А. С. Пироговым в эти годы: «По приезде в Рязань Александр не упускал случая, чтобы придти в церковь. За всенощной пел "Блажен муж" П. Чеснокова, "Ныне отпущаеши" Н. Строкина, участвовал в трио А. Соловьёва "От юности моея". На литургии пел "Верую" А. Архангельского, "Тебе поем" А. Степанова, выходил читать Апостол, а также исполнял сольные эпизоды в концертах А. Архангельского или Д. Бортнянского <...> Вершиной его артистического мастерства было чтение паремии. Это было великолепное театрально-вокальное зрелище <...> Особенно интересно было слушать паремии, когда служил диакон Михаил Пирогов, а читал Александр Пирогов» (Его голос как океан ... 1999. С. 170–171).
В 1922–1924 гг. солист «Первой свободной оперы С. И. Зимина» (бывшая Опера С. И. Зимина; дебютировал в партии Орлика в опере «Мазепа» П. И. Чайковского). Всего исполнил здесь 12 оперных партий, среди них: Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Кардинал («Жидовка» Ф. Галеви), Колонна («Риенци» Р. Вагнера), Пимен («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Собакин («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Солейман («Измена» М. М. Ипполитова-Иванова), Боярин Морозов и Иван Грозный («Князь Серебряный» П. Н. Триодина, участник сценической премьеры 7 декабря 1923), Гудал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера); в двух последних операх иногда выступал с братьями Г. С. Пироговым (в партиях Демона и Марселя) и М. С. Пироговым (в партиях Старого слуги и Сторожа). Об одном из спектаклей «Гугеноты» с участием всех трёх братьев вспоминала Ольга Сергеевна Хрущёва (1903–1998), первая жена А. С. Пирогова (Пирогов. 2004. С. 24).
С. Я. Лемешев, впервые услышавший А. С. Пирогова в 1922 г. на сцене этого театра, писал: «Он моментально взял всех нас в плен живым, горячим темпераментом, мощью и красотой голоса... Александр Степанович владел таким мастерством нарастания звука, так умел "развернуть" ноту, что казалось – мощь его голоса беспредельна. Это было мастерство, не выработанное школой, а воспитанное самой природой. Потрясавшее слушателей crescendo Пирогова всегда было вызвано предельной искренностью и открытостью его эмоций» (Лемешев. 1968. С. 113). В этот период большую творческую поддержку начинающему артисту оказывал его старший брат Г. С. Пирогов, помогавший ему создавать законченные вокально-сценические образы, постигать стилистические особенности оперных партий.
Выдающимся созданием А. С. Пирогова на сцене «Свободной оперы С. И. Зимина» стал образ музыканта Свенгали («Трильби» А. И. Юрасовского, премьера 27 февраля 1924, режиссёр И. Н. Просторов, дирижёр А. И. Орлов). Особенное впечатление на зрителей производила сцена гипноза натурщицы Трильби (с целью изучения гипнотической техники А. С. Пирогов посещал сеансы известного в то время врача П. В. Каптерева). Лемешев писал: «Пирогов равно потрясал нас и силой пламенной веры Свенгали в то, что может внушить свою силу Трильби, подчинить её своей любви, и каким-то прямо-таки бездонным отчаянием, когда понимает наконец, что в своём чувстве (любви к другому. – М. Н.) Трильби оказывается сильнее его» (Лемешев. 1968. С. 113–114). По характеристике Е. А. Грошевой, «самое важное было то, что артист отверг несколько "инфернальный" облик Свенгали и показал человека со всеми его страстями и слабостями, создал крупный, незаурядный характер. Эти черты определят весь дальнейший путь певца» (Грошева. 1978. С. 115). Образ Трильби в этом спектакле создала Г. В. Жуковская, позднее ставшая второй женой А. С. Пирогова. В 1924 г. «Свободная опера С. И. Зимина» была расформирована; Пирогова и Жуковскую пригласили в московский Большой театр, где в сентябре того же года состоялась постановка спектакля «Трильби» с их участием на сцене филиала (премьера 2 сентября 1924, режиссёр Ф. Ф. Эрнст, дирижёр М. О. Штейман). Впоследствии они часто выступали вместе в операх «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Фауст» Гуно.
В 1924–1954 гг. солист Большого театра. После выступления в «Трильби» А. С. Пирогов сразу стал одним из ведущих исполнителей басового репертуара на сцене этого театра. Уже в 1924 г. артист исполнил здесь партии Мефистофеля («Фауст» Гуно) и Мельника («Русалка» А. С. Даргомыжского). По воспоминаниям современников, в образе Мефистофеля Пирогов постепенно отошёл от традиционного амплуа «оперного злодея», стремясь передать музыкальными средствами философскую мысль И. В. Гёте. В постановке 1949 г. его Мефистофель выглядел элегантным скучающим скептиком, творящим зло «по привычке» (хотя «Куплеты о Золотом тельце» и «Заклинание цветов» он по-прежнему пел с большим оперным пафосом; Львов. 1951. С. 72; Иванов. 1984. С. 127).
Мельник в интерпретации А. С. Пирогова вырастал в подлинно трагическую фигуру. Сам певец отмечал: «Для творческого роста мне особенно много дали мои рязанские земляки, в частности, для образа Мельника в "Русалке". Я лепил этот образ прямо с моего отца» (цит. по: Львов. 1951. С. 70). По воспоминаниям сына певца, Олега Александровича Пирогова (1925–1980), в знаменитой сцене сумасшествия А. С. Пирогов не трактовал безумие Мельника «как манию величия: не было мощно размахнутых крыльев-рук, величественной поступи, широкого жеста. Его Мельник был жалок. Он семенил по сцене подпрыгивающей походкой, стыдливо запахиваясь в свои лохмотья, или вдруг рассматривал внимательно какой-нибудь один лоскуток, поднимая с земли, и тянул в рот упавшую соломинку...» (Пирогов. 2004. С. 54). Ошеломляющее впечатление производила фраза «удавишь ожерельем» с фа первой октавы, которое Пирогов «явно перетягивал, делая на нём немыслимое crescendo. При всём вокальном великолепии крайней в басовом диапазоне ноты, он разворачивал её, превращая в вопль» (Пирогов. 2004. С. 55).
Одним из самых совершенных созданий А. С. Пирогова на оперной сцене стал образ Бориса Годунова (одноимённая опера Мусоргского). Впервые выступив в этой роли в 1929 г. (в постановке В. А. Лосского), артист вновь вернулся к ней в постановке 1948 г. (режиссёр Л. В. Баратов, дирижёр Н. С. Голованов; Сталинская премия 1-й степени, 1949). Трагический образ Бориса Годунова, его личную драму, разворачивавшуюся на фоне народных потрясений, А. С. Пирогов раскрывал с необыкновенной психологической глубиной, особенно подчёркивая резкие контрастные оттенки в характере героя. Полнота образа углублялась мастерством вокальной декламации певца, её интонационной и драматической выразительностью. В памяти слушателя оставались не только монологи и сцены, но и отдельные фразы (например, обращение к Феодору: «Царевич! Повинуйся!» или предсмертные слова: «Я царь ещё…»; Грошева. 1969. С. 88).
К лучшим ролям артиста относятся также Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина, 1925) и Иван Грозный («Псковитянка» Римского-Корсакова, 1932). Всего артист исполнил в Большом театре 24 партии. Среди них (помимо упомянутых): Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини, 1924), Нилаканта («Лакме» Л. Делиба), Степан Разин (одноимённая опера П. Н. Триодина; обе – 1925), Царь Салтан («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, 1926), Маг Челий («Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева), Руслан («Руслан и Людмила» М. И. Глинки; обе – 1927), Досифей («Хованщина» М. П. Мусоргского), Варяжский гость («Садко» Римского-Корсакова; обе – 1928), Лао Син («Сын Солнца» С. Н. Василенко, 1929), Нингир-Син («Загмук» А. А. Крейна), Надир-шах («Алмаст» А. А. Спендиарова; обе – 1930), Царь Додон («Золотой петушок» Римского-Корсакова, 1932), Люнардо («Четыре деспота» Э. Вольф-Феррари), Гремин («Евгений Онегин» Чайковского; обе – 1933), Вакуленчук («Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко, 1938), Сусанин («Иван Сусанин» Глинки, 1939), Король Рене («Иоланта» Чайковского, 1940), Пестель («Декабристы» Ю. А. Шапорина, 1953).
Одной из последних значительных работ артиста стала партия Кутузова («Война и мир» Прокофьева, премьера в концертном исполнении; дирижёр С. А. Самосуд, Большой зал Московской консерватории, 1945), которую он позднее спел в первой московской постановке оперы на сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1957). Последний спектакль в Большом театре с участием А. С. Пирогова – «Русалка» – состоялся 12 апреля 1956 г. (на сцене филиала Большого театра).
Обладал сильным голосом большого диапазона, с блестящим и мощным верхним, насыщенным центральным и полнозвучным низким регистрами. «Превосходный вокалист, Пирогов никогда не упивался своим голосом, никогда не демонстрировал его. Пение было для него не самоцелью, а средством выражения мыслей, состояния героя» (Лемешев. 1987. С. 136).
Концертная деятельность
Обширный камерный репертуар А. С. Пирогова включал преимущественно произведения русской музыки, в том числе романсы и песни Глинки, А. Е. Варламова, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, М. А. Балакирева, Чайковского, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинова, А. С. Аренского, Василия С. Калинникова, С. И. Танеева, Ипполитова-Иванова, М. И. Бернарда, Д. А. Столыпина, А. Т. Гречанинова, А. К. Глазунова, Василенко, Ю. С. Сахновского, Н. К. Метнера, М. В. Коваля, А. В. Богатырёва, Б. А. Мокроусова, В. А. Белого, А. И. Хачатуряна, В. И. Мурадели, русские народные песни. Участвовал в первом исполнении симфонии-кантаты «На поле Куликовом» (1939, Дмитрий Донской) и оратории «Сказание о битве за Русскую землю» (1944, Воин) Шапорина, оратории «Емельян Пугачёв» Коваля (1939). Часто пел с аккомпаниатором Б. М. Юртайкиным.
Выступал на оперных сценах и концертных площадках Турции, Финляндии, Югославии, много гастролировал в СССР.
Записи
С участием А. С. Пирогова записаны оперы: «Евгений Онегин» Чайковского (Гремин, 1936, дирижёр В. В. Небольсин), «Князь Игорь» Бородина (Галицкий, 1937, фрагменты; полная запись 1941, 1951; все – дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев), «Сказка о царе Салтане» (заглавная партия, 1944, фрагменты, дирижёр Небольсин), «Моцарт и Сальери» (Сальери, дирижёр Самосуд, в партии Моцарта – Лемешев), «Псковитянка» Римского-Корсакова (Иван Грозный, дирижёр С. С. Сахаров), «Фауст» Гуно (Мефистофель; все – 1947), «Русалка» Даргомыжского (Мельник, 1948; обе – дирижёр Небольсин), «Борис Годунов» Мусоргского (заглавная партия, 1949, дирижёр Голованов; 1954, фрагменты юбилейного вечера в Большом театре, дирижёр Мелик-Пашаев), «Морозко» М. И. Красева (заглавная партия, 1949, дирижёр А. П. Чугунов), «Декабристы» Шапорина (Пестель, 1954, дирижёр Мелик-Пашаев); оратории «Сказание о битве за Русскую землю» Шапорина (Воин, 1944, дирижёр А. В. Гаук), «Емельян Пугачёв» Коваля (заглавная партия, 1948, фрагменты, дирижёр С. П. Горчаков). В 1962 г. под фонограмму оперы «Моцарт и Сальери» был снят одноимённый фильм-опера (режиссёр В. М. Гориккер, в роли Сальери – актёр П. П. Глебов, в роли Моцарта – И. М. Смоктуновский). В 1969 г. под фонограмму «Псковитянки» был снят одноимённый телеспектакль (режиссёр В. И. Серков, в роли Ивана Грозного – А. И. Кочетков).
Отдельно записаны (на грампластинки, тонфильм, магнитную плёнку): ариозо Дмитрия Донского из симфонии-кантаты «На поле Куликовом» Шапорина, арии из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Князь Игорь» Бородина (арии Игоря, Галицкого и Кончака), «Борис Годунов» (песня Варлаама) и «Хованщина» (ария Шакловитого) Мусоргского, «Садко», «Сказка о царе Салтане» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Иоланта» Чайковского, «Нижегородцы» Э. Ф. Направника, «Ася» Ипполитова-Иванова, «Алеко» (каватина Алеко, рассказ Старого цыгана) и «Франческа да Римини» Рахманинова, «Трильби» Юрасовского, «1812 год» М. М. Багриновского, «Суворов» Василенко, «Война и мир» Прокофьева, «Броненосец "Потёмкин"» Чишко, «Любовь Яровая» В. Р. Энке, «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского, «Севильский цирюльник» Россини, «Дон Карлос» Верди, «Гугеноты» Мейербера, «Мефистофель» А. Бойто и другие, сцена Мельника и Князя («Русалка», в партии Князя – С. Н. Стрельцов, П. И. Чекин), романсы, народные и советские песни. Изданы сольные CD (на лейблах Preiser Records, Aquarius-classic, IMLab).
Снимался в фильме «Большой концерт» (роль Князя Игоря, 1951), в фильме-опере «Борис Годунов» (заглавная партия, 1954; оба – режиссёр В. П. Строева), на телевидении («Монолог Арбенина», романс «У врат обители святой» Рахманинова, 1952). В 1963–1964 гг. с участием А. С. Пирогова было снято несколько фрагментов из опер, романсов и песен для телефильма о нём («Сын Оки», 1968, режиссёр В. Д. Головин, закончен после смерти артиста): монолог Свенгали («Трильби» Юрасовского), куплеты и серенада Мефистофеля («Фауст» Гуно), ария Шакловитого («Хованщина» Мусоргского), романсы Рахманинова («Всё отнял у меня»), Аренского («Менестрель»), Метнера («Весеннее успокоение», «Я пережил свои желанья»), песни «Из-за острова на стрежень», «Вечерний звон». Некоторые документальные съёмки певца (в том числе фрагменты его юбилейного вечера в Большом театре, 1954) хранятся в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Снят документальный фильм «Поёт Александр Пирогов» (1969, режиссёр А. К. Кустов).
Общественная деятельность
Депутат Верховного Совета РСФСР 4-го созыва.
Награды
Сталинская премия 1-й степени «За многолетние выдающиеся достижения в области искусства» (1943, передал её в Фонд обороны). Награждён орденом Ленина (1937, 1951).
Память
В Москве на доме, где жил певец в 1935–1964 гг. (Брюсов переулок, дом 7), установлена мемориальная доска (2002, скульптор А. К. Тихонов, архитектор И. Н. Новиков). В честь А. С. Пирогова названа улица в Рязани. Имя Григория и Александра Пироговых носит (с 1966) Рязанское музыкальное училище (ныне Рязанский музыкальный колледж), в нём с 2015 г. проводятся Всероссийские конкурсы вокального мастерства имени братьев Пироговых. В селе Новосёлки Рыбновского района Рязанской области с 1994 г. проходит ежегодный праздник песни имени братьев Пироговых, с 1995 г. действует мемориальный Дом-музей Пироговых (улица Пирогова, дом 17). На острове Медвежья Голова на излучине реки Ока, где он часто отдыхал вместе с Алексеем Пироговым, установлена памятная стела.